Дневниковое.

Nov 18, 2024 01:47

Ноябрь - худший месяц в году. Хмарь, серость, безвременье.


Попробую, однако, вспомнить что-нибудь яркое за последние недели.

Ездила, к примеру, в Царицыно провожать золотую осень. С погодой повезло, хотя вся эта псевдоготика, как мне кажется, неплохо сочетается с пейзажами любого сезона и даже в пасмурные дни отлично смотрится.


Поехала туда посмотреть выставку недавно умершего С.Андрияки, коего я ни разу не поклонница, но масштаб наследия вызывает безусловное уважение. И фантастическая трудоспособность - ни дня без кисти. И умение писать "а ля прима" - многослойными лессировками, без предварительного рисунка, иногда прямо по памяти, как Айвазовский. И размеры работ, учитывая, что это акварель. И качество, детальность, точность, "сделанность", чем нынче мало кто из живописцев вообще может похвастаться.


В его наследии - больше десяти тысяч работ, на выставке двести с чем-то, в хронологическом порядке. Есть и масло, и рисунок, и прикладное, но впечатляет именно разнообразие форм акварели: от крошечных набросков с натуры, открыточного формата, до гигантских панно на целую стену. Архитектурные пейзажи - то, что больше всего порадовало: много знакомых мест, узнаваемо, атмосферно.
Гороховец


Помимо ни на день не прекращающейся творческой практики, Андрияка вел редкого размаха преподавательскую работу - отдавал ей большую часть времени и сил. Целью своей ставил передачу ученикам традиций академической живописи, которая помимо таланта требует еще и немалого труда, и этому тоже учил студентов (слышала от очевидцев о немыслимых домашних заданиях в его школе - по пятьдесят яблок карандашом, например; а теперь вот сама по доброй воле эти яблоки рисую десятками, оттачивая штриховку, и понимаю, зачем все).
Целый зал - работы детей, учеников художки. Ну что сказать: мои так никогда не нарисуют...


А еще он был отцом шестерых собственных детей, три из пяти дочерей - уже состоявшиеся живописцы и педагоги.
Выставка до февраля, если что.

* * *

Выбралась и в Третьяковку на Кадашевской набережной, на выставку передвижников. Приехала сильно раньше времени в билете, прогулялась по Замоскворечью: зашла в Марфо-Мариинскую обитель, где светло даже стылой осенью.


Выставка, конечно, мощная, состоящая по сути чуть ли не из одних шедевров, преимущественно из фондов Третьяковки. Ученикам уже сказала, что если им лениво брести из зала в зал в историческом здании, то есть возможность увидеть грамотно отобранный "микс" из самого лучшего, что создано живописцами второй половины 19 века.
Я-то историю передвижников хорошо помню еще с института и постоянно на уроках рассказываю, а вот тем, кто с ней незнаком, но интересуется, будет занятно читать тексты на выставке - они об очень разных гранях взаимоотношений внутри товарищества, емкая такая картина получается.
Главный недостаток - много народу, билеты купить можно только онлайн и заранее, и не ко всякой картине так просто подойдешь. Впрочем, позже, может, оно рассосется.


На "Передвижников" я пошла как на встречу со старыми друзьями. Она и случилась, хотя кое-что незнакомое, конечно, достали из запасников. Устроена выставка продуманно и концептуально. Первый зал посвящен основанию Товарищества передвижников и самой первой выставке. Затем идут подборки по жанрам: религиозно-философская картина, портрет, женские образы, дети, сцены из народной жизни, пейзажи...
Саврасов "Печерский монастырь". Из пейзажистов-передвижников люблю этого живописца больше всего.


Кроме до боли знакомых Репина и Сурикова, Шишкина и Поленова, Перова и Крамского, очень много художников "второго эшелона", вроде "малых голландцев", но тоже весьма достойных: Маковский, Бондаревский, Прянишников, Мясоедов, Богданов-Бельский, дивно хороши пейзажи Каменева, Светославского, Остроухова, Дубовского...

