140. Войди в мир леса. Очерки о лесной отрасли Красноярского края

Oct 06, 2013 23:50

Так называется книга кандидата технических наук, доцента кафедры технологии и оборудования лесозаготовок лесоинженерного факультета нашего университета, патриота леса, автора многочисленных публикаций в периодической печати (одна из них как раз по теме) (а еще - члена совета Независимой общественной экологической палаты Красноярского края; собственного корреспондента "Лесной газеты" по Красноярскому краю, корреспондента газеты "Наш край") Геннадия Семеновича Миронова . Книга вышла в красноярском издательстве "Литера-Принт" в этом году и совсем свеженькой (подписана в тираж в конце августа этого года) была подарена автором библиотеке.



Миронов, Г. С. Войди в мир леса : очерки по мотивам экспозиций Музея леса Красноярского края / Г. С. Миронов.  - Красноярск : Литера-Принт, 2013. - 204 с.



Содержание книги охватывает все основные аспекты истории и современного состояния лесной отрасли края.





Издание посвящено 10-летнему юбилею Музея леса (который, как отмечено в книге, считается лучшим в Сибири). И оформлена книга сообразно случаю - бумага мелованная, каждая страница цвета осенних листьев, множество иллюстраций. Автор, будто бы прохаживаясь по залам музея, рассказывает о тех или иных страницах развития лесного хозяйства, изредка обращаясь к соответствующим экспонатам. Но это не экскурсия по залам музея в традиционном смысле: экспозиции остаются "непроявленными" и продолжают быть "загадкой" для читателей - книга ни в коей мере не заменяет живой экскурсии и должна заинтересовать тех, кто не был еще в Музее леса. Я так до сих пор и не побывала там, хотя много раз была в дендрарии, что напротив музея. Впрочем, была и еще одна причина откладывать это событие - наша уважаемая френдесса kedrovnic провела для нас на страницах своего журнала весьма подробную экскурсию по музею еще в июне 2010 г.

Вообще, при том, что текст книги воспринимается очень легко (издание адресовано широкому кругу читателей), она богата "серьезным" фактическим материалом и может служить справочником по истории лесной отрасли края. Скрупулезно собраны и отражены сведения о возникновении и упразднении тех или иных структур, о смене их руководителей, даты, имена.

Пробежимся по главам книги.

Введение посвящено истории создания музея леса и людям - "виновникам" его возникновения. Интересно, что идея организации такого музея возникла еще в 1920 г., а появился он в 1997-м. Над созданием экспозиций работали такие известные красноярские художники как К. С. Войнов, Н. М. Шаламов, дизайнер В. И. Олейник. Здесь же прогулка по залам музея с представлением наиболее удивительных экспонатов. Удивление номер 1 - в музее есть кусочек окаменелого дерева, которому коло 300 млн лет! В этой же главе размещена фотография вручения музею от ветеранов отрасли рукописной "Золотой книги" об истории лесного экспорта края. (Весной 2012 г. мы общались с museilesa-krsk по поводу возможности передать нашей библиотеке один из экземпляров книги.)



Неискушенные в истории лесного хозяйства вообще и красноярского в частности найдут немало любопытных фактических данных.
Факт номер 1 из интереснейшей главы "Лес и власть". "Императора Петра I считают первым лесоводом России. В 1703 году он ввел жесткое государственное регулирование лесными пользованиями по берегам рек, запретил рубку ценных корабельных пород деревьев, приказал привести в известность заповедные леса. Описание лесных ресурсов стало первым шагом к их рациональному использованию" (С. 17).
Вот так вот - первым лесоводом в России, оказывается, считают царя. И он, а не Ленин ( помните:



инициировал описание российских лесов.)

Видимо, в отношении к лесу как к источнику материалов для строительства флота причина того, что еще в XIX веке формой лесничих, введенная по указу Павла I копировала мундиры морских офицеров, а приписаны "лесные служивые люди" были к Адмиралтейству и военно-морскому ведомству и получали там свое жалование (С. 19).



