200. Экопарковки. В Красноярске?..

Aug 30, 2014 19:00

Сообщение студента нашего университета Д. В. Морозова и доктора сельскохозяйственных наук, доцента кафедры технологии и машин природообустройства Елены Владимировны Авдеевой (о проекте, выполненном под ее руководством, мы уже рассказывали) в ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Технологии и оборудование садово-паркового и ландшафтного строительства», которая проходила у нас 27-28 ноября 2013 г., привлекло интерес к экопарковкам. А тут еще обнаружилась одна такая «зеленая» парковка в городе. «Расположилась» она в жилом комплексе «Белые росы» между Абаканской протокой и 24-этажными высотками Ярыгинская набережная 21 и 23. На ней, похоже, с удовольствием паркуют свои автомобили жители ближайших домов. (Как правило, места на парковке не пустуют.)



Интересно, еще где-то в городе есть такие парковки? Если кто-то видел, поделитесь, пожалуйста.

Еще несколько фоток парковки в "Белых росах".













































Захотелось узнать об экопарковках побольше.

Д. В. Морозов и Е. В. Авдеева представляют экопарковки как компромисс между двумя потребностями современного города - в природных зонах и парковках. На обычный газон автомобили ставить нельзя: он просто будет уничтожен. Экопарковки же - это газон необычный, это когда трава высаживается на оборудованную специальной газонной решеткой (еще их называют георешетками) площадку. Эта решетка и защищает корневую систему растений от «вытаптывания» шинами автомобилей. При этом под решеткой выкладывают в определенном порядке слои щебня, песка, геотекстиля - все непросто.

А сами решетки бывают двух видов: пластиковые и бетонные.








Пластиковая газонная решетка, конструкция которой разработана в Германии, изготовляется из полиэтилена высокой плотности, а потому обладает повышенной морозоустойчивостью до -30 градусов. Это трехмерная жесткая модульная конструкция, обладающая высокой водопроницаемостью. Модули скрепляются между собой замками, что позволяет просто транспортировать газонные решетки и монтировать их в короткие сроки. Наши авторы рассказали именно о таких решетках. Бетонный же вариант тоже имеет свои преимущества - кант каждой ячейки значительно утолщен, и это облегчает движение по парковке. А из-за своих размеров и веса бетонная решетка не нуждается в дополнительном креплении с поверхностью и при ландшафтных работах ее легко установить на прежнее место. Экопарковка может выдерживать нагрузку до 1200 кг на квадратный метр или транспорт весом до 40 тонн ( подробнее).

За рубежом экопарковки прижились уже давно - еще в 20-м веке. Экопарковки в Праге (похоже, созданные с помощью бетонных решеток):



Отсюда


Отсюда
В России "зеленые" парковки появились в Москве в 2006 году. Сначала это были парковочные места возле крупных магазинов и торговых центров, позднее - на придворовых территориях.



Отсюда
Сейчас производители газонных решеток продвигают экопарковки даже владельцам частных домов и дачных участков.



Отсюда (Там же большая подборка фотографий зеленых парковок.)



Отсюда (Там же предложение московской фирмы и последовательность выкладывания парковки.)



Отсюда (Там же подробные инструкции по самостоятельной укладке решетки.)
В России «зеленые» парковки в последние годы появились во многих городах. Среди них Ульяновск, Нижний Новгород, Киров, Набережные Челны.



Ульяновск



Киров
Увы, благое намерение в российских городах не так гладко реализуется, как бы хотелось. В Москве уже говорят о провале идеи экопарковок. Основные причины две: низкая культура автолюбителей и проблемы с уходом за газонами. Из статьи, на которую ссылка выше: "Ни в одной из бетонных ячеек травы нет и в помине. Все, чего удалось достичь - вызвать бодрый матерок у пешеходов, пересекающих парковку: по дурацким плиткам с дырками очень неудобно ходить даже в обычной обуви, а уж как справляются с этой задачей девушки на каблуках - я и вовсе не представляю. ... Уложена сотовая плитка криво (сразу чувствуется рука наших трудолюбивых гостей из Средней Азии), а чахлые росточки травы лишь кое-где несмело торчат из бетона. Ни красоты, ни обещанных производителями удобств".



