Феодосия * Картинная галерея Айвазовского

Nov 30, 2017 18:55


   Когда произносят фамилию Айвазовский, неизменно возникают ассоциации с морской стихией... И несомненно: никто из художников так живописно и вдохновенно не изображал море, как Иван Константинович. Впервые я увидел работы Айвазовского в Петербурге, тогда ещё Ленинграде, в Русском музее в начале 1990-х годов, в том числе и знаменитый "Девятый вал". С тех пор немало повидал его картин в разных музеях, но всегда хотелось побывать именно в Феодосии, на родине художника, на том самом море, которое он любил, в тех самых местах, которые его вдохновляли




В галерее... Море на полотнах Айвазовского словно живое: оно светится, дышит!

Айвазовский много путешествовал, часто, иногда по нескольку раз в год, но домом своим считал Феодосию...
"Мой адрес - всегда в Феодосии", - сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову. Куда бы ни уезжал художник - в Петербург, Москву, Париж, Венецию, Константинополь или Нью-Йорк, - он всегда возвращался в родной город


Все фото сделаны на смартфон:




Напротив галереи здание кафе, стилизованное, весьма удачно, под старину, оно в том же стиле, что и сам дом художника. Романтическое название "Под Луной" настраивает на лирический лад: Луну Айвазовский любил изображать в своих пейзажах

Экспозиция картинной галереи располагается в двух зданиях: собственно Дом Айвазовского ("Вилла Маэстро") и Дом сестры художника




А вот и сам дом Айвазовского
Фасад дома капитально отреставрирован совсем недавно, в этом году, к 200-летию художника. Здание, которое до этого имело бледно-жёлтый цвет, приобрело оттенок шафрана. Кстати, в 1970-1980-е годы прошлого века галерея была окрашена в тёмно-бордовый цвет, при этом исторический цвет фасада - серый. Его решили не возвращать

В 1845 году Айвазовский, тогда уже прославленный художник, покупает на окраине Феодосии на берегу моря небольшой земельный участок с плодоносящим садом, о котором писал:

"Удивительное место. Зимой почти всё зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать"

Дом строится по проекту самого Айвазовского в итальянском стиле неоренессанс. На его террасах стояли мраморные и керамические скульптуры, привезённые из Италии. В простенках между окнами на консолях были размещены керамические статуи, символизирующие четыре вида искусства, в нишах - мраморные скульптуры Венеры и Аполлона. По аттику были установлены слепки с античных оригиналов Венеры Милосской, Геры, Геркулеса. Перед парадным входом в дом, на ограждении террасы, - два керамических грифона. На одной из террас был сооружен фонтан, напоминавший бахчисарайский "фонтан слёз" (он был разрушен в годы оккупации Феодосии фашистскими войсками). В 1847 году художник завершает строительство дома. В то время должность городского архитектора исполнял итальянец Сантино Бекарио. Не исключено, что при проектировании и строительстве здания Айвазовский мог советоваться с ним

В 1880 году Айвазовский пристраивает к своему дому большой выставочный зал. Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале были размещены 23 картины, а также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки: любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Балконы галереи украшали модели прославленных кораблей русского военно-морского флота. Картинная галерея, примыкавшая к дому живописца, была рассчитана не только для экспонирования картин. Помещение обладало великолепной акустикой, в нём была устроена сцена - первые публичные подмостки Феодосии. Здесь выступали выдающиеся артисты и музыканты того времени

При жизни Айвазовского картины в галерее постоянно менялись. Здесь выставлялись последние из написанных им полотен. Затем они уезжали на выставки в Петербург, Москву, за границу, часто их там покупали состоятельные любители живописи. А на стенах галереи вместо них появлялись новые, так сказать, самые свежие работы мастера

Больше всего посетителей в галерее было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Мастерская Айвазовского находилась прямо за стеной галереи, и он нередко выходил к посетителям, разговаривал с ними. Входных билетов не существовало, не было и зафиксированной платы за посещение. Но на дверях была прикреплена кружка-копилка, и посетители опускали в неё деньги - кто сколько захочет. По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан




"Айвазовский" с палитрой и кистью взирает на море и дружелюбно приветствует гостей
Этот знаменитый памятник возле картинной галереи открыт 1 мая 1930 года. На открытии памятника присутствовал и писатель А.С. Грин. Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке. Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году - столетию со дня рождения Айвазовского - и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила "взять паузу", во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств




