85. Главный порок благородного мужа - не любить учиться

Dec 05, 2012 13:00

С 17 октября по 10 ноября библиотека и кафедра философии нашего университета проводили конкурс «В мире мудрых мыслей», посвященный Всемирному дню философии. 15 ноября, в рамках празднования последнего, и состоялось награждение победителей. (Как проходил праздник, читайте на нашем сайте.)

А конкурс проходил в два этапа. Задание 1 тура предусматривало поиск в книге Конфуция «Лунь Юй» высказываний, актуальных для современной деловой этики. Нужно было найти как можно больше цитат. Во второй тур конкурса вышли нашедшие не менее 15 фрагментов. Второй тур был сложнее. Вышедшие в него должны были сочинить эссе на тему «Этика благородного мужа в экономике и политике современного мира».

Победителями стали студенты первого курса экономического факультета. 1-е место заняла Наталья Шмидт (группа 81-9), 2-е поделили Валерия Кадникова и Анна Ничайчик (та же группа) и 3-е - Денис Петров и Кристина Романцова (группы 81-5 и 81-9).



Екатерина Филинова, Наталья Шмидт и Екатерина Балабекова

Вот текст эссе абсолютного победителя конкурса Натальи Шмидт мы сегодня и представляем вашему вниманию. Работа информационно емкая, композиционно удачная. Она о добродетелях благородного мужа (идеального человека, воплощающего человеческое совершенство и являющегося опорой порядка в государстве). Прочитав эссе Натальи, вы познакомитесь с основными положениями этики Конфуция. Они носят вполне прикладной характер - многие можно использовать в повседневной жизни, чтобы развиваться и становиться все более и более совершенной личностью.


