Вступление.
"Взгляни в лицо горе - тупа вершина.
А сбоку погляди - гора остра.
Пойдешь навстречу - и она все выше,
Пойдешь назад - и ниже та гора...
О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же - в этом суть.
А превращенья от того зависят,
С какого места на нее взглянуть."
Су Ши, китайский поэт и живописец 11 века
Древний китайский живописец никогда не стал бы рисовать под открытым небом, на виду у всех. Не сел бы за заляпанный краской мольберт, не швырнул бы небрежно растрепанную кисть в банку мутной воды. Любая вещь, которой касаются руки художника, должна быть прекрасна.
После неспешной и приятной прогулки, во время которой он с наслаждением созерцал красоту гор и потоков, мастер уединялся в тишине кабинета, предаваясь философским размышлениям о совершенстве и гармонии мира, и в его воображении рождался дивной красоты пейзаж. В нем воплощались и традиции нескольких предшествующих поколений живописцев, и его личные впечатления от увиденного.
В кабинете китайского художника живут сокровища. Бамбуковые кисти из разных сортов шерсти - от жесткой свиной щетины до нежнейшего козьего волоса. Украшенные золоченым узором тонкие плитки твердой черной туши. Хрупкая рисовая бумага. Нефритовая тушечница, на которой расслабленно и медитативно растирается специальным камнем кусочек туши с каплями воды, пока Творец мысленно обдумывает композицию будущего свитка.
Ибо мастер из Поднебесной не рисует с натуры. Он творит пейзаж как стихи (недаром каждый живописец должен быть одновременно и поэтом). Сперва в далекой выси воздвигаются высокие горы, слоями, громоздясь друг на друга заоблачными кручами. Затем возникает "ближняя даль" - холмы, равнины, ущелья, острова... Между ними сами собой, чудесным образом возникают "вены дракона" - многочисленные водные потоки, озера, ручьи, водопады.
Если горы - это мощь, движение, активная сила "ян", то вода - пассивное начало "инь", и лишь в их гармоничном сочетании может родиться безупречный пейзаж, который в Китае обозначают двумя иероглифами - "шань" и "шуй", "горы-воды".
Волшебный мир гор и вод заселяется его обитателями. Ни постройки и мостики, ни деревья, кустарники и травы, ни даже люди, животные и птицы не разрушают своим видом совершенный облик природы, а лишь украшают и дополняют его, создавая дивную картину мира.
Сам же мастер должен равно виртуозно владеть тремя совершенствами - не только живописью и поэзией, но еще и каллиграфией, ибо лишь так можно запечатлеть на уже готовом творении родившиеся одновременно с созданием пейзажа стихотворные строки.
А затем из множества личных символов-печатей выбрать один или несколько...
...и зафиксировать на завершенном свитке.
Последние две недели все мы были китайскими живописцами, и вот результаты.
Пейзажи малышей красочно-жизнерадостны, они полны движения и звуков, детальны, насыщенны, ярки...
(слева направо авторы: Бобряшова Яся; Николаев Миша, Кукало Настя, Сметанина Тамара)
Первоклашки - самые креативные, у них хватает фантазии на то, чтобы заселить пейзаж разнообразной живой жизнью вместо не очень понятных поисков совершенной гармонии.
(Быкова Василиса, Грачева Полина, Густова Саша, Фроленко Ника)
Чем взрослее авторы, тем в их пейзажах больше созерцательности и меньше суеты.
(Второклассники - Садыкова Эля, Сапрыкина Милана, Ниязматова Милана, Голосина Ксюша)
Этим авторам по девять. Иванова Лиза, Перфильева Таня, Ниязматова Адель, Бычкова Уля
Самые старшие, десяти-одиннадцатилетки, задумчиво-поэтичны, они ищут композиционной красоты, экспериментируют с колористической гаммой.
Вот "теплые" варианты пейзажа.
(Воробьева Саша, Дышковец Соня, Тычкина Лена, Федина Катя)
"Холодные"
(Беликов Миша, Ивлева Ника, Агафонова Настя, Савин Миша)
И монохромные, самые "аутентичные".
(Андреева Уля, Воробьев Жора, Новичкова Ксюша, Ивлев Ваня)
При том, что мы старались следовать традициям и иконографии пейзажа эпохи Тан или Сун, соблюдая все обязательные правила подобной стилизации, манера у каждого автора все равно осталась его собственной, единственной в своем роде и неповторимой.
Тем и ценны подобные работы.