Три ключевых вопроса экономики - что производить, как производить и для кого производить. А, значит, три ключевых службы на заводе - это конструкторская, технологическая и служба маркетинга. Правда, при единичном производстве вопрос для кого производить отпадает сам собой - круг потребителей известен, надо лишь, чтобы производитель отвечал их чаяниям - поставлял качественную продукцию, желательно даром и вчера.
Дело в том, что в 1992-м году чубайсовская программа приватизации по живому искромсала тело российской промышленности. Существовало разделение труда. Например, существовал ВНИИЭТО - всесоюзный научно-исследовательский институт электротермического оборудования, были ГИПРОМЕЗы - проектные институты металлургической промышленности. ГИПРОМЕЗы проектировали заводы, на основании этих проектов ВНИИЭТО разрабатывал проекты печей, СКБ Сибэлектротерм претворяло эти проекты в рабочую конструкторскую документацию, а завод электротермического оборудования по этой документации изготавливал печи. То есть, маркетингом, по сути, занимались ГИПРОМЕЗы и ВНИИЭТО.
Другое дело серийное производство. С ним я столкнулся в 2013-2016 годах, когда завод стал делать сельскохозяйственную технику. Там непаханое поле для маркетологов - построение дилерской сети, установление гибкой системы скидок, получение отзывов конечных потребителей, работа с конструкторами по внесению конструктивных изменений на основании этих отзывов, работа с технологами.
Правда, в конечном итоге всё свелось к исправлению заводского брака, но это уже не вина маркетинга.
Продавать сеялки пришёл на завод Марк Семёнович Роговой. Уроженец Луганска, выпускник Бауманки, кандидат технических наук, бывший вице-президент РАТМ- холдинга. Цепкий ум, коммерческая жилка. Кажется, если перед Марком Семёновичем поставить задачу продать сеялку на Чукотку или Командорские острова - он сделает это.
Август 2013 года. День Поля в Новосибирской области. Завод привёз на выставку две сеялки, СЗР-5,4 и СЗП-3,6. СЗП-3,6 доехала нормально - потому что это была перекрашенная в цвета украинского флага украинская же сеялка ASTRA 3,6. Когда же на поле привезли собранную на заводе СЗР-5,4 и открыли борта, то увидели дно кузова, усыпанное отвалившимся с сеялки крепежом и мелкими деталями.
Ну да ладно, детали прикрутили на место, сеялки установили на поле и стали ждать триумфа. В окружении свиты чиновников и журналистов приближался губернатор, останавливаясь у выставочных экземпляров других производителей. Главный продавец сеялок Марк Семёнович стоял, боченясь, редактор Лариса Борисовна приготовила диктофон, начальник бюро рекламы Алексей нацелился объективом.
Вот губернатор подходит, жмёт протянутую Марком Семёновичем ладонь и почти что кричит в диктофон и всем окружающим: «Что, украли чертежи с Сибсельмаша? Когда платить за это будете?"
Сами понимаете, что после такого захода губернатора продаж никаких нет.