Экопарковка в Москве

Сложности с уборокой экопарковок ощутили и в Зеленограде. Особенно проблемно ухаживать за "зелеными" парковками оказалось зимой. "Не пошли парковки экологические - дорогая и убирать замучаешься. - говорил летом в эфире зеленоградского телевидения первый зампрефекта Алексей Михальченков. - Эксплуатация становится дороже, чем сама эта полянка. Поэтому пока решили не торопиться с экопарковками, там где удобно и экономически целесообразно эксплуатировать - делаем. Остальное - закатываем в асфальт". В Минске экопарковки, купленные горожанами для своих машин, тоже не выглядят привлекательно. Кроме того, оказалось, что их укладка и продажа вступили в противоречие с существующим законодательством, и прокуратура их запретила. А в районе Москвы Митино история с экопарковками стала историей очередного лохотрона.Среди прочих оснований для возникновения проблем с экопарковками, есть и объективные. Вот несколько из статьи «Экопарковка» в Википедии:
- При заезде машин на полимерную газонную решётку может происходить обрезание примявшихся ростков об края ячеек решётки.
- Постоянную стоянку на таком газоне делать нельзя, машину нужно переставлять каждые 2-3 дня. Также необходимо обеспечивать хотя бы периодический доступ к солнцу, иначе весь газон будет пожухлого цвета.
- Ядовитые технические жидкости автомобиля, неизбежно попадающие в почву, будут отравлять землю, убивая всё растущее. А очистка земли в ячейках сложна (требует демонтажа минимум одной плиты).
- Без специально подготовленной основы из геотекстиля, т.е. при нарушении технологии укладки, через небольшое время эксплуатации модули газонной решетки могут проседать.

В Сибири серьезный разговор о целесообразности организации экопарковок ведут в старинном Томске. Дискуссия разгорелась не на шутку - дошла до категоричной критики ученых. "Зеленые" парковки были предложены властями Томска в прошлом году. И даже была определен дом, возле которого должна появиться первая экопарковка. Экологи же забеспокоились, что "в условиях суровых сибирских зим, газон на парковке придется ежегодно восстанавливать, автомобилисты говорят, что во дворах мало места для обустройства парковок. ... Доцент биологического института Томского государственного университета (ТГУ) Лариса Куровская считает, что такие парковки в условиях сибирских зим экономически не выгодны и не функциональны. Она отметила, что в Сибири даже под сугробом газоны плохо перезимовывают, а на экопарковке и вовсе не будет снега. Грунт будет глубоко промерзать, и каждый год под георешеткой придется заново формировать газон. "Я не исключаю, что в условиях наших зим эта парковка потребует ежегодной реконструкции. Для этого придется демонтировать все решетки, чтобы убрать старый грунт с дерниной (корнями), засыпать новый грунт, засеять его семенами трав, обеспечить регулярный уход. Пока формируется устойчивый к нагрузкам газон, парковка не будет функционировать, что создаст дополнительные проблемы", - сказала она". Об этом обсуждении писали в декабре 2013 года. В какую сторону развивалась история, непонятно: в интернете только того периода материалы, где об экопарковках в городе только в будущем времени.

Если внимательно рассмотреть фотографии с нашей, Красноярской, экопарковкой, тоже видны "залысины", но в целом газон выглядит, конечно, более менее прилично и значительно отличается в лучшую сторону от московского, что на последней фотографии. Что с ним станет дальше? Будут ли в городе развиваться экопарковки, посмотрим. Сегодня в городе уже есть как минимум одна компания, предлагающая газонные решетки.

Да! К слову сказать, георешетки (газонные решетки их разновидность) используют не только для организации экопарковок. Их применяют для укрепления склонов, откосов, берегов и прибрежной зоны водоемов, а также при строительстве подпорных стенок. В тех же "Белых росах" именно с помощью георешоток укрепляли берег Абаканской протоки.

город, экология, транспорт

Previous post Next post
Up