178. Автобиография Всеволода Севастьянова: роман с институтом, наукой и политикой

Apr 03, 2014 22:30

Всеволод Николаевич Севастьянов, всем известный красноярский политик, депутат краевого Совета народных депутатов и Законодательного собрания Красноярского края, ректор нашего университета в 1985-1990 годах, совсем недавно подарил библиотеке две своих книги. А точнее, книгу и рукопись. Первая - поэтический сборник с оптимистичным названием «За туманами видеть звезду». Второй текст - это автобиография, написанная преимущественно в ракурсе «Я и Сибирский технологический». Когда-то она, вероятно, будет издана, а пока в нашей библиотеке рукопись на 32-х листах формата А4. Как раз о ней сегодня речь.


Текст автобиографии Всеволода Николаевича предварен пояснением: «Неутомимый и педантичный главный нынешний историограф института, когда-то пришедший в институт из погранвойск и сохранивший от службы точность и ответственность Алексей Григорьевич Лапкаев предложил предоставить ему для подготовки буклета материалы и фотографии.
Мне же показалось, что если я напишу о прошлом сам в автобиографическом варианте, то эти материалы приобретут живую окраску, субъективную оценку в рамках моих собственных впечатлений».

Автобиография, в самом деле, получилась очень живой: в каждой строчке - автор и его личная оценка происходящего, реакция на те или иные события. Текст очень неформальный: доверительный, повествовательный, с нескупыми эмоциями, развернутыми оценками личностей коллег, преподавателей. Нет-нет да встретится предложение, содержимое которого можно было бы передать гораздо более скромными языковыми средствами, но автор не обошелся ими - предпочел индивидуальный стиль.

Охватывает автобиография период с 1956 года, когда Всеволод Севастьянов поступил учиться в СибГТУ, до 1990 года, когда закончился период его ректорства, и меняющаяся в стране обстановка перевела жизнь «на политические рельсы». В 1990 году Всеволод Николаевич избирается председателем Краевого Совета народных депутатов. Дальнейший период его работы в институте, с 1991 года и до настоящего времени, остался за страницами этого текста, хотя в 1991-1998 годах он работает заведующим кафедрой.

Основные вехи, описанные в автобиографии:
В 1956 г. Всеволод Севастьянов поступает на химико-технологический факультет на «номерную» специальность, где готовились будущие инженеры-технологи по производству ракетных топлив и взрывчатых веществ. Но в силу обстоятельств оказывается в группе технологов для производства химических волокон (на номерную специальность переводится позже).
На 1-м курсе его избирают комсоргом, а на втором - секретарем факультетского бюро факультета и членом комитета комсомола института.
В декабре 1959 года переводят на работу в аппарат крайкома ВЛКСМ. Всеволод Николаевич оказывается на заочном отделении.
В 1962 году восстановлен на дневном отделении и вскоре избран секретарем комитета ВЛКСМ и членом крайкома комсомола.
В 1965 году, окончив институт, остается в вузе и работает на вновь открывшейся кафедре автоматизации производственных процессов.



Эта и следующие фотографии - иллюстрации к автобиографии
В конце 60-х - начале 70-х работает в составе исследовательской группы на заводе химических волокон, изучающей проблемы управления процессами с распределенными параметрами.
В декабре 1970 года избирается секретарем парткома института.
3 июня 1974 года - защита диссертации «Исследование конвективных сушильных установок вискозного шелка как объектов автоматического управления». (Об этом событии Всеволод Николаевич только упоминает, не приводя темы работы.)
В 1967 году назначен на должность ректора завода-ВТУЗА (сегодня Сибирский государственный аэрокосмический университет).
В 1978 году - изменения в направлении научных исследований. Во ВТУЗе открывается кафедра экономики, и Всеволод Николаевич увлекается проблемами регионального планирования и территориального размещения производственных сил.
В марте 1980 г. назначается заведующим отделом науки и учебных заведений Красноярского крайкома КПСС.
В 1985 году назначается по предложению П. Федирко на должность ректора Сибирского технологического института и работает в ней до 1990 года.

Каждый из этих периодов представлен, охарактеризован, каждому дана оценка, описание каждого эмоционально окрашено, в каждом выделено главное - личностно значимое, по-особенному «заводившее», повлиявшее на становление и дальнейшую судьбу.

Рассказ о периоде учебы содержит впечатления о бескорыстном порыве участия в больших стройках, стройотрядах, отрядах по наведению общественного порядка.


