Чина - Калар минус Калакан плюс Витим. Часть 5

Aug 28, 2013 10:09



Начало, Ч.1 здесь

5 июля. День пятый, на который мы закончили сплав по Чине и вошли в Калар
    По прогнозу с 5 июля грозы должны были прекратиться… и начаться простые обложные дожди. Однако, вчера вечером в сером небе появились синие разрывы, а около полуночи (перед закатом, - он поздний в это время года) тучи совсем разошлись.
    Синоптики никогда не врут, они могут только ошибаться…. Но на этот раз ошибки не произошло. Уже через несколько часов - на рассвете - в поддержку метеорологов пошел дождь. крупные капли густо забарабанили по крыше палатки. Это стало поводом перевернуться на другой бок и расслабиться. Так мы и переворачивались с боку на бок аж до десяти утра, слушая Колин храп то одним, то другим ухом, до тех пор пока с верху не перестало лить.
    Дождь прекратился, но его сменил сильный холодный ветер и тотальная сырость. Небо было серым и беспросветным. А изо рта, пар валил, как осенью. Но, все равно пора было собираться и дальше плыть вниз по реке.

    Кстати, по какой реке мы сплавляемся, надо еще разобраться. Чина и Калар - это единый водоток, но Чиной зовется верхняя часть реки, и Каларом - ее продолжение вплоть до впадения в Витим. Однако, по поводу начала Калара царит полнейшее разногласие. На одних топографических картах Чиной называется отрезок реки от истока до оз. Амудиса, на других - до устья левого притока - р. Сакукан, на третьих - аж до устья р. Читканды. Такая же путаница, соответственно, наблюдается и в туристических отчетах.
    Я склонен считать, что русло ниже Амудис - это уже Калар, и такого же мнения геологи, работавшие в этом районе. Но сейчас я готов пойти на компромисс и согласиться на устье Сакукана, тем более, наш отчет уже озаглавлен: «Чина - Калар минус Калакан…». Не добавлять же теперь в название еще один «минус»!
Таким образом, сегодня, 5 июля мы продолжаем сплав по Чине. Готовясь к препятствиям, одеваемся теперь по-спортивному, иначе, чем позавчера. Никакой теплой одежды, хотя погода очень холодная (все равно вымокнешь через десять минут), вместо сапогов - простые кеды с неопреновыми носками. Поддули спасжилеты. Устраиваем посадку в байде, как можно ниже, подгоняем стремена. Особо тщательно упаковываем вещи в гермомешки и привязываем к лодке.

Сплав уже оказался намного интереснее, чем мы ожидали. Я-то до начала похода думал, что Калар с Чиной - это река для «семейного отдыха». На самом деле, тут все серьезнее. От Амудис до устья руч. Дорос количество и сложность порогов нарастает. А от Дороса начинается самый трудный участок, и продолжается примерно до устья р. Талакан.
    Вода сейчас маленькая, и это хорошо. Когда уровень высокий, путешествие по красивой речке Чине может стать не просто опасным, а убийственным. В 2008 г, сплавляясь на резиновой трехсотке утонул геолог Марк Николаевич Дэви. Произошла беда практически на глазах у его друга и коллеги, но тело так и не нашли, хотя все вещи до мелочей вынесло. Такая, вот, коварная река.
    Чуть раньше на такой же лодке перевернулся другой геолог - Федор Ступак. Не погиб, но его долго тащило по порогам и сильно побило об камни. И это только те люди, с которыми я хорошо знаком. А немало историй известно про туристов и с более серьёзными плавсредствами -катамаранами. В 2010-м году одна за другой три команды из разных городов потерпели крушение где-то не этом отрезке реки.
    Чарский водитель - ас Анатолий Мисюра рассказывал примерно так: «Завожу группу, высаживаю на Амудисах, еду назад. Через день везу туда же новую команду. А первые уже идут навстречу без катамарана, без вещей…. Высаживаю вторых, забираю первых, возвращаюсь в Чару. А там уже третья группа ждет заброски. Везу этих…, а вторые уже наплавались, шагают обратно без всего…»
    Надо сказать, что не только на чинейском отрезке сплава переворачивались суда и гибли люди. Тонули туристы, причем опытные, на порогах и ниже по Калару. Но именно на участке от Дороса до Талакана надо быть предельно аккуратным и внимательным.

Отчаливаем.
- Сколько времени? - Интересуется Коля
- в 12:45.
- Отлично! Через 15 минут обед!.

Но в ближайшие три часа пообедать как-то не довелось. От места ночевки и до устья Сакукана по руслу непрерывные шиверы, пороги и перекаты. Спокойной воды практически нет. Препятствия все более-менее проходимые, а самый непростой порог бурлит перед впадением Сакукана . Вылетаем из порога и причаливаем к левому берегу…. теперь уже Калара.

1. Устье Сакукана


Берег галечный, а над ним красивая терраса, покрытая ягелем. Большие, ровные сухие поляны покрыты шикарным густым, высоким ягелем. Среди белого лишайника чернеют огромные замшелые валуны.

2.


3.


