Я нашла у себя пост, где подробно рассказываю про наше занятие по Африке, есть там немного и о масках - самом самобытном и уникальном в искусстве этого континента. В прошлый раз, шесть лет назад, дети лепили на выбор - животных или маски. В этот раз я не стала мудрствовать: животных - рисуем, маски - лепим.
Работы Маши Чернетской и Артема Киселева, 5 лет
На самом деле настоящие, аутентичные африканские маски - страшные. Грубо обтесанное дерево, небрежно обработанная бронза, аляповатая керамика, солома, ветки... Чаще всего они функциональные - для изгнания злых духов, мешающих расти зерну и плодиться скоту или для заклинания духов добрых, дарящих изобилие и плодородие. Человеческие черты сочетались в них с животными, были и полностью зооморфные, и смешавшие в себе черты человека и животного, и совершенно фантазийные.
Школьники, 9-10 лет
Нынешняя африканская сувенирная продукция выглядит, конечно, куда более облагороженно и в чем-то даже привлекательно. Подозреваю, что перед тем, как писать "Авиньонских девиц" Пикассо видел еще ритуальные, функциональные изделия с чудовищно грубыми чертами лица, узкимим прорезями глаз, тяжелыми челюстями и торчащими ушами-локаторами. Возможно, будь они такими, как сделали мои дети, трансформации искусства не случилась бы...
Шкльники, 9-11 лет
Ибо сии изделия ближе к сувенирной продукции, конечно. Народу явно было в кайф было после предыдущей лепки сложных лиц, причесок и украшений в стиле рококо так бестрепетно упрощать форму, приращивать к грубоватым физиономиям невиданные "отростки", похожие то на локаторы, то на заячьи уши, то вообще не пойми на что.
Школьники, 7-8 лет.
Впрочем, на совсем фантазийное решались немногие, и чем младше - тем сложнее было решиться.
Зооморфное - от малышей, 5-6 лет. Преимущественно львы и леопарды.
Зооморфное от старших, 8-10 лет
Были и образцы-картинки, но ни одна детская маска не копирует реальное африканское изделие. Каждая - абсолютно уникальна, иллюстрирует только замысел автора и ничего больше.
Почти аутентичное. Школьники, 9-11 лет
По сути у детских масок мало общего с настоящими изделиями такого рода - скорее это выплеск эмоций или каких-то черт характера автора через такую вот форму. Но в этом-то и прелесть работы. В неповторимости и возможности создать свое.
Чем и ценны эти нехитрые изделия.