Одна из самых красивых площадей города Брюгге, бывшая некогда портовой гаванью для прибывающих судов, носит имя Яна Ван Эйка - лучшего из живописцев, когда-либо проживавших здесь.
Сам он тоже стоит на площади - в том же головном уборе (теперь я знаю. что это не тюрбан!) и с тем же саркастическим выражением лица, что и на знаменитой картине, которую условно называют автопортретом, и, похоже, так оно и есть.
Предполагаемый автопортрет.
Именно с его именем связывают переход от условной стилизации готической живописи к блестящему реализму Северного Возрождения.
О Ван Эйке крайне мало биографических данных - то ли в 1385 году родился, то ли в 1400-м, не то в Лимбурге, не то в Маасейке (последнее вероятнее), один из четырех детей в довольно знатной семье, сумевшей хорошо образовать отпрысков. Надо сказать, что образ, который рождается при чтении разнообразных биографий художника - довольно привлекателен: похоже, Ван Эйк был настоящим "человеком Возрождения" - не только гениальный живописец, но и ученый, хорошо разбирающийся как в точных науках, так, например, в ботанике, знающий как минимум пять языков, в том числе и древнееврейский, он был и архитектором, и организатором придворных празднеств, и дипломатом, и просто хорошим другом бургундского герцога Филиппа Доброго.
Среди множества фактов, говорящих о высоком положении Ван Эйка при дворе, например, история о том, как он дважды ездил в Португалию сватать для своего герцога принцессу Изабеллу, и со второй попытки ему это удалось. Тогда же он написал несколько ее портретов. Фламандский портретист-дипломат - за два века до Рубенса!
Что касается его живописи, то здесь приходится грустно констатировать, что ни одна фотография, даже самая качественная, не передаст не прозрачных, светящихся изнутри, тончайших лессировок, ни абсолютно материальных и осязаемых поверхностей резного дерева, мрамора или металла, ни восхитительных фактур бархата, шелка или золотого шитья на его картинах. Да, работы этого автора интересны и своеобразным видением мира (у Ван Эйка он немного сказочный и мистический), и нетривиальной символикой деталей, но лично меня в нем более всего восхищает именно живописная манера - тончайшая, виртуознейшая, филигранная. И хотя Ван Эйк не был (как ошибочно пишет Вазари) изобретателем масляных красок, но, совершенствуя эту технику, достиг непревзойденного мастерства.
Мое первое сильное впечатление он Ван Эйка когда-то было связано с картиной "Мадонна канцлера Ролена" с безмерным и многоплановым пространством позади главных героев - с двумя смешными зеваками на баллюстраде (сейчас предполагают, что тот, который в красном шапоне, сам художник), а еще дальше - река, мост с толпящимися на нем фигурками, остров с замком, а за ними - еще какие-то панорамные виды. И все это проработано до мельчайших деталей!
Я не уверена, что найду время отдельно написать про Гент, поэтому покажу здесь же главный шедевр Ван Эйка, хранящийся там. В панораме города очень легко разглядеть башню собора святого Бавона (слева), для которой писался триптих.
Собор:
Считается, что вместе с Яном в соборе работал и брат его Губерт (об этом говорит надпись на алтаре, где художник явно принижает собственные способности по сравнению с братом), но по некоторым данным это одна из мистификаций, к которым был склонен живописец. Впрочем, сколько исследователей, столько и версий.
А Гентский алтарь - вот.
Это одно из самых больших произведений подобного рода, примерно 3 на 5 метров. Оно расположено в отдельном приделе собора, куда нужно купить билет и где категорически запрещено снимать. История сего шедевра полна приключений, порой даже несколько детективного свойства. Но я обойдусь без подробностей, ибо длинно и не по теме, скажу лишь, что увидев оригинал, потеряла счет времени, не в силах оторваться от разглядывания деталей, столь завораживающе прекрасных.
Чтобы не быть совсем уж голословной, оставлю здесь маленький фрагмент Гентского алтаря - корона у ног Христа.
Закончив в 1432 году сей грандиозный труд, Ван Эйк и поселился в Брюгге, где прожил до конца жизни и был похоронен.
* * *
Гулять с Ван Эйком по городу увлекательно, а маршрут весьма компактен, ибо большинство адресов - в том самом туристическом центре Брюгге, который я так аккуратно обошла в прошлой своей прогулке, и где находятся самые известные и многолюдные места города. От площади Яна Ван Эйка, куда почему-то редко заглядывают гости города, до них всего пара сотен метров.
Зато по пустынным и приятным улицам.
Кстати, в каком-нибудь из таких купеческих домов вполне мог жить один из заказчиков Ван Эйка, итальянец Джованни Арнольфини, брюггский купец, родом из итальянской Лукки, торговавший при герцогском дворе шелками и гобеленами. Его портрет вместе с женой мастер тоже написал здесь, в Брюгге в 1434 году.
Это, собственно, та самая картина, из-за которой мои дети из художки Ван Эйка помнят и знают, благодаря удивительному портретному сходству купца Джованни с одной всем известной личностью.