В фойе, в ожидании эксурсии




Народ жаждет искусства... И правильно делает




Феодосия... Родной город художника
Картина "Старая Феодосия" (1839) была написана после пятилетней разлуки Айвазовского с родиной. Этот вид родного города с Митридатского холма 22-летний Айвазовский рисует в выпускное лето, завершавшее его обучение в Академии художеств

Довольно стандартный для живописи того времени, несколько манерный пейзаж крайне интересен с биографической точки зрения, ведь именно эта панорама Феодосии открывалась взору юного художника в те годы, когда он жил в родительском доме на самой окраине, возле Караимского фонтана на склоне Митридатского холма. С этой точки над старым городом доминируют склоны гряды Тепе-Оба, оканчивающиеся обрывистым мысом Святого Ильи, хорошо видны портовые сооружения, дома новой постройки с садами и, конечно же, романтичный силуэт любимой художником башни Святого Константина, рядом с которой в тот период ещё можно видеть арку Кайдагорских ворот

Создавая эту картину, вряд ли даже в самых смелых мечтах Айвазовский мог представить себе, что через тридцать с небольшим лет именно здесь, на вершине горы Митридат, на собственные средства, полученные от продаж картин и выставок, он выстроит новое здание Феодосийского музея древностей в стиле древнегреческого храма, которое будет возвышаться над городом, напоминая об античном происхождении Феодосии и о своём основателе




Начало экскурсии




Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 года в Феодосии, в обедневшей купеческой семье армянского происхождения. Отец художника - Геворк Айвазян после переселения в Феодосию женился на местной армянке Рипсиме, и от этого брака родились три дочери и два сына. Первоначально торговые дела Константина Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. При рождении мальчика назвали Ованес (это армянская словоформа мужского имени Иоанн), а видоизменённая фамилия будущему знаменитому художнику досталась благодаря отцу, который переселившись в юности из Галиции в Молдавию, а затем в Феодосию, записал себя на польский манер: "Константин Гайвазовский"

Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. С детства Ованес очень любил рисовать. Денег в семье на бумагу и карандаши не было, поэтому часто бродя по городу, он рисовал увиденное углём на выбеленных стенах. Дом, в котором прошло детство Айвазовского, стоял на окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы. С ранних лет мальчику посчастливилось видеть море в разных его характерах (добрым и грозным), наблюдать за рыбацкими фелюгами и большими кораблями. Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности. Первым разглядел художественные способности мальчика феодосийский архитектор Яков Христианович Кох. Он дал мальчику первые уроки и дарил ему часто бумагу, карандаши и краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву. Став в 1830 году Таврическим губернатором, А.И. Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию, а затем содействовал его поступлению в Петербургскую академию художеств. Во время учёбы в гимназии на рисунки моря Айвазовского обратила внимание одна из хороших знакомых губернатора Н.Ф. Нарышкина, входившая в круги петербургской художественной элиты. Через архитектора С. Тончи она попросила показать рисунки весьма одарённого, на её взгляд, юноши президенту Академии художеств Санкт-Петербурга А.Н. Оленину. Вскоре петербургский архитектор сообщил, что президент нашёл у автора рисунков большие способности к живописи и высказал твёрдое мнение за определение его в академию на казённый счёт

Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. Самая первая в биографии Айвазовского, художника, выставка, принесшая славу молодому на то время дарованию, состоялась в 1835 году. На ней были представлены две работы: "Вид на взморье в окрестностях Петербурга" и "Этюд воздуха над морем", которая была отмечена серебряной медалью. Айвазовский был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину "Штиль". Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение - выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и отправить его на эти два года в Крым для самостоятельных работ

Весной 1838 года художник возвращается в родную Феодосию, по которой за время обучения он сильно скучал, для совершенствования своего мастерства. В Крыму он впервые начинает писать свои работы с натуры, заканчивая их отделкой в мастерской. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины "Десант отряда в долине Субаши", написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл русский император Николай I и, покровительствуя молодому таланту, пожелал использовать его для изображения подвигов флота. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство




