Чина - Калар минус Калакан плюс Витим. Часть 4

Aug 14, 2013 00:17



Начало, Ч.1 здесь

4 июля. День четвертый, который с утра показался безнадежно потерянным, а вышел интересным и насыщенным

Утренний размеренный шелест дождя и стук капель по палатке всегда вызывает у меня чувства двойственные: ты огорчаешься, и радуешься одновременно. С одной стороны, вылезать на улицу гораздо приятнее, когда с неба ничего не сыпется. Но, зато, с другой - можно смело не вылезать из спальника еще часок-другой. А если совсем повезет с непогодой, - то и весь день валяться и бездельничать.
    Радоваться утреннему дождю - это у меня осталось из геологии. В 1980-е годы мы работали как раз на этих листах, и база нашей Верхне-Каларской партии стояла в нескольких десятках километрах ниже - на Бороде. Бывало находишься в маршруты несколько дней подряд, и потом просто счастье испытываешь, когда услышишь под утро, что с неба закапало. Можно еще час валяться и, главное, потом не нужно весь день шагать с рюкзаком по горам. Лежишь и прислушиваешься: хоть бы дождь не перестал. Но тут на весь лагерь раздается громкий, бодрый голос начальника Игоря Александровича: «Ура! Сегодня отличная погода, мы все идем в маршрут!» …

    Первым проснулся и «пошел в маршрут» Саня. Он очень тихо вышел, спустил на воду байдарку, переплыл со спиннингом на левый берег. А мне не хотелось в такую сырую дождливую рань даже высовываться из палатки. Но я высунулся, взглянул на небо, быстро нашел себе оправдание, чтобы залезть обратно в спальник: «Снимать нечего».
    Но безмятежного сна больше не было. Мешала мысль, что день бездарно пропадет, и нужно, все же начать чем-то заниматься. С этой вредной идеей я более-менее успешно боролся примерно час, потом вылез из палатки, одел сапоги и, не продрав глаза, не умываясь, взял фотоаппарат со штативом и вяло пошагал вдоль берега к наледи. По ходу просыпался, оживал и начинал замечать, что в общем-то здесь достаточно интересно, но… недостаточно красиво.

1.


Однако, красиво или нет, а фотографировать надо, хотя бы для того, чтобы после в отчете написать: «Было пасмурно, не фотогенично, небо просто серое, лед просто белый, а земля вообще какая-то бесцветная…». Если бы мы проплывали мимо, я бы даже на минуту не остановился на этой наледной поляне. А тут задержался на целый час. Да, мало того, - в течение дня (а, как вы поняли, мы в этот день дальше вниз не поплыли) я еще раза три-четыре возвращался с фотоаппаратом к этой наледи и ручьям, выискивал ракурсы, присаживался под ледяную пластину, с которой стекали холодные капли и ручейки мне на спину, на голову и на фотоаппарат….

С утра, в пасмурную безликую погоду, да с немытой мордой, с нечищеными зубами и «не выпимши ни грамма», трудно снять приличную карточку. Зато, хорошо, вот так, никуда не торопиться, не спеша обследовать объект съемки, ждать озарения: либо самого объекта внезапным лучом солнца, либо неожиданного озарения собственного мозга, когда начинаешь вдруг находить эстетику в самой, казалось бы, чепухе. Внутреннему озарению, кстати, весьма способствует порция чачи. Выпьешь маленькую чамочку (но только одну!), закусишь соленым хариусом…. Потом еще одну - контрольную…, и все вокруг становится более отчетливым, неординарным и даже прекрасным!
    Но, что-то я увлекся пропагандой чачи…. Извините, вот трезвые фотографии.

2.


3.


4.


Через какое-то время на наледи появилась еще одна человеческая фигура. Это Коля тоже вышел обследовать окрестности.

5.


6.


Вернулся с неудачной рыбалки Саня. Рассказал, что на той стороне стоит охотничье зимовье, а рядом с рекой на берегу какая-то совершенно круглая, абсолютно бездонная воронка с водой. Из этой черной ямы вытекает целый водопад, а откуда она пополняется - непонятно! Прям, какое-то волшебное место, - объяснил Бянкин. Нам точно нужно все это посмотреть - и водяную дыру и эвенкийское зимовье.

