В 1652 г. казачий атаман Петр Бекетов со своим отрядом переплыл Байкал, дошел по р. Селенге до устья р. Хилок и двинулся дальше на восток по руслу этого большого притока Селенги. Казаки Петра Бекетова были первыми русскими людьми, ступившими на забайкальскую землю, еще не тронутую европейской цивилизацией. Отряд испытывал большие тяготы.
р.Хилок на карте Забайкальского края. Овалом отмечен участок нашего маленького путешествия
Наступила вторая половина холодной забайкальской осени, когда вместе с дождем может пойти и снег. Рыба не ловилась, зверя почему-то тоже не могли добыть, хотя места были девственными. Люди волоком тащили барки вверх по течению, и первопроходцам было не до любования природой….
А ведь места, через которые проложил путь П. Бекетов, очень красивые. Через полтора века после первого похода был построен Транссиб, и трасса прошла по долине р. Хилка, окруженной лесистыми сопками. Теперь прямо из окна поезда можно было любоваться и восхищаться рекой, петляющей между лугами, пойменными озерами, живописными березовыми рощами и участками хвойного леса….
Можно было любоваться…. В принципе, никто и теперь не запрещает «любование красотами». Только вот восторгов с каждым годом становится меньше. Поезд движется на разном удалении от реки, иногда она и вовсе не видна, общая картина складывается из отдельных живописных фрагментов - «живописных мазков». Так вот, по моим наблюдениям, с каждым разом эти «мазки» выглядят все более мрачными и менее живописными. Но всякий раз я дорисовываю в уме недостающие куски, представляю картину в целом и думаю: «Однако, до сих пор красиво…. Кажется, не все еще деревья вырубили и сожгли. Все, ну уж в этом году надо точно, наконец, сплавиться по Хилку, поснимать…»
Вода и лед, огонь и дым
И вот, собрался. С моим другом Колей (полностью - Николаем Николаевичем Николаевым) решили мы открыть сплавной сезон. Первая неделя мая-месяца. Лед с забайкальских рек (исключая северные районы) практически сошел, температура днем до плюс 15-20С, первые ургульки (сон-трава) из земли уже полезли…. В общем, я уже вообразил себе поляну фиолетовых подснежников среди берез (конечно, не обгорелых и не ободранных) на берегу голубой речки, по которой плывут последние льдины….
Есть, правда, одно «но»: у нас в Забайкалье ежегодно весной объявляется чрезвычайная ситуация в связи с пожарами, В это время въезд в лес строго и категорически запрещен. А этот год по сравнению с другими ничем не лучше, а можно сказать, что и хуже. Сгорели два села, а также, наконец, после неоднократных многолетних неудачных попыток упрямые забайкальцы смогли таки нынче начисто сжечь и уникальный Цасучейчский бор реликтовых сосен! Этот лес был частью Даурского заповедника, охранялся государством и теперь никогда уже не восстановится. А крестьяне как пускали весенние палы травы, так и будут пускать. А пьяные компании как не гасили за собой костры, так и не будут. А водители как бросали бычки в окно, так и не перестанут. А электрические провода, как «искрили» (официальные версии поджога), так и будут искрить…
Но, что-то я отвлекся. Мы же на реку собрались! Собрались 5-го мая и поехали от Читы до с. Загарино на берегу Хилка.
Деревня Загарино - крошечная станция на Транссибе, состоящая из нескольких домов.
1. с. Загарино
Быстро накачали лодку, скидали вещи и немедленно выпили перед стартом.
2.
3.
4. …и немедленно выпили…
5. За нами наблюдали и нас провожали загаринские дети. "Дети Загарина"
6. А это - Коля. Знакомьтесь: Николай Николаевич Николаев!
Хилок оттаял, но в мелких заливах, протоках и кое-где вдоль берегов остатки ледяных полей. По воде плывет шуга и небольшие льдинки.
7.
8.
9.
Местами сохранился береговой припай. Лед со звенящим шелестом рассыпается на иглы, и тонкие осколки плывут по реке, оживляя серый пейзаж.
10.
Серый день не столько из-за пасмурной погоды, сколько из-за дыма. Горит берег сразу ниже с. Загарино. Откуда огонь? - От людей, конечно. Откуда люди? - От обезьяны. Скорее всего - это путейцы или мостовики. Их бригада стоит именно там - сразу ниже Загарино.
Вообще-то, как обычно, одна из целей любой вылазки на природу - это посидеть у костра, пропахнуть дымком. Но мы с Колей решили костры даже и не разводить, раз такая сушь и запреты. Взяли мы маленькую газовую горелку, чтобы варить в палатке. Но дымом мы все же пропахли, и очень скоро. Уже через километр от старта, за очередным речным кривуном мы буквально вплыли в пожар. С треском горели густые заросли тальника на правом берегу между рекой и железной дорогой.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Миновав место пожарища, мы попали на временно уцелевший участок
18.
19.
20.
21.
С воды берега выглядят еще более-менее…
23.
24.
25. Льдинки в воде
26.
…но начинаешь подбирать место для стоянки, поднимаешься на берег…, а там «божештымой!!!»: все срублено, спилено, сожжено и завалено мусором.
Но место для ночлега все же нужно. Нашли относительно пригодное. Очень относительно…
27.
28. Там вдалеке, справа на берегу видна наша палатка
29.
А к противоположному берегу подошел УАЗик и мужички, крадучись, стали возиться с сетями. Вообще сетками утыкана вся речка. В каждом более-менее подходящем месте торчит кол и в воде плавает цепочка поплавков
Хилок сильно петляет, к руслу примыкают множество старичных проток и заливчиков, с густыми зарослями ивняка. На первый взгляд, ничего примечательного, но если присмотреться, то в общем-то довольно симпатично
30.
31.
32.
На этом первый день нашего маленького путешествия закончился.
Продолжение Часть 2 Часть 1 Часть 2 Часть 3