Факт номер 2, свидетельствующий о серьезности и духовной сути деятельности "лесных служивых людей" - текст присяги, к которой приводились в ближайшей церкви чины лесной стражи, образованной и зафиксированной в Лесном Уставе 1905 г. В нем: "Обещаю и клянусь Всемогущим Богом, перед святым его Евангелием, в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству... верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови" (С. 21).

В главе последовательно прослежены особенности всех периодов руководства лесной отраслью в России и СССР. Отсюда узнаем, например, что именно в период правления Л. И. Брежнева были приняты постановления о развитии лесозащитных полос вокруг полей (полезащитное лесоразведение) (С. 23), а когда у власти был М. С. Горбачев, в 1987-1988 гг. край переживал пик объемов лесозаготовок - 23-24 млн. кубометров в год (в 1998-м они составили всего 5,5 млн.) (С. 27). Из более близкой истории: "В июне 1993 года Правительством РФ было утверждено Положение об аренде участков лесного фонда" (С. 29) - революция в отрасли.

Отдельная, хотя и коротенькая, глава посвящена лесам колхозов и совхозов. И не зря, ведь эти леса в течение довольно продолжительного времени, с 1948 по 1965 г., имели особый статус - они были закреплены "за коллективными хозяйствами на вечное пользование, а сами колхозы признавались полноправными пользователями и вся продукция, получаемая в сельских лесах, а также доход от отпуска древесины другим потребителям, поступал в их распоряжение" (С. 40).

В главе "Заслуженные лесоводы России" - о работниках лесного хозяйства края, удостоенных почетного звания "Заслуженный лесовод Российской Федерации" (учреждено в 1966 г.). Их портреты вывешены в зале Трудовой славы музея.



Среди них сотрудники нашего университета: директор учебно-опытного лесхоза ( "Караулки") Дмитрий Васильевич Юрчишин (звание присвоено в 1995 г.), профессор Римма Никитична Матвеева (1998 г.), декан лесохозяйственного факультета (на период присвоения звания - 2006 г.) Павел Иванович Аминев.

Пожалуй, одна из наибольшей тщательно (с многочисленными подробностями) выписанных глава "От топора до лесного комбайна". Она кажется захватывающей даже далеким от техники гуманитариям и даже их подгоняет посетить соответствующую большую экспозицию музея :). Здесь о развитии технологий лесозаготовок и транспортировки леса, в том числе, со старыми черно-белыми документальными снимками.

"Первый в Красноярске лесозавод купца Лукина был построен в 1893 году на левом берегу Енисея. В 1910 г. на правом берегу появился лесозавод "Абакан". Сырье для них поступало сплавом по Енисею. В 1917 году в селе Маклаковское начал работать лесозавод, построенный акционерным обществом пароходства, торговли и промышленности. Он предназначался для распиловки леса на экспорт Северным морским путем" (С. 52).

Деревянная рельсовая дорога! Вы знали о существовании такой? Она выкладывалась прямо в лесу и по ней на лошадях вывозился лес.



Прослежена эволюция такого, на первый взгляд, банального, инструмента валки деревьев как пила. Оказывается "пила на лесосеку пришла только в середине XIX века... С появлением в России более качественных шведских пил и напильников лесорубы стали более охотно применять на валке деревьев эти инструменты" (С. 57). А что такое лучковая пила, знаете? О ней на странице 60.
Интересный факт из правил приемки лесосеки после работы на ней бригады лесорубов 1930-х годов: "Для гарантии очистки лесосеки из зарплаты каждого члена бригады удерживался залог 10 процентов. После приемки лесосеки десятником залог возвращался" (С. 59).

Трактора стали применяться на лесозаготовках в конце 30-х годов. Это как раз был период острого дефицита нефтепродуктов, и потому правительством было принято решение о переходе на древесное топливо - генераторный газ. В разработках газогенераторной техники активное участие принял наш (в то время) институт
.



