Третье путешествие лета: Питер

Jul 25, 2018 06:31



Если честно, жаль, что так мало рискнувших поучаствовать, ибо знаю, что многие были и не по одному разу. Вадик, правда, для своего возраста уже идет на рекорд: нынче я привезла его в "северную Пальмиру" в шестнадцатый раз (ровно по количеству прожитых им лет), а еще дважды он ездил в Питер с классом.

Понятно, что наша "программа пребывания" оказалась весьма далека от классического варианта, который, например, описан здесь. Но волшебный город вновь себя не исчерпал, и у сына даже имеется план следующей поездки (которая, как очень надеюсь, случится уже без меня).

Итак, вот они - разгадки из моей картинки

1. Лампа и письмо
Эту загадку разгадать было почти невозможно (я предупреждала).
Нет, не квартира Ахматовой или Достоевского, и вообще не литературный, а музей "Разночинный Петербург", что занимает в Большом Казачьем переулке комнаты на двух этажах - первом и почему-то третьем и рассказывает, как сказано на его сайте, о жизни "непарадного" города, о разночинцах, "чье социальное положение не укладывалось в строгие рамки понятий «потомственный дворянин» или «именитый купец»": мелкие служащие, отставные солдаты, разнообразная обслуга, рабочие и, конечно же, студенты, и прочие пролетарии умственного труда, что проживали в кварталах, отдаленных от Невского проспекта. Здесь есть аксессуары и костюмы, макеты и планы городских улиц, здесь мой мальчик вдруг впервые понял, чем конка отличается от трамвая:


Отдельная экспозиция - комната жителя блокадного Ленинграда, это принесенная в дар музею коллекция вещей той эпохи, благодаря которой очень остро ощущаешь время:


Ну а лампа - она из последней части экспозиции (некогда бывшей тут главной): мемориальной квартиры Владимира Ульянова, которую он снимал на третьем этаже этого дома, будучи юным клерком питерской юридической конторы, за 10 руб. в год - с дровами, керосином и чаем, как написано в выданном нам путеводителе. Ее, по всему судя, трепетно берегли в советское время, сохранили и нынче со всеми атрибутами. На столе - письмо матери от сына. Разобрать в нем хоть одно слово совершенно немыслимо.


2. Девочка за мольбертом
Тоже из "неугадываемого" - только мы с Вадькой могли догадаться, о чем речь (рисовалось же для себя). Но именно это мое самое сильное впечатление от нынешней питерской поездки: музей Академии Штиглица, потрясающее место, и почему я раньше никогда здесь не бывала?
Кусочек интерьера - "селфи" с головой Вадика:


Собственно, довольно долго в советское время это была просто питерская "мухинка" - училище декоративно-прикладного искусства имени Веры Мухиной (которая в этом здании не училась и не работала). Но еще раньше, в 70-е годы 19 века русскому промышленнику и меценату барону фон Штиглицу захотелось создать в Питере художественно-промышленное училище для подготовки мастеров-прикладников, работающих в промышленности, которая тогда развивалась невероятно быстро. И он не пожалел средств, чтобы создать для студентов по-настоящему разнообразную и очень эстетичную художественно-образовательную среду.


Нам фантастически повезло, ибо в музей Штиглица вообще-то не пускают индивидуальных посетителей. Когда мы зашли, какая-то супружеская пара умоляла об экскурсии, а им говорили, что двух человек мало, нужен хотя бы еще кто-то. А тут мы... И дальше было только сплошное удивление и восторг
замыслами барона, придумавшего роскошнейшее пространство для студентов с залами, сделанными в стиле самых разных эпох от античности до барокко.
Зал изразцовых печей:


Невероятный интерьер главного зала с фризами из Пергамского алтаря - на наших глазах в нем шел вступительный экзамен по живописи (девочка как раз оттуда). Архитектор-волшебник Максимилиан Месмахер, мастер историзма, воплотил здесь все фантазии и замыслы неуемного барона, включая гигантский витражный купол над главным залом (сейчас просто стеклянный - после разрушений времен гражданской войны реконструировать его не нашлось средств).


Штиглицем же была собрана великолепная коллекция произведений прикладного искусства от ренессанса до модерна, которые стали образцами для учеников: в качестве учебных работ студенты не только в точности копировали экспонаты собрания, но и придумывали свои собственные изделия немыслимой красоты и трудоемкости. Сейчас они тоже выставлены в музее.


Всли вдруг мне еще доведется везти в Питер учеников, обязательно закажу им здесь экскурсию.

А вот остальные восемь мест, как мне кажется, вышли вполне узнаваемыми.

