Собственно, эта работа предполагалась не столько как творческая, а скорее техническая.
Целью нашей было - написать пейзаж гуашью в импрессионистической манере.
Композицию я предложила детям выбрать дома. Мало кто придумал что-то свое, большинство брали ее с готовых картинок, чаще всего - домашних фотографий. Иногда - из иллюстрированных журналов. Несколько единичных случаев - с репродукций известных художников.
Задача была следующей:
- попробовать писать картину раздельным мазком - как это делал, к примеру, Клод Моне (чьи полотна мы изучали на слайдах и больших репродукциях, тщательно исследуя все его способы нанесения мазка на холст).
- выбирать только яркие и чистые цвета, не используя по возможности черного и коричневых (импрессионисты их не любили). Т.е. все тени и рефлексы должны были быть только цветными.
- не пользоваться палитрой, а смешивать краски прямо на листе бумаги (импрессионисты смешивали их непосредственно на холсте)
- свести к минимуму карандашный эскиз (импрессионисты не делали его вообще), а работать ЦВЕТОМ, мелкие же детали переднего плана добавлять поверх фона без предварительного рисунка (так у нас пишут малыши)
- попытаться на рисунке воспроизвести краткий миг существования природы при определенном освещении, времени суток и погодных условиях (это мало кому удалось)
Допускалось: менять цвета по своему усмотрению, не следуя тем, что были на исходном рисунке;
выбирать по желанию время года, погоду и время суток (как мы обычно это делаем с малышами);
изменять композицию там, где хочется - убирать любые детали и добавлять свои как угодно.
Дети меня в очередной раз удивили: они обращаются с цветом вольно, непосредственно и абсолютно свободно. Они чувствуют малейшие его оттенки и переходы, непринужденно меняют фактуру красочной поверхности, форму мазка. Их взгляд на мир - свежий и не испорченный жизненным опытом - очень близок импрессионистам, сохранившим в себе «детское восприятие» до самой смерти.
Начну, как обычно, с самых младших:
Альтшулер Яша, 6 лет
(Изменил полностью все цвета по сравнению с исходной картинкой. Получилось гораздо красивее)
Губернаторов Миша, 8 лет
(Выбрал для рисунка крошечный фрагмент черно-белой картинки, в результате не осталось ничего общего с нею)
Васильева Вика, 8 лет
(Растерла пальцем все свои красивые мазки на воде - оказалось еще лучше, чем было)
Сенецкая Женя, 9 лет
(Набросала композицию рисунка тремя карандашными линиями - впрочем, это и так видно)
Садова Настя, 9 лет
(Придумала свой собственный закат, птиц, рисунок вышел немного драматичным)
Григорьева Диана, 9 лет
(Мазала как Бог на душу положит, развела грязь, я думала - погиб рисунок. Вышло довольно свежо...)
Кузнецова Аня, 9 лет
(Пришла неподготовленная, я посадила ее вместе с мольбертом к окну мастерской, чтобы писала с натуры. За окнами сейчас, как вы понимаете, март)
Игнатенко Вероника, 10 лет
(Задний план и скалы написаны вообще без использования кисти)
Веселова Наташа, 11 лет
(Написано под самым непосредственным влиянием Клода Моне. Показываю потому, что картина от начала и до конца написана пальцами)
Чеснокова Таня, 11 лет
(Писала долго, никак не могла завершиться: "Как только отойду, мне опять новые идеи в голову приходят". Рисунок постоянно менялся на глазах, и отнюдь не становился хуже.)
Поскольку такие работы лучше смотрятся на расстоянии, предлагала им периодически вставать, отходить на несколько шагов и смотреть, что получается. "Вставания" очень вдохновляли.
Народ "в процессе" получил массу удовольствия - особенно от "пальчикового" рисования, которое попробовало больше половины студийцев.
Когда все закончилось, кое-кто спросил, можно ли потом и другие рисунки делать в такой манере.
Почему бы и нет?