Ну что, с началом зимы нас всех. Не скажу, что оно сильно радует, но все же лето теперь стало немного ближе, а еще недели три - и световой день начнет прибавляться. Ноябрьская серость, правда, никуда не делась, но если ничего красивого нет поблизости, то иногда лучше смотреть на небо, чем под ноги.
Мы, впрочем, делаем все, чтобы красок в нынешнем тусклом мире стало больше.
Наконец-то закончена портретная серия. Рисование лица человека - чуть ли не самое сложное для маленьких детей (один шестилетний мальчик отказался категорически, и я ему разрешила рисовать попугая). Но поскольку нашим героем был Огюст Ренуар, портретист в первую очередь, уклониться от темы было просто невозможно. Дабы не ваять непонятных абстрактных тетенек, попросила детей принести для "референса" из дома фотографии - детские или женские. Маленькие большей частью приволокли свои собственные, из школ и садов, с хорошим качеством цвета, светотени и прочего. Они оказались гораздо удобнее, чем тусклые фото с мобильников у старших, где даже с увеличением вряд ли что разберешь. Поэтому с ними мы изучали тени и моделировку на гипсовых головах.
В этот раз предложила свободный выбор техники - мои любители пастели и акварели были счастливы.
Откровением для студийцев оказалось то, что детей рисовать гораздо труднее, чем взрослых: незаметное искажение пропорций, формы лица, шеи - и девочка на рисунке превращается в тетеньку. На моих глазах такое стремительное "взросление" случилось на рисунке, когда автор просто поярче подвела своей модели глаза. Я в свое время до всех этих нюансов дошла в основном эмпирическим путем и, к счастью, смогла их объяснить пусть не всем, но многим из учеников, и потому на этот раз дети у многих (у большего числа, чем шесть лет назад) оказались-таки похожи на детей. Понятно, что до Ренуара нам как до Китая, но некоторые, по моим ощущениям, вышли вполне себе живыми и естественными.
Тем, кто рисовал взрослых (в основном мам и старших сестер), было попроще - там ясные пропорции, которые мы обсуждаем не первый год, а в этот раз попробовали еще и ракурсы, народ впечатлился.
Так что по сравнению с 18-м годом, нынешней серией я довольна больше. В декабре мы подступаем к Сезанну и масляной живописи, но из-за отмен-переносов выходных группы мои разбежались по программе во времени, и мне пришлось дать "промежуточную" маленькую работу, чтобы убегающие вперед притормозили, а отстающие - догнали.
И это была совершенно беспроигрышная тема с пуантилизмом, гуашью, на альбомных листах. Когда двенадцать лет назад я впервые попробовала ее, в полном восторге были все - от неожиданной и увлекательной смены техники, от того, как легко и красиво все выходит. И теперь я с привычным удовольствием наблюдала за тем, как народ радостно тычет в лист смоченными в чистой гуаши ватными палочками (иногда даже держа их в обеих руках). И даже когда процесс выглядит совершенно хаотичным и стихийным, результаты все равно дивно хороши.
Я предложила детям любой жанр на выбор, кроме портрета. Но лишенные любимого анимализма предыдущие три месяца, все дружно захотели рисовать зверей. На каждую группу находился в лучшем случае кто-то один, кому хотелось пейзаж или натюрморт. Поэтому по листам поскакали пушистые собачки и зайчики, лисята, тигрята и капибары с большими черными глазами, в которые на финальном этапе от души втыкались белилами огромные блики. Впрочем, и это не портило рисунков. (Я заметила, что "няшные" котики и совята с анимешными глазками в последние годы совсем перестали меня раздражать. Старею, наверное, становлюсь сентиментальнее).
Некоторый разброд в последние ноябрьские недели внесло то, что закрылась на ремонт ближайшая к нашему центру школа, и многие классы перевели в соседнюю, во вторую смену. Это изрядно проредило состав вечерних групп и добавило мне утренних рабочих часов, при том, что общее количество детей (а следовательно и зарплата) не изменилось. Заодно я лишилась субботнего обеденного перерыва, потому что в него воткнулась лекция по истории искусства для старших ребят из художки, на которых тоже свалилась вторая смена, и они не попадают на теорию в будни.
Сейчас все вроде устаканилось, и я практически готова к Сезанну, маслу и десятку натурных постановок, собирать которые, видимо, придется с вечера.
* * *
Ну и о своем, о личном.