3. Мяч, фан-зона и стадион на Крестовском острове
Тут уже никакой моей инициативы, чисто Вадькина развлекаловка. Когда по осени я бронировала гостиницу в Питере, была несколько удивлена высокими ценами на начало июля, да и только. Про чемпионат знать-не знала. Поэтому суета и необычайное оживление разноязыкого народа в центре города, а также перекрытие Конюшенной площади под фан-зону стало для меня неожиданностью.
Сын сводил меня на неё в день, когда не было матча:




Вадька же купался в атмосфере чемпионата, наслаждаясь всякими околофутбольными мероприятиями, не отрывался от экранов во время матчей (на фанзоне, в кафе или вечером в гостинице) и, я подозреваю, специально потащил меня на Крестовский остров в день встречи Бельгии с Францией, чтобы полюбоваться на веселую тусовку болельщиков в шарфах, шляпах и флагах вокруг стадиона. Об истории сего сооружения, долгострое и распиле каких-то немыслимых денег вокруг его строительства мальчик успел рассказать мне, пока мы медленно переходили по Яхтенному мосту от метро "Беговая" на Крестовский.


4. Машинка
Впрочем, сам Вадик утверждает, что потащил меня в этот район ради музея ретро-машин Muscle Car Show, который, как он вычитал в интернете, находится где-то в районе торгового центра "Питерлэнд".
Тоже Питер, но другой.


Музей оказался на минус втором этаже, под парковкой гигантского торгового центра, и нашли мы его не сразу. Преимущественно экспозиция состоит из "бьюиков", "кадиллаков", "шевроле", "доджей" и прочих образцов американской автомобильной промышленности. Европейских марок было совсем немного (а итальянских не было вообще!), но на некоторые, особенно старые машины было взглянуть любопытно.


Ну вот как они ездили по тогдашним дорогам, если их "брюхо" почти касалось земли?

Некоторые экспонаты здесь продаются, в каких-то можно за деньги фотографироваться. Но мы не стали.

5. Кораблик
Да, Ира, ты права, это, действительно, ботик Петра, его первое "плавсредство", единственное судно в натуральную величину (остальные только в виде моделей) из Центрального военно-морского музея, где Вадик прежде никогда не был, а я - дважды, с братом-подростком и Игорем десять лет назад, когда все модели, флаги и картины теснились в здании Биржи на Васильевском.


С тех пор музею явно стало свободнее и комфортнее, ибо в 2013-м его перевели в гигантское свежеотреставрированное здание Крюковских морских казарм на набережной Крюкова канала, и теперь он обладатель таких просторных площадей, что гулять здесь, рассматривая коллекции моделей судов (только их в музее больше двух тысяч!), оружия и навигационных приборов, знамен и носовых украшений, а также многочисленных полотен маринистов, включая самого Айвазовского, можно очень и очень долго. Кроме того, обширные выставочные залы тоже заняты - самыми лучшими оказались выставка маяков и "Женщина в море", из которой я выяснила, что ходить в составе экипажа морских судов дамы начали только в двадцатом веке (комментарий мальчика - "когда на кораблях стали делать женские туалеты").


А еще я нашла модель крейсера "Петропавловск", на котором погиб художник Верещагин.


В общем, было интересно.

6. Новая Голландия - кусочек цилиндрического здания слева


Ничего особенного, просто недавно обустроенное и уже обжитое питерцами арт-пространство для прогулок, отдыха и релакса в районе Коломны, прямо напротив, кстати, Морского музея, на острове, некогда отданном Петром иностранным кораблестроителям (отчего обстановка там была максимально приближенной к голландской), а затем уже в разное время Иван Коробов, Савва Чевакинский, Жан Валлен-Деламот и Иоганн Герард, все имена для питерской архитектуры значимые и ценные, возводили там сперва деревянные, а затем каменные корпуса и ангары, воздвигали арки, строили-строили, но до конца так и не достроили. И с тех пор знаменитая арка ворот Новой Голландии зарастала травой, лишь издали завораживая своими массивными очертаниями.


Сейчас остров окультурен, ухожен и заселен. В цилиндрическом здании "Бутылки", бывшей военной тюрьмы, выстроенной уже в 19 веке, нынче торговый центр с кафешками, сараи потихоньку превращаются в выставочные залы, работа кипит. На остове корабля - детская площадка, на траве стулья и скамейки, можно в удовольствие отдохнуть на берегу канала (что мы и сделали), и все это, действительно, немного напоминает Амстердам с его лужайками у воды.