"Путешествие Посейдона по морю" (1894)
Мифологическая картина. Посейдон, бог моря, мчится на золотой колеснице. Рядом с ним его жена Амфитрита. В руке у бога - трезубец, от удара которого вздымаются морские волны. Помогают Посейдону тритоны, их трубящие раковины вызывают свирепую бурю. Тщательно прописана только центральная часть холста, масштабы которого помогают представить шествие властелина моря величественным и впечатляющим




"Остров Иския близ Неаполя" (1892)

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на Острове Святого Лазаря, где после многих лет разлуки повстречался со своим братом Габриэлом, который жил в монастыре на острове. Айвазовский оставил в подарок монахам одну из своих работ на Библейскую тему - картину "Хаос. Сотворение мира"

Художник долгое время работал в Южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации

В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Осенью 1844 года, в возрасте 27 лет, художник вернулся в Россию




В центре: картина "Группа облаков" (1889)

В 1844 году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта

Иван Константинович знаменит в основном своими морскими пейзажами и сражениями, но этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию пейзажей крымских прибрежных городов, изображал степи Украины, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Петербург. Писал картины на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, художник брался писать лишь близких ему людей







В зале галереи




"Наполеон на острове Святой Елены" (1897)
Наполеон - главное действующее лицо картин многих французских живописцев-романтиков. Судя по названию, главным героем этого произведения тоже является Наполеон. Однако изобразив маленькую фигурку императора в соответствующей "наполеоновской" позе, художник даже не попытался проработать лицо светотенью, придать чертам лица портретное сходство. Основное внимание уделено морскому мотиву. Прозрачная, чистая волна первого плана вызывает восхищение. Айвазовский добивался подобного эффекта мастерским наложением лессировок, здесь он усложнил свой характерный прием для передачи "сетки" пены на мощных волнах, используя четыре цвета: белый, светло-голубой, голубой и синий. Вольные просторы океана озарены лучами солнца




Портрет молодого Айвазовского, написанный А.В. Тырановым в 1841 году в Риме, - один из лучших портретов художника




"Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент" (1845)
Георгиевский монастырь, основанный в 891 году, был объектом внимание всех путешественников. Монастырь привлекал необыкновенным месторасположением близ живописного мыса Фиолент и тем, что в этих святых местах, по преданию, побывали Андрей Первозванный, Св. Климентий, Кирилл и Мефодий. В 1820 году монастырь посетил А.С. Пушкин. Айвазовский провёл в районе Севастополя всю осень 1845 года, где, по его словам, "наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе". Художник любил украшать свои пейзажи эффектами лунного света. С этой целью он разработал новый приём передачи бликов на воде. Отдельные рельефные мазки на первом плане, как правило, соединялись у горизонта в сплошную золотистую поверхность, и море оживало. Автор выделил светом луны постройки монастыря. Крымская природа, некогда пленившая Айвазовского, запечатлена в одном из самых лирических его произведений




"Восход Луны в Феодосии" (1892)
Айвазовский отразил на полотне восход Луны, которым часто любовался с балкона своего дома. Художник оставил матовой поверхность холста, что было характерно для масляной живописи того периода Отсутствует внешний лоск, поэтому особенно звучен и восхитителен синий кобальт воды в сочетании с оранжевым и жёлтым кадмием, применённым в написании лунной дорожки




"Кораблекрушение" (1843)




"Неаполитанский залив в лунную ночь" (1858)




"Вечер в Крыму. Ялта" (1848) и "Приезд Екатерины II в Феодосию" (1883)







"Башни на скале у Босфора" (1859)




Вверху: "Море. Коктебель" (1853)




"Итальянский пейзаж. Вечер" (1958)




"Туманное утро в Италии" (1864) и "Буря на Ледовитом океане" (1864)




Ощутите контраст! Туманная мягкая солнечная Италия и суровый холодный Север

Всю жизнь любивший и писавший лёгкие и воздушные, словно птицы, парусники, Айвазовский так и не принял тяжёлые, угловатые, железные "плавающие утюги" - пароходы, появившиеся в конце XIX века. Он был романтиком