«…учеба воспринималась не только как желание иметь высшее образование, а как важнейшая необходимость эффективно участвовать в развернувшейся в то же время программе химизации народного хозяйства. Комсомольский призыв того времени - Даешь Большую Химию! - в немалой степени определял свое отношение к учебе. Очень ярким проявлением стремления быть непосредственными участниками тех больших государственных свершений стало формирование студенческих отрядов. На комсомольском собрании факультета подавляющим большинством голосов было принято решение считать комсомольскую организацию ХТФ мобилизованной на строительство Красноярского целлюлозно-бумажного комбината в период летних каникул. … А работали, между прочим, бесплатно. … Я и сегодня уверен, что доверенная мне тогда должность командира этого отряда в 300 человек была первым важнейшим в моей жизни испытанием и воспитанием ответственности».
«Для всего студенческого актива института яркой страницей жизни осталась борьба за наведение общественного порядка в городе. Лесотехнический, а позднее технологический институт был зачинателем и основным ядром комсомольских активных отрядов (КАО). … На наших удостоверениях было написано: "Смелость, сплоченность, сила", а главным девизом было: "Пусть земля горит под ногами хулиганов"».
Здесь вспоминаются сцены из фильма "Стиляги" с патрулированием комсомольцами вечерних улиц. Интересно, было ли здесь что-то подобное?..

О периоде работы в аппарате крайкома ВЛКСМ - немного, так как эти годы, с 1959 по 1962 год, были мало связаны с жизнью института.
«Меньше года я проработал инструктором отдела пропаганды и агитации, а затем был назначен заведующим отделом физкультурной и оборонно-массовой работы крайкома ВЛКСМ. Масштаб работы - весь край! Я впервые на практике ощутил, какой он большой и многообразный, как интенсивно развивается и в промышленности, и в сельском хозяйстве, в науке, образовании и культуре. И какой разный образ жизни на городском асфальте и в непролазной деревенской грязи.
Было много командировок, мне, по молодости лет, очень нравились верхоконные поездки из райцентров в глубинку».

Довольно значительный по объему и содержательности фрагмент посвящен периоду ректорства во ВТУЗе - особом высшем учебном заведении Красноярска. Из него много интересного узнаешь, собственно, об истории самого ВТУЗа.
«Завод-ВТУЗ был создан в 1960 году, когда началась реализация программы приближения технологии высшего образования (да и образования вообще) к практическим требованиям производства. В упрощенной форме можно сказать, что половину учебного времени из установленного шестилетнего срока обучения студенты совмещали с работой на производстве… Красноярский завод-ВТУЗ … был предназначен для подготовки специалистов для Министерства общего машиностроения. Так тогда называлась отрасль по производству ракетной и космической техники. Красноярский завод-ВТУЗ не имел гражданских специальностей, поэтому в легальном виде прятался под названием филиала политехнического института. …
А тогда, когда я приступил к работе ректором этого учебного заведения в августе 1976 года, положение дел было удручающим. В марте 1971 года коллегия Минвуза СССР приняла решение о нецелесообразности дальнейшего существования Красноярского завода-ВТУЗа вследствие слабой теоретической подготовки его выпускников (прагматические интересы базового предприятия придавливали учебный процесс). А в мае того же года Министр обороны издал приказ о закрытии военной кафедры Красноярского завода-ВТУЗа, что вообще делало бесперспективным, если даже не бессмысленным его существование.
Много позднее, набив, что называется «шишки» в принятии и реализации серьезных управленческих решений, я бы ни за что не взялся за решение этой, можно сказать, почти не решаемой задачи. Но тогда по молодости лет, азарту и стремлению к преодолению преград кинулся «головой очертя в омут».
ВТУЗ был сохранен, более того, «пошел в гору». А для Всеволода Николаевича он стал еще и стартом в новую перспективную научную тему, которой он в том или ином преломлении занимался все последующие периоды жизни и занимается до сих пор. Это территориальное планирование и управление социально-экономическим развитием. (Тогда в 70-х это было проектирование «красноярских десятилеток».)

Период ректорства в СибГТУ (тогда СибТИ) пришелся на перестройку. Это была важная «пятилетка» в жизни Всеволода Севастьянова. Он посвящает ей пятую часть всей автобиографии.
«Несколько большая самостоятельность, полученная ВУЗами, позволила искать и создавать новые направления деятельности и использовать новые формы работы.
Открывались новые филиалы кафедр, учебные центры. Новый и серьезный опыт такого рода был реализован на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, на лесоперерабатывающих комбинатах г. Лесосибирска.
… Большие возможности развития производственных связей и внедрения прикладных разработок получила наука; при институте был создан научно-производственный кооператив «Темп».
Появились новые возможности в развитии материальной базы института. В Минвузе РСФСР был согласован план строительства жилых домов и общежитий, сформирована программа переоснащения вуза современным исследовательским и учебным оборудованием, техническими средствами. К сожалению, началом, как теперь говорят «лихих 90-х» этим планам был нанесен серьезный удар, но кое-что удалось сделать, да и вуз со временем оправился от этого удара».



Как это было в «лихие 90-е», подробно описал следующий ректор Эдуард Станиславович Бука в недавно вышедшей книге «Этапы большого пути… (1990-2007 гг.)». Мы о ней рассказывали.

В автобиографии сделан акцент и на научном значении вуза в перестроечное время. «Коронкой» института в 80-е была разработка биологически активных веществ из лесоматериалов. Кроме того, «вуз стал одним из разработчиков программ социально-экономического развития Красноярского края, других регионов Сибири». В то время вуз сотрудничал даже с Академией наук Украины.

