Мы тут с
aywen в связи с Рембрандтом и прочими коснулись на днях темы о благополучных художниках. Сегодня мы как раз такого видели.
Точнее его картины.
Иван Айвазовский, 1883 г. "Данте указывает художнику на необыкновенные облака"
Айвазовский - тот самый живописец, которого сын мой младший считает чуть ли не лучшим в мире, а я не считаю, но отношусь с большим уважением.
Ну правда же, он удивительный. Настоящий вундеркинд - сын бедного армянского торговца, с шести лет свободно писавший маслом, он попал в Петербургскую Академию художеств по личной протекции губернатора Тавриды, когда ему было тринадцать.
А в семнадцать, когда Репин, Суриков и прочие Васнецовы еще только волнительно готовились к поступлению, он, счастливый обладатель большой золотой медали, уже отправился сперва на двухлетнюю пленэрную практику в Крым, а затем на пять лет - в Италию.
Там он, совсем еще молодой, быстро завоевал европейский успех. Изумленный папа римский, купивший его "Хаос", сомневался, что столь юный художник мог сам, без могущественного божественного покровителя, писать столь блестяще. Айвазовского начинают выставлять в лучших музеях мира. А десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона. Блистательный Уильям Тернер называл его марины гениальными!!
"Хаоса" на выставке нет, но вот из той же, "мистической" серии - "Гибель "Лефорта":
И когда обласканный европейской известностью, художник возвращается в российскую столицу, его благосклонно принимает император Николай I, желая сделать придворным живописцем, он внезапно... покидает Петербург и навсегда поселяется в провинциальной Феодосии, где и прожил свою длинную, полную ярких впечатлений и счастливого творчества жизнь.
"Ноктюрн" "Лунная ночь у взморья", подаренный Наталье Ланской - Жене Пушкина:
Айвазовский был потрясающе трудоспособен и плодовит - об этом говорит не только его ошеломительно богатое наследие: шесть тысяч картин и бесчисленное множество рисунков. Он умел работать не просто быстро, но безупречно качественно. Для создания огромного холста ему порой требовалось всего несколько часов. И писать мог где угодно - даже на борту корабля в штормовом море!
Например, на свой шестидесятилетний юбилей он пригласил сто человек. Каждому гостю, рядом с его местом, художник положил небольшой подарок от себя - только что созданный рисунок. Сто рисунков просто к собственному дню рождения, а?
Его рисунки, пожалуй, - самое впечатляющее, что я сегодня увидела на выставке. Никаких небрежных деталей и эскизных линий, силуэт каждого здания, корабля, дерева отточен и выверен, все композиционно цельно, безупречно качественно и доведено до логического завершения. Неважно, что за техника - акварель, сепия, тушь, - никакой халтуры!
"Буря", рисунок
Он не был дотошен и натуралистичен - сам признавался, что с какого-то времени полностью потерял интерес к пленэрной живописи и сочинял все свои бесконечные марины, сидя дома перед мольбертом. Предрассветные зеркала морских вод, штормовые валы, тихие гавани древних городов в лунном свете, россыпи пушистых облаков в розовом небе, а также украинские хатки, горные аулы, египетские пирамиды и антарктические льды - все это фантазии, сотворенные в мастерской по мотивам увиденного в путешествиях. "Лучом луны, отражающимся на Босфоре, я освещаю твердыни Севастополя, - не скрывая, писал мастер. - Таково... свойство моей кисти".
"Ниагарский водопад"
Он не был и консервативен - если в ранние академические годы Айвазовский достаточно педантичен в живописи, холсты вылизаны до полного отсутствия следов кисти (так было принято), то с возрастом его рука все свободнее и раскованнее, и чем мастер старше - тем больше.
Если на итальянском пейзаже юного художника каждый лист апельсинового дерева имеет точную форму и очертания, то у восьмидесятилетнего мастера то же дерево - россыпь светящихся мазков и бликов. И это гораздо, гораздо красивее и эффектнее.
"Остров Крит"
Айвазовский пережил два поколения художников, в течение шестидесяти лет сохраняя идеальную память, зоркость глаза и точность руки. В свои восемьдесят мастер был в прекрасной творческой форме, и самые впечатляющие по виртуозности живописи его полотна родились в последние десятилетия жизни.
Выставка устроена очень внятно: отдельно ранние работы, с одной стороны - батальное, с другой - путешественное, целая стена - дивных "ноктюрнов" (сияние луны и светящиеся лунные дорожки мастер умел делать задолго до Куинджи), напротив - графика, второй этаж - биографический и литературный.
Например, "пушкинские" полотна.
Вот такая, и прежде знакомая мне картина, где юный Пушкин с Марией Раевской в Гурзуфе ("Я помню море пред грозою..."), оказалась крошечным холстом тончайшей работы:
Стоять в очереди пришлось совсем недолго.
Но если просто прийти на выставку, как обычно, то попасть туда невозможно. Билеты на все сеансы раскуплены на неделю вперед.
Только интернет может спасти любителя прекрасного. Я уже два раза эту ссылку давала, дам и в третий, если кто еще не видел:
http://ticket.tretyakovgallery.ru/ru/#ss=142 Нашу распечатку проверяли трижды: сперва охранник на входе, а затем два раза - тетеньки со сканерами.
И хотя вход ограничили, народу у картин все равно много.
Но сходить, безусловно, стоит.