"Среди волн" (1898)
Эту масштабную картину Айвазовский создал в возрасте 80 лет всего за десять дней. Самое величественное полотно художника: его размеры 285 х 429 сантиметров. Исключительно живописными средствами Айвазовский с блеском воспроизвел разбушевавшуюся стихию. Он добился впечатления глубины, прозрачности, влажности, силы волн, освещённых солнечным лучом. На холсте очень тонкий красочный слой, сквозь который видна его структура. Разнообразна палитра полотна, использованы все оттенки белого, чёрного, синего, зеленого, жёлтого, фиолетового. Все контрастные цвета сочетаются и соединяются очень гармонично. Редкое, удивительное явление природы - радуга играет во влажном соленом воздухе в правом нижнем углу картины (кстати, что-то я её не заметил)




Палитра мастера и кисти
Айвазовский был необычайно плодовитым художником, как бы сказали сейчас: "трудоголиком". Он вставал рано, как правило в 5 утра, и трудился до полуночи... За долгую жизнь им написано свыше 6000 картин... Крупнейшей является коллекция Феодосийской картинной галереи: 416 работ, из них 141 - живопись, остальные - графика




Вверху: "Вид на Москву с Воробьёвых гор" (1848)
Когда-то и Москва была живописной




"Лунная ночь в Крыму" (1859) 
Чудесная картина! Луна словно настоящая, светит из глубины




Следующие картины представлены во второй части экспозиции в соседнем здании, в Доме сестры художника. Открытие этого отдела Национальной картинной галереи Айвазовского состоялось 27 июля 1989 года. Двенадцать экспозиционных залов отдела занимают бывший особняк сестры художника Екатерины Константиновны Мазировой. Здесь собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII -XIX веков, современников великого художника - Максимилиана Волошина, Льва Лагорио, Константина Богаевского, учеников Айвазовского - Михаила Латри, Адольфа Фесслера, Архипа Куинджи, произведения советских художников...

В этой части экспозиции шедевров меньше, но они встречаются:




"Наводнение в Судаке" (1897)
Айвазовский являлся действительным членом Императорского общества сельского хозяйства, его вклад в развитие этой отрасли был отмечен наградами. У художника было несколько имений, доходы приносили фруктовые сады, молочные фермы, паровая мельница, пасеки, стада овец. Произведение "Наводнение в Судаке" навеяно впечатлениями от действительных событий. Из-за ливня в мощных потоках воды в хозяйстве Айвазовского пострадала значительная часть стада. Это происшествие настолько взволновало живописца, что он неоднократно вспоминал о последствиях стихийного бедствия в письмах и затронул эту тему в своём творчестве




"Волга" (1887)
В 1884 году Айвазовский путешествовал по Волге, желая своими глазами увидеть мотивы, которые стали популярными в творчестве многих русских художников. "От Волги я в восхищении", - писал певец моря. Ему были привычны широкие водные просторы, поэтому он без напряжения справился с передачей величавого, плавного течения красавицы реки. В представлении россиян Волга - матушка, Волга - труженица. Такого же мнения придерживался Айвазовский. Он заполнил небольшой участок реки гружёными пароходами, лодками, баржами, то есть коснулся в этом произведении темы труда, которая почти не разрабатывалась им в морских пейзажах




"Пристань в Феодосии" (1856)
Феодосия служила источником вдохновения сначала для начинающего живописца, потом для зрелого, признанного мастера. Художник передал идеальную дугу залива, тихий плеск волн, светлый розовато-охристый цвет башни, обычно мрачной по колориту, рисунок плавно погружающегося в море мыса Ильи, высокое небо, в котором "редеет облаков летучая гряда". Именно такой виделась ему Феодосия, и художник признаётся в любви родному городу




В 1888 году посетил Айвазовского Чехов. Со свойственным ему юмором он пишет:
"22 июля, Феодосия... Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 вёрст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подаёт их по-генеральски. Недалёк, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой "Руслана и Людмилу". Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочёл ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: "Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?" Я у него пробыл целый день и обедал. Обед длинный, тягучий, с бесконечными тостами"

В своём духовном завещании Айвазовский написал:
"Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу"
По воле Айвазовского "заведывание галереей должно было быть возложено на достойнейшего из его внуков или правнуков"

Прекрасный музей! Посетить его непременно стоит

Продолжение следует...

Ссылки:
Сайт "Айвазовский"
Лев Вагнер "Повесть о художнике Айвазовском"
Дом Айвазовского и его гости
Картины Крымской художественной галереи с описанием
Картины Айвазовского в "Энциклопедии русской живописи"
Иван Константинович Айвазовский (Википедия)

Крым, Юг, музеи, живопись, море, города

Previous post Next post
Up