Феодосия... Город романтиков, Айвазовского, Грина, древний город на берегу тёплого ласкового моря... Намереваясь пробыть здесь всего один день, чтобы посетить главные достопримечательности, совершенно не ожидал, что город придётся мне по душе и захочется вернуться сюда снова! После невыразительных, выжженных солнцем, Нового Света и Судака, зелёная Феодосия показалась мне оазисом красоты среди знойной скудной пустыни. И пусть со времён Айвазовского и Грина прошло много лет, и город сильно изменился, осовременился, но дух старины и морской романтики здесь чувствуется до сих пор
Фонтан влюблённых на Музейной площади (открыт в мае 2017 года)
Чехов бывал в Феодосии четыре раза. Вот что он пишет 18 июля 1888 года
в письме к другу:
"Пишу Вам, милый капитан, с берегов Чёрного моря. Живу в Феодосии у генерала Суворина. Жарища и духота невозможные, ветер сухой и жёсткий, как переплёт, просто хоть караул кричи. Деревьев и травы в Феодосии нет, спрятаться некуда. Остаётся одно - купаться. И я купаюсь. Море чудесное, синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучиться..."
Хорошо сказано: образно, коротко, ёмко! "Краткость - сестра таланта". Теперь, спустя 129 лет, деревьев в Феодосии стало много. А море такое же: чудесное, синее и нежное... Купался в нём вечером и я, и слова Чехова подтверждаю!
Фото сделаны в основном на смартфон:
Город удивил с первых шагов: выйдя из автобуса, прямо напротив автостанции через площадь увидели мы чудесную необычную церковь
Феодосия в переводе с древнегреческого означает Богом данная, или Дар богов. В средние века носила названия Каффа. За свою многовековую историю город не раз переживал периоды расцвета и упадка
Город был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до нашей эры, хотя люди здесь жили с древнейших времён: киммерийцы, тавры, скифы... С 355 года до нашей эры город входила в состав Боспорского царства. Выходцы из Эллады принесли на полуостров цивилизацию и самую передовую в рамках древней ойкумены культуру. Выгодное расположение на морских торговых путях, прекрасная гавань и близость земледельческих районов предопределили быстрый рост и экономическое процветание полиса
Разрушен гуннами в IV веке нашей эры. В этот период в городе и окрестностях жили аланы, и поселение получило аланское название Ардабда (осет. "Авд-арди") - в переводе «семибожная». В V веке город перешёл под контроль Римской (Византийской) империи, в VI веке был захвачен хазарами, а затем вновь отошёл к Византии. На протяжении следующих веков существовал как небольшое селение, попавшее в XIII веке под влияние Золотой Орды. Впоследствии выкуплен генуэзскими купцами
Генуэзцы создали процветающий город Каффа, который служил главным торговым портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. В этот период город переживал свой расцвет. Свидетелем тех времён является
крепость, построенная генуэзцами. К середине XV века Каффа превзошла по размерам Константинополь; среди многонационального населения преобладали армяне
В 1475 году Каффа вместе со всеми генуэзскими владениями была завоевана османскими войсками. Кефе (так турки называли Каффу) стал одним из главных турецких портов на Чёрном море, здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок, где ежегодно продавались тысячи невольников, захваченных крымскими татарами во время набегов на польские и русские города и селения. В 1616 году казаки Войска Запорожского под руководством гетмана Петра Сагайдачного штурмом взяли турецкую крепость, разгромили 14-тысячный турецкий гарнизон и освободили пленных. При турецком владычестве значение города понемногу снижалось, хотя он оставался укрепленным пунктом, однако сильно обезлюдел
В 1771 году русские войска взяли Феодосию приступом; в 1783 году Екатерина II своим манифестом включила весь Крым в состав России; в 1784 году полуостров был включён в состав Таврической области, в 1787 году, во время своего известного путешествия в Крым, его посетила императрица Екатерина II. Город находился в упадке и пострадал от соперничества с Таганрогом. Развалины его произвели на императрицу глубокое впечатление
21 апреля 1892 года, в день рождения императрицы Екатерины II, была произведена закладка церкви во имя Святой Екатерины. Свято-Екатерининская церковь продолжила архитектурные традиции XVII века. В основе её плана - греческий крест, стены на высоком цоколе по углам разделены колоннами. Обрамлённый портиком вход расположен на западной стороне, над входом - изящная звонница. Верх здания опоясан системой кокошников, а купол составлен из пяти небольших куполов. Входом в неё служит портик с небольшой звонницей, украшенной невысокими, расширенными посередине, колоннами. Над церковью возвышаются пять небольших куполов, окрашенных в синий цвет и усыпанных звёздами. Кокошники разных размеров украшены резным узором. В 1937 году церковь была закрыта и превращена в склад. Спустя 4 года вновь открыта немецкими оккупационными властями. После освобождения города от захватчиков закрывать её уже не стали. С тех пор является одной из немногих действующих церквей в Крыму
Южные мотивы
Через дорогу сквозь череду пирамидальных тополей показалась станция Айвазовская
Это хоть и не особо примечательное современное здание, но название уже настраивает на романтический лад
Дальше нужно ехать на автобусе 2 или 4 в центр до остановки "Улица Галерейная"
Дом офицеров флота. Интересна
история этого здания. Вроде бы типично советский ДК в стиле сталинского "ампира" со всеми атрибутами и символами. Между тем, даже не верится, что это было когда-то красивейшее здание еврейской Хоральной синагоги. Здание перестроили в 1952 году до неузнаваемости: пристроено большое фойе, а фасад со стороны улицы Галерейной украсили колоннадой. По краям входной лестницы установлены скульптурные изображения солдата и матроса
Хоральная синагога (1904) и Талмуд Тора (1909) - бесплатное еврейское начальное училище, образовывали раньше единый религиозно-учебный комплекс. Ныне в этих зданиях: Дом офицеров флота и школа №19
На старых улочках Феодосии приятно гулять, в городе много парков и скверов...
В годы Великой Отечественной войны город сильно пострадал, около 60% зданий было разрушено. Но та старинная архитектура, что сохранилась в центре, радует глаз
Море.. На дальнем плане Феодосийский порт
Вдоль набережной проходит железная дорога, но она тут в глаза особо не бросается. Ветка эта тупиковая и поезда здесь ходят довольно редко. За "железкой" виден дом Айвазовского, который мы посетим
Кстати, в галерее Айвазовского есть картина под названием
"Первый поезд в Феодосии" (1892). Интересно, что когда художник писал эту картину, никакой железной дороги в Феодосии не было! Но немногим позже, в 1894 году, она появилась благодаря его же усилиям: таким образом Айвазовский, можно сказать, воплотил свою картину в жизнь
Вечерний поезд Феодосия - Джанкой перед отправлением от вокзала
Представляет собой маневровый тепловоз с двумя вагонами. Железнодорожное сообщение ныне в Крыму только местное, внутри самого полуострова (в связи российско-украинским конфликтом). Таксист, подвозивший нас, сказал, что раньше, при Советском Союзе, ходило 6 поездов в день, да и народу отдыхало гораздо больше, а теперь совсем не то... Но может оно и к лучшему: меньше народа - больше кислорода
Продолжение следует...