Газогенераторные автомобили на лежневых дорогах



Газогенераторный трактор на вывозке леса
Революцией в технологии лесосечных работ стало появление с 1948 г. нового трелевочного трактора КТ-12. В 1955 г. на смену ему пришел ТДТ-40, работающий на жидком топливе.



Следующий большой шаг вперед - внедрение челюстного погрузчика на погрузке хлыстов и деревьев. "Авторами первого погрузчика стали братья Ермаковы из Таштыпского леспромхоза. Позже усовершенствованную конструкцию стали выпускать на Красноярском заводе лесного машиностроения" (С. 64).
Наконец, в 70-е гг. появились валочные машины.
Машины, которые позднее стали использоваться, а тем более, современная техника напоминает роботов: настолько операции, которые они производят (обрезают сучья, обхватывают и тащат бревна-великаны и т. п.), похожи на движения рук людей, только огромных.

Достаточное внимание уделено эволюции технологии плотового лесосплава - транспортировки леса по воде.

В главе о лесоустройстве можно увидеть редкие фотографии начала XX века. К лесоустройству (или "приведению лесов в известность") приступили чуть раньше - в конце XIX в., а "к 1917 году устройство лесов было приведено в 136 казенных лесных дачах, которые были разделены на 24 лесничества" (С. 74). Интересные цифры, касающиеся 1924 г. приводит автор: площадь Енисейской губернии составляла 56% (это 128 млн. га).

Отдельная глава посвящена Красноярской базе авиационной охраны лесов. Охрана лесов с воздуха на территории края началась в 1936 г. Тогда был создан первый Красноярский авиаотряд № 03 Всесоюзного треста лесной авиации. В 1940 г. он, состоящий из 17 авиаотделений, обеспечивал воздушную охрану лесов от Лены до Оби площадью более 50 млн. га! (С. 83). Увлекательна история отряда, приведенная автором весьма подробно. К 1986 г. Красноярская авиабаза стала одной из крупнейших в системе авиалесоохраны (коллектив насчитывал 1300 человек) (С. 91).

Приемником Красноярской базы авиационной охраны лесов стал Лесопожарный центр, созданный в 2010 г. и объединивший все работы по авиа- и наземному патрулированию лесов, а также по авиационному и наземному тушению лесных пожаров. В этом году численность Центра - 1679 человек! Из технических новинок, которыми оснащен Центр, запомнился беспилотный летательный аппарат, используемый для обнаружения лесных пожаров (С. 97).



В состав Лесопожарного центра в начале 2011 г. вошел и Музей леса. Он стал относиться к Отделу пропаганды в области охраны лесов. Последнему посвящена следующая глава. Сегодня Отделом руководит директор Музея леса Наталья Иосифовна Горских.

В главе "Лесные доктора" - о Центре защиты леса Красноярского края. Это филиал Российского центра защиты леса. Насколько важна такая организация, сразу убеждает исторический факт, который, собственно, и стал толчком для образования в 1969 г. в Красноярске станции защиты леса. Это вспышки массового размножения шелкового шелкопряда, которые привели к гибели и повреждению лесов на площади более 10 млн. гектаров. "Результат" последней крупной вспышки в 90-е годы - 480-ти га темнохвойных насаждений на территории семи лесхозов Ангаро-Енисейской группы (С. 111).
Сегодня Центр защиты леса располагает возможностями современных лабораторий - фитопатологической, ээнтомологической, радиационного контроля, в его структуре существуют лесосеменная станция, отдел геоинформационных систем и технологий, отдел генетики и селекции. Геннадий Семенович рассказывает, каких успехов последний достиг в изучении ДНК растений (в том числе, в рамках международных проектов) и как эти результаты можно использовать. Действительно, фантастика!