"Благородный муж" ("цзюнь цзы") - понятие религиозно-философского учения Конфуция (VI-V век до н.э.), обозначающее некоего идеального человека, воплощающего человеческое совершенство и являющегося опорой порядка в государстве.
Понятие "благородного мужа", имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла - принадлежащего по праву рождения к высшим слоям общества, к знати, и образец человеческого совершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства, хотя и предполагает его, ибо дает возможность человеку для саморазвития. Для достижения же совершенства необходима большая духовная работа над собой, которой трудно ожидать от малоимущих простолюдинов, не способных к усвоению мудрости. Получается, что человеческое совершенство в принципе доступно всем, но является обязанностью именно высших слоев общества, от которых зависит жизнь государства.
Благородный муж стремится познавать волю Неба, правильный путь ("дао"), быть всегда человеколюбивым, искренним и правдивым в словах и мыслях, честным и великодушным в поступках. Он ведёт себя всегда с достоинством, служа старшим с полагающимся почтением, заботится о младших и уважает свой народ. Он заботится о спокойствии и процветании народа. Его человеколюбие проявляется в том, что он уважительно и заботливо относится к простому народу, стремится быть с ним справедливым, а не жестоким. Конфуций дает верный совет для построения доброжелательных отношений между людьми: " Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут "чувствовать вражды". Он не печалится и не испытывает страха, ибо ему нечего стыдиться и бояться, так как он поступает правильно.
Благородный муж знает цену знанию и всю жизнь учится, ибо самый главный порок - это не любить учиться.
При этом подлинная мудрость вовсе не является недоступной даже и для простых людей, ибо она заключена в одном слове. На вопрос ученика о том, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, Конфуций ответил: "Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе".
«В [деле] воспитания нельзя делать различий между людьми». Можно заключить: человеческое совершенство, которое, в принципе, с точки зрения природных потенций, открыто для всех, является конкретной обязанностью определенных (так называемых благородных) сословий. Оно существует как усилие определенных индивидов стать благородными, подняться на уровень своего предназначения. Стать благородным мужем чрезвычайно трудно. Конфуций обычно уклонялся от ответа на вопрос, является ли тот или иной индивид благородным мужем. Себя он не относил к таковым. То, как благородный муж строит взаимоотношения с другими людьми, можно выразить в трех предложениях: он относится ко всем ровно, одинаково; заимствует у окружающих только хорошее и сближается с лучшими; судит только самого себя. Предмет особой заботы благородного мужа - соответствие слова и дела. «У людей с красивыми словами и притворными манерами мало человеколюбия». Чтобы застраховать себя от самообольщения, нужно быть не просто сдержанным в словах, а взять себе за правило «прежде осуществить задуманное, а потом уже говорить об этом». Дела благородного мужа должны предшествовать его словам.
Основной общественной ареной, на которой наиболее полно раскрываются возможности благородного мужа, является сановная деятельность. Благородный муж в этом смысле представляет собой воплощенный синтез нравственности и политики.
Благородный муж - нравственно самостоятельная и самодостаточная личность. Ему в учении Конфуция противостоит низкий человек (сяо жень). Низкий человек смотрит не вверх, а вниз; думает только о том, как бы извлечь выгоду; не умеет переносить трудности; предъявляет требования другим людям; склонен к раздорам, может даже дойти до разбоя. Эго человек своевольный, грубый, неотесанный не только по внешнему виду и манерам, но и в том глубоком смысле, что для него ритуал, представления о человеческом приличии и достоинстве не стали определяющими мотивами поведения. Низкий человек - своего рода антиидеал. Подобно тому как благородный муж выделывает сам себя в упорных трудах, низкий человек является результатом нерадения индивидов о самих себе. Правда, статус простолюдина способствует такому нерадению, но только способствует.
В целом в отношении индивидуальных судеб людей не существует предопределения. Конфуцию приписывают такое суждение: «Человек скрывает свое сердце - его ни измерить, ни взвесить. Прекрасное и безобразное - все таится в человеческом сердце, но цвета его не увидишь». Это можно понять так, что человек по своим изначальным возможностям открыт как добру, так и злу. Поэтому творить добро и противостоять злу - не единовременный акт человеческого бытия, а его непрерывное состояние. Конфуций не льстит людям. Но он и не проклинает их. Пафос его учения иной: постоянное нравственное, культурное бодрствование.
Вся философия Конфуция держится на пяти китах - так называемых, пять добродетелей «благородного мужа», воспитывая, которые человек достигает гармонии с внешним и внутренним миром. По Конфуцию, если каждый добропорядочный гражданин (или гражданка) станет в жизни развивать эти качества, то непременно наступит всеобщий мир, гармония и процветание. Вот только есть маленькая проблема - многим людям немножко наплевать на моральные заповеди Конфуция (хотя и не только Конфуция) и как гениально сказал первый украинский президент: «имеем то, что имеем». А еще хорошо говорят: «Хочешь изменить мир? Начни с себя ». Поэтому вашему вниманию: пять конфуцианских добродетелей, которые еще отражаются в форме пяти сакральных иероглифов:
1. Иероглиф «Жэнь»: человечность.
2. Иероглиф «И»: справедливость.
3. Иероглиф «Чжи»: Здравый смысл, мудрость, рассудительность, умение просчитывать последствия своих поступков, посмотреть на них со стороны.
4. Иероглиф «Ли»: ритуал, одна из ключевых конфуцианских добродетелей. Символом «Ли» является огонь.
5. Иероглиф «Синь» (еще известный как иероглиф сердца): искренность, открытость, откровенность, благое намерение, настойчивость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учения Конфуция во многом превосходят учения других мыслителей его времени. Он большое внимание уделяет человеку и отношение его к обществу и общества к нему («жень»). Недаром его высказывание «относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе» назвали золотое правило нравственности. Оно говорит о том как ты поступаешь с людьми, тем люди тебе и отплатят. Здесь речь идет о ритуале («ли») - о правилах поведения с людьми, об этикете. «Жень» не может существовать над или на ряду с «ли», а только через «ли». Поэтому «жень» и «ли» тесно связаны между собой. Но и этого, по мнению Конфуция мало, для того чтобы человек спокойно жил в обществе, ему обязательно нужно стать благородным мужем. А того очень сложно добиться, так как человек подобный благородному мужу должен быть человечным («жень»), следовать ритуалу («ли»), сопоставлять слово и дело, и что не мало важно, постоянно учиться. Не каждый человек способен так много сделать, даже во благо самого себя, но зато если он через все это пройдет, то станет поистине человеком с большой буквы.
Учение Конфуция занималось только вопросами этики и политики и почти не касалось всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.
Высказывания Конфуция учат людей терпимому, доброму отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии. Правитель, начальник, воспитатель, по мнению Конфуция, должен показывать подчиненным и воспитанникам образец поведения. На вопрос правителя: «Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам?» мудрец ответил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мора ль благородного мужа подобна ветру. Мораль простолюдина подобна траве. Трава клонится туда, куда дует ветер.»
В трудах Конфуция практически не рассматриваются богословские, метафизические вопросы, но считается допустимой вера в духов и нравственно необходимой вера в загробную жизнь. Эта вера нужна потому, что она укрепляет нравственность человека. Учение Конфуция поддерживает необходимость правил выражения сыновней почтительность и развивает древние культовые обряды почитания умерших предков.
Конфуция часто спрашивали, считает ли он себя благородным мужем, на что он отвечал однозначным «Нет». Но если сопоставить все его слова, то однозначно можно сказать, что Конфуций и есть пример благородного мужа. Он всегда был человеколюбив («жень»), чтил ритуал («ли»), только у него воспитанность и естественность уравновешивали друг друга, и всегда он сначала осуществлял задуманное, а уж потом говорил о том, что сделал. Недаром конфуцианство, одно из наиболее важных направлений в развитии Китая, просуществовало столь длительный срок. Люди чтили память выдающегося мыслителя средневековья и старались соответствовать его идеальному человеку. Если бы в наше нелегкое время люди были бы благородными мужьями, то никаких войн и междоусобиц никогда бы не было, а был бы только мир и покой. Но, увы, этого никогда не произойдет.

Несколько фотографий праздника:


В центре (в белой рубашке с теплой улыбкой) декан Гуманитарного факультета Евгений Александрович Викторук, гость праздника писатель Михаил Успенский и заведующая кафедрой философии Елена Николаевна Викторук.


Лауреаты конкурса






философия, конкурсы, СибГТУ, студенты наши

Previous post Next post
Up