Из информации на стенах я вынесла, что выставок Товарищества прошло 48, они объехали 308 городов, в основную группу входило больше ста человек, а "экспонентов", т.е. тех, чьи картины брали для показа, было больше четырехсот. Из них - 55 женщин. Тем обиднее, что на нынешней выставке женщины всего две: Эмилия Шанс и Елена Поленова.

Е.Поленова "В детской"


В последних залах - работы тех, кого так и не приняли в Товарищество, оставив лишь "экспонентами", и тех, кто сам его покинул на рубеже 19-20 веков, уйдя к Дягилеву или Мамонтову: Нестеров, Коровин, Рябушкин, Головин...
Из портретистов того времени Серов, как обычно, лучший. "Маргарита Морозова".


И торжественно завершает все это великолепие стена с "Закатами" Куинджи - мастера, который почти самым первым покинул Товарищество (раньше ушел только Перов) и стал выставляться только персонально.


Кроме самой выставки есть и незаметное "интерактивное" пространство, до которого мало кто доходит, устав от размаха основной части. Между тем, тем масса интересной информации. Например, стенд с портретами передвижников, на обратной стороне которых годы их участия в Товариществе.



Ну и взглянуть на новый корпус было любопытно.

* * *

А еще я впервые за несколько лет сбежала в антракте из театра. Ушла из РАМТа, с "Манюни", которую так хвалили во всех рецензиях и отзывах. При том, что хорошо отношусь к книге и к театру тоже, знакома с Рузанной Мовсесян и когда-то по ее приглашению ходила на ее спектакли в ТЮЗ. И самую разную "театральную условность" могу снести, даже Монсеррат Кабалье в роли Розины.


Но тут сломалась. Билет у меня был в первый ряд партера, девочек-второклассниц Наринэ и Манюню играли дамы чуть ли не моего возраста, а одна и моей комплекции с изрядным бюстом. В коротеньких платьях, с косичками и в гольфах они смотрелись феерически. А когда начались шутки с гигантскими трусами, какашками и вшами, мое эстетическое чувство отчаянно взвыло (полный зал детей подобному юмору шумно радовался). Поняла, что второй акт не снесу. Простите меня, поклонники Абгарян и РАМТа!

Теперь вот собираюсь идти в среду в Ермоловский, где тоже давно не была, и прямо страшновато...

* * *

Ну и напоследок попробую немного расцветить ноябрь нашим собственным творчеством. Мы со студией развлекаемся импрессионизмом (наконец-то мои дети научились выговаривать это слово и не заменять его пессимизмом и перфекционизмом). Писать в технике раздельного мазка, чистыми и яркими красками, без черного, легко и приятно, особенно, когда это пейзаж.

И биографией, и сериями Клода Моне дети мои серьезно прониклись, кое-кто даже захотел увидеть Живерни своими глазами (я слегка ударилась в воспоминания о собственной поездке туда в 19-м году, и Остапа понесло), поэтому чуть ли не половина студии утащила сюжеты у самого Моне, хотя мы и не делали копий с его картин. Правда, за вокзалы, лондонский парламент или руанские соборы никто взяться не решился, зато стога, мостики и водяные лилии - в промышленных количествах.


С остальными мы композиции конструировали, раскладывали по планам, получилось более разнообразно - в коллаже ниже есть, например, лодка-мастерская Клода Моне и даже его розовый дом в Живерни. Но поскольку главной целью было - поэкспериментировать с красками, сюжет в этот раз оказался "вторичен".


На очереди Ренуар - портреты с принесенных из дома собственных детских фото, а также мам, бабушек и младших сестер, уже готовы в карандаше, и результат обещает быть забавным.

В воскресенье Мироздание опять пошалило, изменив мой путь и намерения, уже далеко не в первый раз. И вновь у меня в голове сложился пост о высших силах, управляющих нами, и снова я побоялась задеть чьи-то религиозные чувства и не написала ничего.

Так что пусть будет просто отчет.

Что у вас интересного за последнее время?

студия, импрессионисты, культпоход

Previous post
Up