Принимая во внимание нашу уязвимость и крайнюю зависимость от окружающих еще при рождении, чувство страха появляется в нашей жизни достаточно рано. [Spoiler (click to open)]Причины страха могут быть разными, но самая главная - это ощущение угрозы жизни.
Мы инстинктивно чувствуем, что можем выжить в этом мире только благодаря физической, материальной и эмоциональной поддержке. Отсутствие надежных поставщиков всего этого неизбежно вызывает тревогу. Очень быстро мы запоминаем, что любовь и забота спасают нас, и поэтому их отсутствие пугает. В какой-то степени мы продолжаем быть детьми и считаем, что если все нас отвергнут, мы погибнем.
Другая разновидность страха немного сложнее, но не менее важная. Такой страх рождается из «необходимости», которую мы бесполезно стремимся удовлетворить на протяжении всей жизни: бесконечно, постоянно и безоговорочно быть любимыми.
Исходя из этого немного нестандартного анализа перинатальной психологии, несложно понять, почему, когда любовь, внимание, нежность или признание не приходят тогда, когда мы этого ожидаем, в нас воцаряется страх, что мы не можем быть любимыми, уверенными и желанными. Этот страх накладывается на предшествующий детский ужас остаться покинутым всеми, но в данном случае ситуация усложняется из-за того, что мы уже не обладаем той открытостью и гибкостью, которые имели при рождении.
Мы замыкаемся. Закрываемся в раковину. Вынужденно повторяем те типы поведения, которые когда-то были эффективны. Создаем стратегии для достижения безопасности, которой, как нам кажется, недостойны. Так, например, некоторые постоянно ищут в окружающем их внешнем мире подтверждения того, что они могут быть любимы; другие плачут или жалуются, чтобы привлечь к себе внимание. Многие стараются доказать, что достойны любви, но есть и другие, которые изолируются от внешнего мира, боясь увидеть в нем «правду»: их никто не любит (хотя в любом случае они подсознательно ожидают, что кто-то докажет противоположное).
Таким образом, мы создаем свою личность, законченную структуру, маскарадный костюм, стену, которая призвана нас защитить, но, как всякое защитное сооружение, она же нас и изолирует.
Не осознавая того, мы открываем путь нашим самым невротическим и противоречивым чертам. В конфликт вступают две силы: одна олицетворяет наше желание открыться, расправиться, быть самими собой и установить глубокие контакты с жизнью; другая соответствует маскарадному костюму, тормозу, заученным ролям, которые формируют нашу личность, маскам, за которыми мы чувствуем себя уверенно.
Такими мы вступаем в отношения с партнером, и в этих отношениях, если и не обнажается страх быть уязвимым, то его присутствие становится более явным.
Парадоксально, но это неприятное ощущение является следствием одного из лучших свойств любви: ее способностью пробуждать нашу истинную сущность, включая и стремление сбросить с себя все маски. «С тобой я могу быть тем, кто я есть» - эту фразу мы все хотим произнести, и она же больше всего услаждает наш слух. Когда двое любят друг друга, между ними растет стремление открыться и показать себя такими, какие они есть на самом деле.
Это не значит, что любовь делает нас такими смелыми, просто само ее присутствие лечит душевные раны и заполняет пустоты, связанные с нашей уязвимостью. Но страх все еще остается, угрожающий, иногда скрытый, иногда сдерживающий любовь.
Очень часто в парах в одном из партнеров преобладает страх быть покинутым, а во втором страх потери своей независимости. Мои личные наблюдения свидетельствовали, что именно мужчины предпочитают держать дистанцию, а женщины чаще чувствуют себя покинутыми, хотя в последнее время я все чаще сталкиваюсь с переменой ролей. Если мы не можем показать себя такими, какие мы есть, если не снимаем масок, любовь невозможна. Дело в том, что один партнер, будет любить лишь маскарадный костюм другого, а другой будет считать, что его не любят, потому что не знают истинного лица.
Снять маску - это риск; жить и любить - тоже риск, но ничто не сравнится с болью незнания любви.
ххх
Разумеется, бОльшую часть нашей жизни поглощает рутина. Она не дает нам осознать, как много времени мы теряем на пустяки и как мало нам осталось. И если кто-то по собственной воле может быть счастливым и игнорировать течение минут и часов, жизнь всегда найдет возможность резко спустить его «с небес на землю» и вернуть к реальности, к осознанию неумолимости времени.
Хорхе Букай, Сильвия Салинас "Идти дальше без тебя"