За последнее время у меня было три культпохода, все они оказались музыкальными, но очень разными.
Первый - в театр Ермоловой, на спектакль "Оркестр мечты". По описаниям я предполагала, что там будет хоть какое-то действо, но нет, это был просто концерт. Правда, довольно милый.
Главный режиссер театра, он же известный актер Олег Меньшиков собрал духовой оркестр (почему-то почти из одних мужчин), который просто исполнял весь спектакль его любимую музыку. Сам же он на этом фоне то ностальгировал по прошлому, то читал стихи, то пел, то танцевал, то есть по сути получился моноспектакль, порой почти стендап. Как ни удивительно, мне очень понравилось. И отличная музыка - Верди, Штраус, Чаплин, Нино Рота (а как классно обыграли болеро Равеля), и блистательное исполнение арии Ирода из "Иисуса Христа - Суперзвезды", и песни "под Вертинского".
Если честно, мне уже давно перестал нравиться актер Меншиков, наверное, еще с "Утомленных солнцем". Его игра казалась мне какой-то неживой, механической, вялой - и в роли Юрия Живаго, и Остапа Бендера, а особенно в еще более позднем "Притяжении", где он совсем как робот. А тут в немолодом седом человеке на сцене я вдруг увидела Костика из "Покровских ворот" - веселого, разбитного, подвижного и позитивного, бывает же так...
В общем в Ермоловский театр я готова идти снова.
Еще один "моноспектакль", совсем другого характера, случился 25 ноября в Доме музыки. Один из любимых артистов моей юности (когда-то в студенческие годы я специально ходила в театр Моссовета на его спектакли), Андрей Ильин, читал "Маленького принца" в сопровождении оркестра радио "Орфей".
По-моему, программа шла первый раз. И было так классно, такой незамутненный релакс и восторг, так вдохновенно и духоподъемно. Оркестр играл "импрессионистическую" музыку - Скрябина, Дебюсси, Листа, "Дитя и волшебство" Равеля, и строки Сент-Экзюпери ложились на это сопровождение так, словно для них музыка и была написана. Иногда она звучала совсем тихо, фоном к тесту, порой громко и бравурно, и тогда артист замолкал, но она все время была к месту. Не говоря уже о том, что сам текст волшебной сказки такой глубокий, что сколько не слушай, каждый раз обнаруживаешь какие-то новые смыслы и подтексты.
Но с первого ряда партера, сбоку снимать было трудно.
Несмотря на позднее время концерта, в зале было полно детей самых разных возрастов. Они сидели очень тихо и слушали.
А вчера я сходила на "Кармен" в театр "Геликон-опера". И вроде бы все предвещало приятный вечер: опера прекрасна, слушать ее я могу сколько угодно раз и в совершенно любом исполнении.
Место мне тоже очень нравится, я там была несколько раз: театр-праздник, в старинном историческом здании в стиле модерн, с фонтаном и зеркалами, лепнинами и каминами, экскурсиями по интерьерам перед спектаклем и музыкой в фойе, удобнейшими креслами в зале. В этот раз обнаружила здесь памятник Дмитрию Хворостовскому - как же это правильно и уместно!
Увы, нынешний опыт показал, что испортить можно даже лучшие из опер. Хористки на сцене все, как на подбор, оказались одеты проститутками 90-х, в кожаных мини-шортах и черных ажурных колготках (фигуры, надо сказать, далеко не у каждой подходили для подобных нарядов), а хористы - гопниками в банданах и майках-алкоголичках. На сцене была кирпичная стена, мусорный бак и раздолбанный автомобиль, в котором периодически трахались и главные, и второстепенные персонажи. Хосе оказался полицейским, Эскамильо - мафиозо, а Кармен - ну, понятно кем... Главная героиня, долговязая и нескладная, даже не станцевала ни одного танца под самую, казалось бы, зажигательную музыку, танцы исполняла другая актриса. Мне даже подумалось, что певица Юлия Никанорова немолода, но дома я посмотрела - ей нет и сорока. Вспомнилась Юлия Мазурова в Большом, которая постарше, но была так пластична и вдохновенна в сегидилье второго акта, да еще и пела одновременно (не пытаюсь, понятно, сравнивать с Элиной Гаранча или Еленой Образцовой, это другая планета).