Небо все затянуто. Дождь то идет, то не идет. А, изредка между туч ненадолго пробивается солнце. Дожидаемся перерыва в дожде и плывем через плес осматривать загадочную воронку и зимовье.

На левом берегу много мелких ручьев, сбегающих с террасы. Ручьи такие чистые, «ухоженные», с цветочками по берегам, с  темными валунами, покрытыми яркими пятнами лишайника.

7.


8.


Изба стоит на симпатичной сухой поляне, имеет вполне опрятный, жилой вид.

9. Зимовье охотника


10. Внутри избы


Под деревом лежат с десяток чингаев - чурбаков, которые на веревке вешают оленям на шею, чтобы при ходьбе чингай колотил животное по ногам и северная скотина (можно так назвать домашнего северного оленя?) не могла убежать далеко от хозяина.

11. Чингаи


Какие-то предметы быта разбросаны то там, то здесь.
Вот, например, модернизированные алюминиевые детские санки. Их удлинили с помощью железных прутьев, и получились оленьи нарты.

12.


Выше избы небольшое темное лесное озеро, окруженное высокими кочками, замшелыми поваленными деревьями и густой травой. Вид у него таинственный, сказочный - там точно живет какое-нибудь водяное чудовище.

13. Лесное озеро


Рядом с озером хозяин зимовья построил  высокий лабаз, который, похоже, также служит охотнику и сидьбой. Судя по следам, к озеру приходят лоси полакомиться тиной. к озеру звериная тропа подходит к воде со стороны леса.

14. Лабаз


А, вот, и загадочная «самонаполняющаяся» и самоизливающаяся ямина. Из темно-зеленых глубин торчат под водой заиленные топляки.

15. Таинственная воронка


16. … а вода в ней ледяная


Для меня загадки особой нет: это мерзлотно-карстовая воронка, а вода в нее поступает под землей сквозь рыхлые моренные отложения из гипсометрически выше расположенного озера.
    Расход воды из воронки действительно огромный. Она непрерывно изливается, мощный бурный ручей бежит по камням и водопадом стекает в реку.

17. Короткая река, водопадом выливается из воронки…


18. .. и через сотню метров впадает в р. Чину


Ближе к вечеру мы снова перегоняем байдарку на левый берег, идем к основанию порога, устанавливаем там штатив с видеокамерой. Затем Саня с Колей тащат пустую лодку в начало порога и готовятся к показательно-тренировочному сплаву. Хочется еще раз хватануть адреналина и получить нормальное фото и видео с берега.

19.


20. Так порог выглядит в непосредственной близости


Это только издали кажется, что валы небольшие. А они захлестывают сплавщиков фактически с головой.

21. Байдарка заходит в порог


22.


Сплав длится недолго, - считанные минуты. Целиком мокрые парни выходят из воды, садятся на камни…. Возбужденные и довольные.

23. Коля Николаев


24. Саня Бянкин


А погода, тем временем продолжает капризничать: то простой дождь идет, то гроза, то солнце, то ливень. Весь лес намок. Стволы деревьев и валёжины матово-черные. А трава ярко зеленая, и по ней рассыпаны желтые цветочки. Мокрые камни среди травы и в ручье блестят, как намасленные. Очень красиво, хотя красота такая неброская, не явная. Не продажно-открыточная. К ней нужно приглядеться. Ну, или через призму чачи взирать на пейзаж. Не всякий оценит такую картину: горы низкие, в тучах, деревья невзрачные, цветы мелкие, небо цвета немытой алюминиевой миски, вода тоже не голубая….

25.


Но краски на самом деле очень насыщенные, цвета контрастные, особенно, когда выглядывает солнце.

26.


27.


А солнце к вечеру показывается все чаще. Тогда оживают и мокрая поляна с ручьем и начинает слепить наледь. А над горами среди туч несмело проявляется радуга.
     День заканчивается. Кстати, и рыба уже вся закончилась. А новая совсем не ловится. Может, завтра повезет…

Продолжение Часть 5

Калар Витим Забайкалье

Previous post Next post
Up