Опять Брюссель. Архитектурное.

Jul 27, 2017 19:28



Начало здесь

Напомню картинку из прошлого поста про Брюссель.


Слева, как я уже писала, церковь Нотр Дам де ла Шапель с могилой Брейгеля. Справа же - кусочек интерьера одного волшебного дома, куда я стремилась попасть с самого дня приезда, но оказалась там, так уж вышло, лишь в самый последний день путешествия.
Дома Виктора Орта.

* * *

Вообще-то, Брюссель - настоящая "энциклопедия" европейских архитектурных стилей: кроме, разве что, древних-античных, ибо возник в 10 веке.
А так - вся история архитектуры от средневековья и младше в отдельно взятом городе.

Романское я уже показывала.
Готика радует не только чистотой линий, но и разнообразием - есть брабантская, строгая, безупречных очертаний, как, например, уже упомянутая церковь Богоматери на Савлоне. Интерьеры пронизаны светом, и рай, по ощущениям, где-то совсем близко.



Там же:



И есть французская - из серого камня, со знакомыми двубашенными фасадами, тяжелыми опорами и мощно прорастающими из них нервюрами сводов, изобилием скульптуры.
Таков кафедральный собор Брюсселя - святых Михаила и Урсулы.



Архитектуру Ренессанса в изобилии можно увидеть на Гран Плас:



Встречается и барокко, немного, правда, зато приметное - вот, например, Нотр-Дам де Бон Секур в Старом городе - не вполне каноническая, но очень стильная.



Найдется и чистый классицизм, и ампир. Церковь св.Иакова на горе искусств.



Есть эклектика, и неоготика, и всяческий постмодернизм.
Грандиозная церковь Сакре-Кер в стиле ар-деко, построенная на вершине Кукельбергского холма, к северо-западу от центра.



Имеются в городе и "ориентальные" постройки - китайский дворец, японские ворота и знаменитая пагода - на севере, недалеко от Атомиума и Королевских садов.



* * *

Но лишь один архитектурный стиль обязан своим появлением на свет именно Брюсселю.
Точнее, брюссельцу.

Родившись и получив образование в Генте, в 1881 году Виктор Орта приехал в столицу поступать в Брюссельскую Академию изящных искусств. С городом связана вся его дальнейшая жизнь и карьера - успешная, блестящая, ибо уже при жизни этот мастер получил настоящее признание и множество заказов не только в родной Бельгии.

Но лучшие из своих домов он построил именно здесь, южнее исторического центра, в кварталах Иксель и Шатлен, которые в конце 19 века начинают обживать состоятельные горожане. Это было время процветания Брюсселя, поэтому земля была недешева, и фасады зданий, словно в средневековье, приходилось делать узкими и высокими. Их оформление требовало определенной фантазии, и именно такой небольшой особняк для профессора Эмиля Тасселя и стал первой работой начинающего Виктора Орта.

Отель Тассель



Здесь-то и появились впервые те самые текучие изгибы линий и причудливые "растительные" формы, которые и нынче продолжают восхищать поклонников ар нуво. Именно эта ритмичность и изящество линий модерна побудили архитектора обратиться к металлу как к основе не только конструкций, но и декоративного убранства зданий, ибо металл Орта почитал более податливым и гибким, чем дерево или камень.

Дом ван Этвельде (Фото интерьеров - не мои, посмотреть их - отдельный квест, труднодоступный не жителю Брюсселя).



Впрочем, ему подвластны любые материалы, которые в сочетании с мозаиками, витражами, резьбой и лепниной и создавали завораживающие очертания зданий.
Дом Тасселя - интерьер



Орта как-то интуитивно чувствовал каждый материал, не занимаясь имитациями и позволяя и стеклу, и металлу, и камню появляться в тех местах, где они будут особенно органичны. При этом они безупречно сочетаются между собой, а тяжесть и масса уходят из них, оставляя впечатление легкости и нематериальности стен, балконов, лестниц, перил...

Для большей гармоничности и образности он привлекает на службу архитектуре и цвет - куда в большей мере, чем прежде. Распространение электричества позволяет избавиться от грязи, специфичной для газового освещения, что дало возможность использовать в интерьерах светлые, теплые и яркие краски.
Отель Сольвей



Сам Орта говорил о "домах-портретах", о том, что каждому владельцу соответствует свой неповторимый облик жилья, который именно архитектор ищет и находит.
И если так, то о характере и облике самого мастера вполне можно судить по его собственному дому в квартале Шатлэн, где сегодня находится музей Виктора Орта.

Издали он неприметен, как большинство особняков бельгийского модерна,



вблизи же так затягивает совершенство деталей,



что трудно заставить себя оторваться от фотоаппарата и открыть, наконец, входную дверь.



Но настоящее волшебство начинается внутри. В своих интерьерах Орта первым отказался от коридорно-анфиладной планировки пространства и связал все части здания причудливой лестницей-"колодцем" с ажурными перилами,



по которой поднимаешься все выше и выше, минуя кабинеты и гостиные,



к спальням и детским, пока не окажешься под стеклянным куполом, венчающим весь этот сказочный дворец.



И тогда оказывается, что это лишь внешняя, парадная часть особняка. Потому что по роскошной золотой лестнице можно лишь подняться. А спускаешься - по деревянной, узкой, резной, с которой местами открываются виды на те же помещения, но изнутри - ванную, кабинет, столовую.



А к выходу попадаешь через кухню, немного в стороне от жилых комнат. В этом путешествии вверх и вниз настолько захватывает дух от немыслимого совершенства каждого интерьера, от завершенности каждой композиции и от гармонии всего со всем, что останавливаться и снимать хочется каждую минуту.
Вот только нельзя. Даже мобильные телефоны требуют оставлять в камере хранения.

Так что фото интерьеров - не мои. Но я их видела и никогда не забуду ощущения чуда вокруг...

Еще один бонус, который получаешь при посещении музея Орта - это входной билет. На нем - карта окрестных улиц с лучшими образцами архитектуры ар нуво: расположение, адреса, имена владельцев и авторов. И не только самого Орта, но и других мастеров.
Не помню, сколько времени потом я гуляла с этой картой, отыскивая один за другим восхитительные фасады в стиле бельгийского модерна.

Дом Сандера Перона



Надо сказать, что Виктор Орта был хоть и первым, но далеко не единственным творцом бельгийского ар нуво. Только в Брюсселе появилось на рубеже 19-20 веков целое созвездие первоклассных архитекторов, а затем начались подражания и в других европейских странах. И пусть триумф модерна был недолгим, но по моим ощущениям это одна из самых ярких страниц в истории европейской архитектуры.

Дом Элберта Розенбума (если я правильно перевела):



Архитектор Поль Анкар - собственный дом



Его же - дом художника Альбера Чамберлани



И не верьте тем, кто говорит, что Брюссель - неинтересный город.
У меня есть еще, что рассказать про художников-"гениев места" - из Брюгге, Антверпена... но только если это кому-то нужно.

Бельгия

Previous post Next post
Up