О выставке на Крымском.

Mar 29, 2018 02:49

Я совсем не фанат Верещагина, это сын мой младший считает его чуть ли не лучшим из русских художников. Не составить ему компанию в поездке на выставку я, разумеется, не могла. И ни разу не пожалела, что сходила.





Биография мастера знакома до деталей, много чего читать приходилось, в том числе и его собственные воспоминания, есть у меня и презентация для художки, которая теперь немного пополнится, и даже в доме Верещагиных в Череповце, где родился художник, мы когда-то побывали с Вадькой.
Мы шли на выставку, чтобы встретиться с уже хорошо знакомым автором, в очередной раз оказаться в поразительном мире его полотен, где таким странным образом сосуществуют невероятная красота и человеческая жестокость. Не только живописец, но и боевой офицер, военный журналист, путешественник и писатель, он всю свою жизнь боролся против войны и, проходя военными дорогами, писал о ней правду и только правду, а погиб геройски, на боевом посту, во время взрыва броненосца "Петропавловск" в 1904 году, не закончив последнего рисунка.

"Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд""



Я не могу сказать, что с живописной точки зрения картины Верещагина в чем-то превосходят полотна современных ему передвижников - по сути, это та же реалистическая, порой до фотографической точности, манера. Разве что этот мастер более кропотлив, скрупулезен и точен в передаче мелочей - будь то узор узбекского ковра, каркас юрты, резьба портала или сбруя верблюда. Объехав половину земного шара, увидев столько, сколько мало кому довелось в те времена, побывав в самом пекле нескольких военных кампаний, он в своих картинах показал зрителям всего мира (а выставки его проходила и всюду - от Лондона до Токио) не только мерзости войны, но и поразительно достоверную картину мирной жизни в самых разных уголках земли. Это жилища и костюмы, типы и характеры, дивной красоты архитектура и восхитительные пейзажи...

"В горах Алатау"



Все это здорово представлено на выставке. Рядом с жуткой серией "Варваров" из "Туркестанского цикла" - резные двери мавзолея Гур-Эмир из Эрмитажа, неизвестного узбекского мастера 15 века. Они же, но уже на холсте, совершенно виртуозно, до деталей выписанные художником.
Возле полотен из серии "!812 год" - настоящие военные мундиры.
У японских картин - кимоно и макет храма.
И все эти "этнографические" экспонаты - удивительно к месту.

Здесь же биографические сведения, интересные подробности о местах, изображенных на картинах, зарисовки из путевых блокнотов художника - живые лица людей, узоры на стенах мечетей, военные палатки, черепа...
Второй этаж - "Гостиная Верещагина", где можно посидеть на мягких диванах в наушниках и послушать истории из жизни художника, строки из писем, воспоминания.

"Иерусалим. Царские гробницы"



Если честно, к Василию Верещагину я чувствую глубокое уважение прежде всего как к человеку. Он был настоящим "гражданином мира", всеми признанным мастером, авторитетным и уважаемым, за его полотна платили баснословные по тем временам деньги, но он был верен главной цели своей жизни, которой ни слава, ни богатство не смогли затмить: осуждению войны. И рядом с отвратительными до натурализма батальными сценами на его полотнах ослепляют лазурью изразцов самаркандские мавзолеи, растворяются в жарком солнечном мареве белые стены индийских мечетей и дворцов, стелется туман над зелеными склонами Алатау, мерцают свечи перед резными иконостасами сибирских деревянных церквей и высится сияющая в закатных лучах вершина Казбека над хмурой каменистой долиной. И посетители его выставок по-прежнему любуются красотой земли, на которой не убивают...

"Казбек"



Именно эти картины мне и захотелось вставить в пост, а вовсе не хрестоматийный "Апофеоз войны", который все видели.
И не леденящую душу "Панихиду" из Балканского цикла (именно ее я считаю самой страшной картиной этого автора)
И не кошмарные полотна из "Трилогии казней", которые, кажется, вообще никогда прежде не выставляли.
Хотя все это тоже есть на выставке.

Но мир художника Верещагина гораздо шире, чем пресловутая баталистика, и его безусловно стоит увидеть.

выставки, культпоход

Previous post Next post
Up