Кроме недели в Питере и окрестностях, у нас была еще неделя в теплоходном круизе, в лучшем из "водоходовских" маршрутов.
Я читала разные отзывы про теплоходные круизы - от захлебывающихся-восторженных до презрительно-надменных: мол, стадное и пенсионерское. Ни те, ни другие я разделить не могу и отлично отдаю себе отчет в том, что подобный отдых не для каждого. Но тому, кому приятно неспешное движение по воде, чтение на открытой палубе или созерцание окрестных пейзажей с музыкой в наушниках, прогулки по старинным прекрасным городам на стоянках, - в речных круизах точно понравится.
Все остальное - экскурсии, зарядки-анимация-танцы, лечебная физкультура и сауна, вкусная еда "от пуза", мастер-классы и прочие "развлекаловки" от викторин до концертов классической музыки - это уже бонусы, которые каждый выбирает сам. Например, в прошлом году, когда мы с
nadezhda_k путешествовали на подобном теплоходе из Москвы в Плес, то добровольно отказались от питания и экскурсий и получили все описанные мной в предыдущем абзаце удовольствия за весьма гуманную цену.
Лично для меня дополнительной и очень приятной опцией в круизе явилась возможность рисовать - как на стоянках, так и на борту теплохода: ибо тамошние "культурные мероприятия" - точно не мое, зато свободного времени и впечатлений - масса. Четыре года назад в точно таком же маршруте, только наоборот - из Москвы - мы были с мамой, и я помню свои сожаления, что из-за насыщенной программы не успевала сделать даже маленькие наброски на стоянках. В этот раз необходимость в экскурсиях, понятное дело, почти отпала, и некоторые мои давние мечты, например, порисовать на Валааме или в Кирилло-Белозерском монастыре, пусть и не в полной мере, но все же осуществились.
Так что мне было очень хорошо, чего я не могу сказать в той же степени про сына: все-таки ему, экстраверту, нужна компания ровесников в таких поездках, два года назад на "Пушкине" досуг для подростков был отлично организован, на нашем нынешнем теплоходе "Константин Симонов" все было гораздо хуже, то есть никак. Поэтому в пути мальчик порой отчаянно скучал, его ломало от отсутствия вай-фая, но зато мы так яростно сражались с ним в шахматы, как никогда прежде. А на берегу Вадьке, конечно, было интереснее, чем мне - для него-то это новый маршрут.
Итак, путь наш шел из Питера сперва по Неве. Места всё знакомые - видели с воды Усть-Ижорскую церковь-"маяк", уже в ночи мелькнули огни Шлиссельбурга и силуэты башен крепости Орешек, а к утру вокруг нас уже открывались безбрежные просторы Ладожского озера.
И рано утром мы причалили к острову Валаам.
Из-за зашкаливающего количество церквей и монастырей в питерских экскурсиях у сына наступило пресыщение, и, подбирая экскурсионную круизную программу, он настаивал на поездках "без монастырей". Увы, пассажиры "Симонова" не были с нами солидарны, поэтому большинство дополнительных экскурсий - военно-историческая на Валааме, в Олонец и Мартыново не сложились (за что мальчик тоже ругательски ругал команду теплохода), и нам нужно было либо вписываться в имеющиеся маршруты, либо что-то придумывать самим. Понятно, что чаще мы предпочитали второе.
Но "пейзажная" (без церквей и скитов) прогулка по Валааму с пожилой дамой-экскурсоводом оказалась великолепной - наш гид прекрасно знала, где остановиться, чтобы мы восхищенно ахали и хватались за камеры на каждом повороте.
Ну а Скалистый берег - это, безусловно, такой источник вдохновения для художников, равного которому по цветам и выразительности ландшафтов, наверное, непросто найти в европейской части России. Становится очень понятно, почему в 19 веке добрая половина петербургской Академии художеств выезжала на летние пленэры именно сюда.
Словно в японскому саду, композиция пейзажа с любого места здесь - выверена и безупречна. Только это творение не человека, а самой природы.
Здесь сын мой младший осуществил, наконец, свою мечту искупаться в Ладожском озере.
Вечером катер отвез нас в Монастырскую бухту, и вместо того, чтобы брести по церквям и соборам и в очередной раз слушать хор каких-нибудь певчих с церковной музыкой, мы ушли на другую сторону от причала, и пока мальчик бродил по окрестностям, я успела посидеть с акварелью на краю бухты у часовни Ксении Петербургской.
* * *
Ночью наш теплоход вошел в устье реки Свирь, а наутро остановился на стоянке в поселке Свирьстрой, где нет и тысячи жителей, и места совсем глухие.
Отсюда возят на разные экскурсии - но только в монастыри! (Дополнительной в Олонец, как я писала, не случилось). Туда сын по-прежнему не хотел категорически, поэтому в девять утра мы сошли на берег, сели на автобус и через двадцать минут уже были в Лодейном поле - местном районном центре.