7. Елагин дворец - белое здание справа на заднем плане
Никто не угадал, что, впрочем, не удивительно: ни в каких наших групповых поездках по Питеру мы до него не доходили и не доезжали. Вадька потащил меня на Елагин остров с Крестовского, когда понял, что я окончательно одурела от футуристической архитектуры и тусовки болельщиков. И мы оказались на островке покоя и красоты.


Некогда обера-гофмейстер Иван Перфильевич Елагин, государственный деятель, историк, литератор, масон и меценат екатерининского времени приобрел эти земли, и остров стал носить его имя. Позже его купила государственная казна, а в 20-е годы 19 века совсем еще молодой Карл Росси (это была его первая самостоятельная работа) выстроил здесь для императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I, дивной красоты белоснежный дворец, который называли "подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».
Дворец, правда, был "резервным", и русские цари бывали тут нечасто.


В советское время здесь находился филиал института растениеводства, затем интерьеры восстановили и открыли дворец для туристов, чтобы снова, в 2016-м году, закрыть на реставрацию. Во фрейлинском корпусе и павильонах проходят разные выставки, есть музей стекла, а сама территория ухожена и приятственна для прогулок. Да, здесь можно было бы устроить великолепный выездной пленэр - так спокойно, немноголюдно и благообразно кругом. Если будем в Питере, когда откроется дворец, обязательно приедем сюда еще.



И белки тут бродят - совершенно непуганые.

8. Михайловский замок - красный дворец слева
Угадали почти все. Это отличное место для посещения в Питере: филиал Русского музея, рассказывающий о царской семье в портретах. Здесь же случаются замечательные выставки русского искусства, но еще больше он интересен интерьерами. Строил его в конце 18 века архитектор Бренна по заказу императора Павла I, который до дрожи боялся заговоров и не желал жить в слишком открытом для публики Зимнем. Ему хотелось, чтобы его собственный дворец был похож на военный бастион со рвом вокруг и башнями по бокам. Так, полагал он, будет безопаснее. Как известно,именно в этих стенах Павел был убит в результате заговора через сорок дней после переселения в замок.


Мы прежде были в Михайловском замке дважды, а в этот раз просто много гуляли вокруг, я отдыхала здесь в парке, у растреллиевского памятника Петру, отсюда шла в сторону Шереметьевского дворца на Фонтанке, на концерт Молодежного симфонического оркестра, пока Вадик тусовался недалеко на фан-зоне.


Концерт оказался необычным: вместе с Глинкой и Чайковским там звучала японская симфоническая музыка, и оркестром дирижировал японец. Нервная такая музыка, напряженная, но выразительная, да.

9. Спас "на крови" - две башенки с куполами между дворцами


Кое-кто узнал одну из "топовых" достопримечательностей Питера. Хотя без главной башни это сложнее, но рисовать ее в этот раз было бы нечестно, ибо затянута пленкой и лесами, отчего панорама города со стороны Марсова поля выглядела как-то непривычно.
Оказалось, что Вадька никогда не был в этом соборе, который на самом деле Воскресенский и строился как храм-памятник на месте гибели Александра II, не был приходским и не рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти убитого царя и произносились проповеди
В 1938 году храм собирались разобрать, и лишь война этому помешала. В дни блокады здесь был морг, затем склад декораций, и лишь в 1997 г. после очень долгой и трудоемкой реставрации он открылся для посетителей. Достаточно один раз окинуть взглядом интерьер, чтобы понять, почему столь небыстрым был ремонт.


Убранство храма - полностью мозаичное, мозаики в стиле модерн по эскизам Васнецова, Нестерова, Рябушкина и т.д. и красоты совершенно дивной. Мы попали в собор с теплоходной экскурсией, поэтому много всего об убранстве услышали, но собор хорош и без нее - рассматривать его интерьеры можно до бесконечности...


Печальный нестеровский Александр Невский в левом киоте.

10. Газпромовская "игла" - трудно было не заметить


Если честно, она мне совсем не нравится, и счастье, что ее не видно из центра города, но нас в этой поездке она просто преследовала! И на Крестовском, и когда Вадька тащил меня в Лахту в музей "Полтава", и когда мы ехали на север на электричке (а в этот раз вышло так, что все наши пути вели в пригороды от Финляндского вокзала, через Лахту).



Ну что сказать, хорошо-таки, что в результате это не "Охта-центр". Молодцы питерцы, что не допустили.
Особенно забавно смотрится "газоскреб" из самой Лахты с ее дачной застройкой. Вот вам еще один "лик" Питера.


Что же касается наших поездок от Финляндского вокзала и второй картинки, из Ленинградской области, которую почти никто не взялся разгадывать, то про это, по-хорошему, стоит написать отдельно.

Нужно?

Путешествия по России, Питер, лето

Previous post Next post
Up