Площадь Бург, Рыночная, центр и сердце города, место, где не только шла бурная торговля, но проводились турниры, городские празднества и публичные казни. С севера и запада сохранилась застройка, которую мог видеть мастер Ян, когда искал себе жилье в Брюгге, с восточной же стороны во времена Ван Эйка стоял так называемый "Водный дом" - крытая гавань, куда прибывали небольшие торговые суда и лодки. Сейчас на этом месте здание 19 века, правительства провинции, а рядом недавно созданный музей, где можно весьма зримо встретиться с художником.
Называется Historium. Я небольшой любитель интерактивных туристических аттракционов, но прочитав в путеводителе, что один из его героев - Ван Эйк, все же пошла, тем более, что погода портилась на глазах.
Вместе с Якобом, подмастерьем ван Эйка, посетитель музея оказывается не только в мастерской мэтра, где тот пишет "Мадонну каноника ван дер Пале", но и в порту, на таможне, на рынке, в лавке менялы и т.д.
Каноник ван дер Пале задремал в мастерской Ван Эйка в ожидании сеанса:
Интерьеры, музыка, звуки и даже запахи - моря, специй, копченого мяса и т.п., фрагменты фильма на открывающихся в неожиданных местах (например, на столе) экранах переносят в пятнадцатый век. Фильм, кстати, снят довольно неплохо, и сам мастер Ван Эйк предстает в нем как раз таким, каким представляется по картинам и историческим описаниям: ироничный, немного желчный и надменный, безраздельно поглощенный своим трудом.
Бонусом к билету в Historium прилагается еще одна игрушка: надеваешь видеошлем и смотришь реконструкцию Брюгге в 15 веке: сперва плывешь на лодке по подземному "Водному дому", затем поднимаешься по лесам на строящуюся башню Белфорд и наконец взлетаешь в небо и смотришь на средневековый Брюгге с высоты птичьего полета. Эффектно.
Собственно, Белфорд, архитектурная доминанта площади Маркт.
Во времена Ван Эйка ее возведение было в самом разгаре, что не могло оставить равнодушным жившего по близости художника.
Скорее всего, сцена строительства башни в его незаконченном рисунке "Святая Варвара" навеяна увиденным.
На одной из площадок башни Белфорд - городской Колокол Победы, и еще 47 бронзовых колоколов, выше - девятитонные куранты, звучащие каждые четверть часа - разными мелодиями. Да и вид на Брюгге с высоты 90 метров незабываемый.
На этой же площади стоял и кафедральный собор святого Донациана, где Ван Эйк венчался с женой Маргаритой и был похоронен в 1441 году. Зачем-то его снесли в 18 веке.
Узкой улочкой Брейдельстраат Маркт соединяется со второй пафосной площадью Брюгге - Бург. Со времен Ван Эйка здесь сохранилась дивной красоты ратуша 15 века, самая старая во Фландрии,
с великолепным "готическим залом",
а также романская базилика Святой Крови, старейшая церковь в Брюгге.
От площади Бург по набережной совсем недалеко еще до одного места, которое ценитель Ван Эйка ни за что не пропустит: музея Грёнинген. Его здание, хоть и построено в 20 веке, на редкость гармонично вписалось в ландшафты садов аббатства Экхоут, бывшего августинского монастыря.
Музей, хоть и небольшой, очень хорош - фламандские примитивы здесь представлены весьма разнообразно:
есть и Кампен, и Провост, и Брейгель Старший, и незабываемый "Страшный суд" Босха. Но после фильма о Ван Эйке из музея Historium первым делом спешишь к его "Мадонне каноника Ван дер Пале".
И уже не только восхищаешься искуснейшей живописью, как, впрочем, везде у Ван Эйка: осязаемой деревянной резьбой трона, сверканием доспехов и шлема святого Георгия справа от мадонны, которая отражается в каждой грани его блестящего шлема (а на доспехах, говорят, есть отражение самого Ван Эйка, но я не нашла), до мелочей проработанными рисунками тканей одежд, например у святого Донациана слева от Богоматери:
Но и вглядываешься в совсем мелкие детали: например, замечаешь зеленого попугая, которого теперь хочется назвать Федерико (в фильме его безуспешно ловит в гавани бедняга Якоб) или очки в руках каноника. Говорят, это самое первое изображение очков в живописи.
Еще одна картина Ван Эйка в музее Гренинген - портрет его жены Маргариты. Намного моложе мастера, она, судя по всему, была любящей женой и хорошей хозяйкой, родила художнику дочь и сына. На портрете ей тридцать три года. На этой, как и на других картинах великого фламандца стоит замечательный, на мой взгляд, девиз, творческое кредо Ван Эйка - "Als Ich Can", "как могу", скромен был мастер.
Завершая прогулку с Ван Эйком, на обратном пути к вокзалу Брюгге стоит пройти по набережной к собору Синт-Сальватор, строительство которого началось аж в девятом веке, и который стал кафедральным после сноса церкви святого Донациана.
Здесь уже не нужно брать никаких билетов, чтобы в удовольствие полюбоваться роскошным готическим нефом
и вспомнить напоследок еще одну картину Ван Эйка, по последним данным тоже написанную в Брюгге.
А теперь можно и вернуться обратно к вокзальной площади по вечерним, засыпающим набережным сказочного города.