Здешняя Петропавловская церковь.
Этот совсем небольшой город возник при Петре, в начале 18 века. Древним ремеслом здешних жителей было строительство лодей, небольших судов. В 1702 году по распоряжению Петра Первого в новом городе была основана судостроительная верфь. Годом позднее с его стапелей был торжественно спущен на воду фрегат «Штандарт» - первый военный корабль Балтийского флота. Именно он - на флаге и гербе города. На месте. где стоял домик Петра I - обелиск.
Несколько памятников связано с последней войной и Свирской победой. Тогда фашисты не смогли преодолеть Свирский рубеж, и благодаря переднему краю Карельского фронта второе блокадное кольцо не смогло сомкнуться над Ленинградом. В месте, где форсировалась река Свирь в рамках Свирско-Петрозаводской операции, появился мемориал под открытым небом.
В честь Свирской победы назван главный городской парк. В нем - и краеведческий музей, напоминающий формой петровскую лодью.
И это был единственный новый город, который я увидела за все время теплоходной поездки. Остальные места были уже давно и хорошо знакомы.
* * *
К вечеру того же дня теплоход был у истока Свири, откуда и вошел в Онежское озеро.
Экскурсии в Кижах начались ни свет, ни заря - в полвосьмого утра. Мальчик бухтел, я с наслаждением снимала одно из самых красивых мест русского Севера в лучах утреннего солнца.
Кижи люблю нежно, и четыре года назад у меня был отдельный
пост восторга об этом месте. Сюда, пожалуй, я бы еще приехала - после 2020 года, когда будет окончена реставрация Спасо-Преображенского собора.
Как и в прошлый раз, в избах было уютно и обжито:
Нам потрясающе интересно рассказывали о реставрационных работах - о переборе и исследовании бревен, о материалах и крепежах: например о том, что осиновые лемешки, покрывающие купола, после шлифовки несколько лет остаются золотистыми, а потом становятся серебристыми - отсюда такое волшебное свечение деревянных глав.
Мы совершили круг через музейные поля и покосы, чтобы сделать небольшую остановку на пристани, у прудов.
* * *
В Онежском озере начинается Волго-Балтийская водная система - печально знаменитый "волгобалт", лагеря которого поглотили немало человеческих жизней. Благодаря целой системе шлюзов и каналов здесь соединились Рыбинское водохранилище, реки Шексна, Ковжа и Вытегра, а также Белое озеро. На Белозерск мы смотрим с борта теплохода, а в Горицах - длинная стоянка.
Здесь совсем недалеко до Кирилло-Белозерского монастыря.
Покой и величие этого места вдохновляют необыкновенно.
В этот раз, прогулявшись монастырскими двориками и постояв некоторое время на берегу дивного Сиверского озера, я устроилась рисовать на главной площади монастыря. Сын же смылся - ушел бродить по городу Кириллову.
А это снова Горицы. Полузаброшенный женский монастырь, где содержали неугодных венценосных особ, если царь находил новую жену на их место.
Мы прошли рядом с Горицами, близко-близко...
* * *
Через Рыбинское водохранилище теплоход входит в Волгу.
В Мышкине, где даже Вадька уже в третий раз, мы, понятно, просто гуляли.
А потом я притормозила вот у этой избушки. Это местный Музей мыши, чья забавная и разнообразная экспозиция пополняется постоянно.
Да, в Мышкине обязательно нужно покупать рыбу горячего копчения! Это "пища богов"! В этот раз прикупили пару судаков и корюшку, которая растаяла в каюте в считаные минуты.
А вот в Угличе, вопреки обыкновению отправились-таки на экскурсию. И не по церквям-монастырям, а в музей Гидроэнергетики - интереснейшее, надо сказать место, с фильмами, мультиками и всяким детским интерактивом.
Сама же электростанция - вот:
Но Углич прекрасен сам по себе - россыпями глав, золотых, голубых и зеленых, точеными силуэтами монастырских стен и башен,
Древние храмы хороши как картинки, независимо от степени сохранности.
Каждый раз, во время прогулки по городу, находишь что-то новое.
Вот здесь, например, жил Михаил Чехов:
* * *
Из Волги перебираемся в канал имени Москвы и напоследок проходим восемь его шлюзов. Шлюзы - последнее, что я снимаю в пути. До Северного речного вокзала Москвы остается совсем немного.
Вот такое у нас получилось путешествие. Пост написан себе на память, поэтому, если что, без труда уберу под глаз, дабы не загромождать ленту.
Кстати, по каналу мы в очередной раз проезжали мимо Дмитрова, и я привычно подумала, что хорошо бы сюда как-нибудь выбраться. Подумала без особой надежды, но вот вчера я туда-таки съездила!
Впрочем, это тема для отдельного поста.