В автобиографии из первых рук подана эпоха, ценности и приоритеты которой во многом определили жизнь автора. Не однажды Всеволод Николаевич объясняет ту или иную судьбоносную ситуацию необходимостью выбора приоритета общественного над личным. Да и в большинстве случаев никто не интересовался, как относился к тому или и ному назначению в тот или иной период своей жизни Севастьянов. Так в 1959 г. учившегося на 4-м курсе Всеволода - секретаря факультетского бюро химико-технологического факультета и члена комитета комсомола института - переводят в аппарат крайкома ВЛКСМ. «Мои неубедительные возражения по поводу того, что мне нужно закончить институт, были резко отвергнуты с указанием на возможность перевода на заочный факультет. А на попытки объяснить, что есть особенности обучения по выбранной специальности, мне доходчиво разъяснили, чтобы я не задирал нос, поменьше выставлял свое «я» впереди паровоза, вообще осознал высокое доверие и через день выходил на новую работу».
В этом отношении тот период был гораздо жестче нынешних времен.
Подобные описанному подходы, когда назначающих не интересовало отношение назначаемого к назначению, применялись к деятельным людям советского периода сплошь и рядом. Еще пример - «вербовка» учившегося прежде по классу скрипки первокурсника Всеволода Севастьянова в создающийся эстрадный оркестр, к которому интереса не было: «Что значит, не хочешь. Я же ясно сказал - оркестр создается, музыкантов собираем. В общем так. Чтобы в семь часов был. Или послезавтра будешь в восемь вечера на комитете ВЛКСМ. Ясно?». Так по-военному выражался тогдашний секретарь комитета комсомола.
Благодаря такому подходу не получилось и диссертацию защитить вовремя. Первоначально предзащита была запланирована на сентябрь 1971 года, с этого же месяца в Новосибирской партийной школе начинались занятия. Всеволод Севастьянов был направлен туда крайкомом КПСС. «Понятно, какая была у меня протестующая реакция. Я просил перенести обучение, если уж так необходимо, на год или два, да только кто бы меня слушал. Короче, поехать пришлось, а защиты, и предварительная, и официальная, существенно отодвинулись». И здесь же обобщение: «…сама работа в парткоме серьезно осложняла и преподавательскую работу по совместительству, тем более, научную деятельность».

В автобиографии Всеволода Николаевича описаны и другие ситуации, когда знаменитое «советское» «надо» ставилось выше личных планов. «…сколько раз … решениями комсомольских и партийных комитетов порой диаметрально разворачивало мою биографию. Возможно, и не всегда это было правильно, но приоритетность общественных интересов перед личными я впитал в Сибирском технологическом институте на всю жизнь».

Всеволод Николаевич в своем очерке сообщает любопытные сведения - интересные для не слишком посвященных в историю института. Он рассказывает, например, об "отношениях" двух основных направлений подготовки - химическом и лесном. В 60-х годах имело место противостояние между химиками и лесниками (очевидно, в вопросе «Кто важнее?»). На нет оно сошло в 70-х во время ректорства Игоря Ивановича Трубникова. А еще Всеволод Николаевич в одной из фраз сомневается в однозначности отнесения СибТИ к институтам лесного профиля по классификации Минвуза по причине «достаточно серьезно развитого потенциала химического профиля».

Будет справедливо подчеркнуть одну особенность автобиографии. Это оценки людей, с которыми довелось работать автору. Они порой короткие, но яркие и емкие, а порой и весьма развернутые, часто комплиментарные, исполненные благодарности.

О заместителе декана И. А. Богдановой в годы учебы Всеволода Николаевича: «…душей факультета, его стержнем, объединяющим всех студентов, была многие годы зам. декана Богданова Ирина Александровна. Она была для студентов заступницей, сопереживательницей, бесподобной организующей силой, помогающей каждому встать на ноги и реализовать себя».



О заведующем вновь открытой в 1965 году кафедры автоматизации технологических процессов А. И. Иоффе: «… заведовал кафедрой уникальный специалист Иоффе Альберт Исаакович, бывший начальник отдела специальных технических средств … штаба ВМФ страны, бывший политзаключенный, реабилитированный Пленумом Верховного суда, соответственно, бывший «чокеровщик» в бригаде на лесозаготовках, бывший главный энергетик леспромхоза, бывший старший научный сотрудник отраслевого научно-исследовательского института.
У него мы учились не только основам учебных дисциплин специальности, у него мы получили немало уроков жизненной школы. В частности, на меня произвело большое впечатление, что он, пострадавший от несправедливого обвинения на 20 лет вырванный из нормальной жизни, сохранил в себе веру в служение Родине и высокий советский патриотизм».



Автобиографический очерк Всеволода Николаевича читать очень интересно. Хотелось бы, чтобы он был издан и остался в библиотеках края. А автобиография, как только будет обработана, поступит в один из читальных залов, и с ней можно будет познакомиться.

Ирина Гузова

Сибирский государственный аэрокосмически, политики, ученые и преподаватели СибГТУ, воспоминания, СибГТУ

Previous post Next post
Up