Следующая глава "Лесная наука в Красноярском крае" - о двух центрах "лесной" науки: об Институте леса им. В. Н. Сукачева СО РАН и Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной охраны лесов и механизации лесного хозяйства (ВНИИПОМлесхоз). Последний функционировал 30 лет - с 1978 по 2008 г. - как прикладной центр по разработке технологий борьбы с лесными пожарами.
Институт леса переехал в Красноярск из Москвы в 1959 г. Почему после включения института в состав Сибирского отделения Академии наук СССР его перевели именно в наш город? А потому что здесь в то время уже существовал ряд научных и производственных учреждений лесного профиля. Среди них наш институт (тогда СибЛТИ - Сибирский лесотехнический) - самый крупный за Уралом.



"Перед коллективом института была поставлена задача создать блок нормативных документов, определяющих проведение основных лесохозяйственных работ в Сибири с учетом специфики лесов" (С. 122). Деятельность института распространялась, следовательно, не только на Красноярский край. Например, в 60-е годы институт работал над рекомендациями по сохранению средообразующих свойств лесов бассейна озера Байкал. Дело в том, что от того, как функционируют окружающие леса, зависит чистота вод озера.
Институт держал и сейчас держит лидирующие позиции. В 80-е годы институт стал лидером в исследовании и использовании аэрокосмической информации в лесном деле, а к сегодняшнему дню он приобрел статус "самого квалифицированного научного учреждения в стране" (С. 127).

Специальная экспозиция музея посвящена учебным заведениям края, готовящим специалистов для лесной отрасли. Двум из них - СибГТУ и Дивногорскому лесхозу-техникуму посвящена глава "Лесное образование". Судьбу трех "лесных " факультетов Сибирского технологического: лесохозайственного (ЛХФ), лесоинженерного (ЛИФ) и факультету лесоэксплуатации и транспорта прослеживает автор. Первый из них был первым. Собственно, именно он был переведен в 1930-м году в Красноярск из Омска, когда там был расформирован Сибирский институт сельского хозяйства и лесоводства. Факультет был открыт еще в 1922 году, а потому (парадокс!) он старше СибГТУ. Рассказывая о лесохозяйственном факультете, Геннадий Семенович значительное внимание уделяет саду Крутовского. Второй факультет, ЛИФ - ровесник нашего университета, он был основан одновременно с его открытием в 1930-м. В 1935-м создается третий "лесной" факультет.



Из научных и внедренческих разработок института автор выделяет работу кафедры водного транспорта в 50-е годы. Это разработка технологии сплава древесины в условиях тяжелых ветро-волновых режимов на водохранилищах Камского и Волжского каскадов ГЭС (С. 141).
В городе можно проследить достаточно научных и культурных явлений, берущих свое начало в первом красноярском вузе. Вот и в книге "Войди в мир леса" обнаружила проявление этой исторической тенденции. В 1956 году ректором только что созданного Красноярского политехнического института назначается В. Н. Борисов - декан лесоинженерного факультета с 1949 года.
Дивногорский лесхоз-техникум, открывшийся в 1975 году, оказывается, сегодня лучший в России (С. 145). Хотя, это меня удивило меньше, чем тот факт, что "в структуру учебного заведения входит обширный участок леса в пригородной зоне Дивногорска и территории Емельяновского района общей площадью 6 тыс. га" (С. 144) (!).

Последняя и самая объемная глава "Зеленое золото Сибири" посвящена отдельным деревьям - лиственнице, сосне обыкновенной, кедру, ели, пихте, березе, осина, черемуха, боярышник, ива, тополь, рябина, ольха, акация. Хотела ее пропустить, знакомясь с книгой, но не получилось: характеристики деревьев даны любовно, с указанием весьма любопытных и необычных свойств. "Так, для якутских аборигенов лиственница часто заменяла хлеб. Не сама, конечно, древесина, а луб, находящийся на внутренней части коры. Белые сочные ленты отделяли от ствола, варили в воде, потом разбавляли с кислым молоком и ели" (С. 153).

Книга после обработки поступит в читальный зал естественнонаучной литературы. Приходите, читайте, рассматривайте.




Ирина Гузова

лесоводства история, книги, лес, музеи

Previous post Next post
Up