Осознанность. Боль. Целостность.

Oct 02, 2015 12:28

...Мне нечего терять, кроме образов и масок.
Понимаю, что эти маски - это защита настоящего себя от агрессивного когда-то мира.
Но сейчас отношения мои и мира иные.
Многие опасности, угрожавшие ранее, перестали существовать, а память о них осталась жить во мне, проявляясь в теле и в психике.
Надо понять виртуальность этих прежних опасностей. Они - лишь призраки прошлого...

[Spoiler (click to open)]...Замечаю в себе очень много гордыни.
Из 40 признаков гордыни, список которых есть в интернете и приписывается Махабхарате, наблюдаю у себя большинство.
Столкнулся с тем, что признание всего этого вызывает у меня сильную боль.
Будто бы в этот момент я оцениваю себя, и не прохожу тест на правильность.

Замечаю работу следующих установок в сознании:
"Я о себе был лучшего мнения"
"Никогда от себя такого не ожидал"
"Надо же, как много во мне дерьма внутри"
С удивлением вижу, что это в точности те же фразы, которыми меня пичкала мама в детстве, только уже обращенные от самого себя к себе.
Мама говорила:
"Я была о тебе лучшего мнения"
"Я от тебя такого не ожидала"
"Никогда не думала, что мой сын мог так поступить"

Все эти мамины слова были приняты безоценочно, на веру, встроены во внутреннюю систему самооценки. Они не подлежали проверке в дальнейшем.
Вера не подразумевает проверки.
Стопроцентное доверие к значимому источнику в момент усвоения затрудняет в дальнейшем выведение принятых установок в свет осознавания. Мы их уже не видим.

В чем опасность наличия таких установок, принятых от других?
Во-первых, это не факты, а мнения и суждения кого-то о нас. Это - не объективное описание реальности ("ты пока не можешь выполнить эту работу"), а принятие на веру чьего-то субъективного взгляда ("ты неумеха"). Это искажает наше видение мира. Вот один из способов формирования нашей личины, маски.

И теперь, подходя к какому-то человеку с желанием пообщаться, я буду иметь дело прежде всего не с этим человеком, а с проявляющимися в этот момент моими установками, возникающими в момент общения. Например, я могу думать, что недостоин общаться с этим человеком, что ему со мной неинтересно. И это при том, что я еще совсем не знаю этого человека.

Так я начинаю жить в мире не настоящем, а вымышленном.

(Хочется сказать, что не нужно поддаваться соблазну винить во всем родителей - у них была подобная непростая жизненная история. Задача - работать над своим текущим состоянием)

Во-вторых, некритичное присвоение чужих установок ведет к тому, что нас начинают раздирать внутренние противоречия.
"Почему ты не сделал так, как надо?" - вроде бы привычная, на первый взгляд, фраза, но стоит вдуматься в нее получше и становится страшно. Получается, кто-то внутри меня оценивает, осуждает, диктует, указывает, контролирует...
Как может целостность делить себя на части? Понятно, что мы перестаем быть цельными, когда начинаем задавать такие вопросы...

Экхарт Толле в описании истории своего просветления говорит о том, что для него трансформирующим стало понимание нелепости фразы "Я больше не могу жить с самим собой". Он увидел эту мысль и осознал ее странность: "Если я не могу жить сам с собой, то меня должно быть двое - "я" и "сам", с которым я больше не могу жить. Возник вопрос, кто такой этот "я" и кто "сам", с кем я не могу жить.Ответа на этот вопрос не было, и мое мышление остановилось".

Вопрос, заданный себе Экхартом Толле, был очень хорошим. Там, внутри меня, нет никого другого.
Но я создаю иллюзию наличия "другого". Это чертовски мешает мне жить. Это свалка собранных установок, указаний, оценок.

Как можно очистить себя от чужеродного материала? Как обрести целостность?
Надо каждый момент времени понимать, чем определяются мои поступки, действия, и то, что им предшествует - мысли, намерения. Такое наблюдение часто сопряжено с болью - болью признания своей нецелостности.
Нужно быть готовым к тому, что эта боль будет проявляться, не бояться ее, считать ее благом, критерием правильности пути обретения собственной сущности.

PS: Хочу выразить благодарность Паше http://pasha88888888.livejournal.com за его блог и за помощь в работе над собой, а также теоретикам и практикам гештальт-терапии, как направления, помогающего обрести собственную целостность.

духовное развитие, то что есть, осознанность, Экхарт Толле, жизненный путь, родители, психология, гештальт

Previous post Next post
Up