Nov 30, 2010 19:45
По-моему, по 5 каналу была передача об Аде. Интересная передача. Я рада, что не было комментариев со стороны церкви.
Я боялась, что вдруг она скажет, что ад есть и тогда напугает людей. А мы и так боимся Бога, думаем, что Он больше судья, чем Искупитель. Мы думаем, что Бог точит на нас зуб.
Поминали Данте. Книги "Божественная комедия" у меня, к стыду, нет. Забралась в интернет. По-моему, это потрясающе.
"Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня окутал ложью,
Когда я сбился с верного пути..."
Прочитала только две песни. Что же ад? По Бердяеву Ад - это только символы духовного пути.
Н.А.Бердяев: "Человек способен жить исключительно на поверхности, и тогда не предстоит ему образ ада. Потеряв сознание вечной и бессмертной жизни, человек освободил себя от мучительной проблемы ада, сбросил с себя тяжесть ответственности. Современное отрицание ада делает жизнь слишком легкой, поверхностной и безответственной. Утверждение же ада лишает нравственную и духовную жизнь смысла, ибо вся она протекает под пыткой. Идея есть пытка, пыткой же человека можно к чему угодно принудить. Но то, к чему человек принужден пыткой, страхом адских мук, лишает ценности и значения, не есть нравственное и духовное достижение. На эту сторону идеи ада не было обращено достаточного внимания. Все, что длает человек из страха ада, а не из любви к Богу и к совершенной жизни, лишено всякого религиозного значения, хотя в прошлом этот мотив был наиболее использован для религиозной жизни. Если существует ад и угрожает мне, то бескорыстная любовь к Богу для меня невозможна, то я определяюсь не стремлением к совершенству , а стремлением избежать адских мук.
...Очень легко отрицать ад, отрицая личность и свободу. Ада нет, если личность не принадлежит вечности. Ада нет, если человек не свободен и может быть принужден к добру и к раю. Идея онтологически связана со свободой, а не со справедливостью и воздаянием. Ад нужен не для того, чтобы восторжествовала справедливость и злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром и принудительно внедрен в рай, т.е. в каком-то смысле человек имеет нравственное право на ад, право свободно предпочесть ад раю. В этом скрыта вся нравственная диалектика об аде.
Человеческая воля, резко разделяющая мир на две части, представляет себе ад как вечную каторжную тюрьму, в которой "злые" уже изолированы - не могут причинить зла добрым. Эта идея ада есть, конечно, насквозь человеческая, а не Божья идея..
Зло должно быть изолировано, наказано и ввергнуто в ад. Это утешение добрых. Никто не хочет думать о спасении "злых"...
Суд БОЖий, КОТОРОГО ЖДЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША И ВСЯ ТВАРЬ, вероятно, очень мало будет походить на суд человеческий. По этому суду последние будут первыми, первые же будут последними, чего нам не понять. Самое же недопустимое - это когда человек берет на себя прерогативы суда Божьего. СУД божий БУДЕТ, НО ОН БУДЕТ СУДОМ И НАД ИДЕЕЙ АДА.
Статья Н.Бердяева "Ад" - на 12 листах. Замечательная. Я с ним согласна. Имею право.