Что удержало меня от ухода в антракте? Музыка Бизе и трое мужчин. Совсем молодые, Игоряхиного возраста, и безусловно прекрасные. Первый - дирижер Филипп Селиванов: как же чудесно играл оркестр! Второй - замечательный баритон Елисей Лаптев-Эскамильо, надменный, вальяжный, абсолютно в образе. И Сергей Абабкин-Хосе, не только очень неплохой тенор, но и необычайно артистичный: образ главного героя совершенно менялся с каждым действием: вначале туповатый мент с пустыми глазами, потом отчаянный бандит, в конце - изможденный наркоман, и все так убедительно...
Все трое дебютанты, а Эскамильо и Хосе, кажется, выступали всего второй раз. Я уже писала, что давно привыкла к условностям в опере, но все равно приятнее в роли героев-любовников смотреть на молодых ребят, чем на возрастных пузатых дядек, пусть и с хорошими голосами.
Снимать на спектакле не разрешают, но я нашла фото в ВК "Геликон-оперы".
К слову, в театре эту "Кармен" любят, считают дерзким и экстравагантным экспериментом, и в интернете масса хвалебных отзывов. Однако я бы, если честно, предпочла более "консервативную" версию, хотя бы как в Большом (и даже с их солисткой), но с мужчинами-исполнителями из нынешнего спектакля. И это была бы идеальная "Кармен"... Так, помечтала немного.
* * *
Что еще хорошего за последние недели ноября? Удается не бросать "дуолинго". Немного буксую на одном месте, зато словарный запас удерживаю, некоторые глаголы наконец-то прочно уложились в голове. Какие-то люди предлагают мне там совместные действия, но я не очень понимаю, в чем они заключаются (соревнование?), а потому отказываюсь. Но вот доползла до очередного юбилея.
Проезжаю необходимые часы на велотренажере, проплываю километры в бассейне, прохожу свои тысячи шагов пешком, и в ноябре даже прибавила немного по сравнению с октябрем. Радует, что ноги, несмотря на увеличение веса, все-таки носят, пусть бы подольше.
Гуляла по предновогодней Москве, на Тверской пахнет не бензином, а хвоей - там повсюду ставят живые елки. Не хочется думать, в какую сумму все это встает городу, но открывающиеся рождественские ярмарки и праздничное убранство создают, наверное, у москвичей новогоднее настроение.
У меня его пока нет, хотя я уже заказала и получила "болванки" из акварельной бумаги, на которой мы будем делать винтажные открытки во "французском" стиле со студией и художкой, и я их уже потихоньку рисую. Идей подарков тоже нет никаких - ни для себя, ни для мальчишек, ни тем более для папы.
И в заключение еще чуть-чуть о "новогоднем".
У
banga_73 в ЖЖ нашла гадание - на "пинтересте":
HAPPENING-ПЛАН-2025
Ступайте в Пинтерест. Посмотрите на те картинки, которые сразу отражаются на экране, когда вы вошли в Пинтерест. Выберите из тех картинок, которые вы видите (можно пару раз прокрутить ленту вниз) ту, которая "флиртует" с вами, перетягивает на себя ваше внимание. Нажмите на нее.
Откроется новое окно с выбранной вами картинкой, а под ней много других картинок. Отсчитайте слева направо эти картинки - один, два, три... до 25.
Пусть двадцать пятая картинка будет символом 2025 года.
Ответьте на вопросы к этой картинке - в комментариях или для себя.
1. То, что изображено на картинке - оно какое? Дайте 3 определения.
2. Если на этой картинке символически изображен ваш будущий год, то из каких 3 важных вещей/частей он состоит? Какая функция у каждой части?
3. В какую историю то, что изображено на картинке, отлично бы вписалось? Смотрелось бы органично, непротиворечиво? Ответьте простыми словами так, чтобы было понятно ребенку 5 лет "Эта история про ...?"
4. Если эта картинка взята из жизни какого-то человека, то какой образ жизни он ведет?
Что он ценит? Что любит? По каким критериям выбирает то, что важно для него?
Отвечать лучше также - чтобы было понятно маленькому ребенку, простыми словами.
Назовите эту картинку.
Попробуйте увидеть в картинке года и своих ответах на вопросы тихое сообщение для себя, каким случится ваш следующий год?
Картинка, которая выпала, меня сильно озадачила.
Это что, мой следующий год? Трактовки придумываются плохо, даже простыми словами.
Ну и все, собственно.
Что хорошего случилось у вас в ноябре?