Сакукан - речка бурная, порожистая, каменистая, не сплавная.

4. Сакукан


На галечном берегу брошены, забитые прошлогодней лиственничной хвоей пара целых кроссовок. На дереве висит оранжевый баллон от катамарана весь в заплатах. А на террасе очень удобное место для табора. Здесь кострище и следы табора. Похоже, бедствие на сплаве случилась в прошлом сезоне. Вероятнее всего, туристы перевернулись перед устьем Сакукана, но не исключено, что и чуть ниже по течению, где река еще дурнее.

Увидели мы тут и совсем свежие следы пребывания каких-то туристов. И они совсем не понравились. Пара маленьких пластиковых бутылочек из-под Южно-Африканского вина валялись на галечном берегу. А рядом брошены стеклянные бутылки из-под пива «Абаканского». По этикеткам видно, что пиво привезено из Чары не ранее месяца назад, а вино куплено в дьютифри. То есть незадолго перед нами прошли по реке туристы, которых можно обозвать «нигерами». Мы уже почти не удивляемся тому, что многие горожане, выехавшие за город на пикник, оставляют за собой мусор и бутылки. Но здесь, в диких местах это особенно режет глаз. Поэтому дальше мы еще помянем недобрым словом гостей из одного российского города, бросающих на каждой своей стоянке стеклотару из-под «Абаканского». Из какого именно города, узнаем позже.
    На таборе мы нашли промокшую и обгоревшую стопку листов - распечатку лоции сплава по Чине-Калару. Я сложил листы и попытался засунуть их Сане в карман спасжилета: «Возьми, после почитаем». Но Саня отпрыгнул от «подарка» точно чёрт от ладана: «Не надо! Я вещи с утопленников в руки не беру! Это плохая примета». Талмуд на десяти страницах бросили. Жаль, там описаны пороги с такими прикольными названиями, - например, порог «Пронеси Господи». Уж не на нем ли перевернулись «утопленники»?

Ниже Сакукана начался Калар, но характер реки не изменился, и даже впечатление, что пороги стали сложнее. Хотя мы уже приноровились проходить препятствия, и особых проблем не испытывали.

С долей тревоги я ждал прохождения того места, на котором утонул М.Н. Дэви. На этот участок мы выскочили неожиданно, но его легко можно распознать по высокой скале на правом берегу, к которой прикреплена каменная мемориальная табличка.

5.


Этот прямой участок реки весь завален беспорядочно разбросанными валунами. В большую воду тут опасно. Да и в малую - нескучно. Скорость течения высокая, глубина приличная, за камнями образуются бочки. В такую бочки и угодил Марк Дэви в 2008г.

6. Вид на русло Калара со скалы с памятной доской


Прошли трубу мы благополучно, нигде не засев на обливниках и не наскочив на торчащие булыганы. Пристали перед скалой, вышли на берег посмотреть, что делается ниже.

7. Огромные ледниковые глыбы на правом берегу


А ниже - такая же песня. Сразу же ниже скалы, уже через 200м, под левым берегом коварная узкая стремнина с камнями. И дальше один за другим короткие, но сложные ступени в русле, бурные каменистые сливы с обливными и торчащими над водой камнями.

Мощнейший порожистый слив нас поджидал в точке с координатами:
N-560 32’ 657”; E-119015’230”

8.


Здесь река разделяется островом, и оба рукава совершенно восхитительные! Это настоящая ступенька, на которой Коля застрял в камнях, и потом сползал с них, ка с водяной горки.

9.


10.


Вообще это место очень красивое, с высоким крутым левым берегом и скалой, под которой прекрасная глубокая харюзовая яма.

11.


Решили тут постоять, порыбачить, ну и выпить немного чачи. Так и сделали, - и очень успешно.

11. Вид со скалы на порог


12.


А время уже - 7-ой час. Плывем дальше, а сплав не теряет остроты, пороги не ослабевают. И мы уже не боимся вымокнуть, потому что больше уже некуда. Ну, разве, что свалиться в воду с головой. Однако, плывем, не терпим бедствий.

Но пора, однако, уже и погреться у костра. Около 19 часов причаливаем к правому берегу ниже характерной одиноко стоящей скалы. Высокие скальники и на левом берегу. Место классное - лес, густой ягель, а с верхушки скалы, наверное, будет неплохой вид на долину реки.
     Прошли мы за весь день по реке всего-то километров пять, а сколько впечатлений!

13. Наш новый табор


Вечером холодно. Отойдешь на пару метров от костра, - и пар идет изо рта. Но нас греет не только костер… Быстро готовится сагудай из хариуса, а это, между прочим, - отличная закуска А еще Коля наварил гороховой каши с обжаркой…. А еще кипит на костре котелок с компотом.

14.


В 11 вечера поднялся  с фотоаппаратом на скалу. Вид сверху хороший, но уже сумерки, и пасмурно. Может быть, утром больше повезет со светом.
Координаты лагеря: N- 56032’863”, E-119016’378”
Высота 1231м

Продолжение: Часть 6

Калар Витим Забайкалье

Previous post Next post
Up