Про Калязин.

Mar 05, 2015 14:52

Что-то вроде вступления.
Когда-то в старшем школьном возрасте у меня была Мечта. Мне очень хотелось в будущем работать... автобусным гидом. Сидеть на переднем сидении с микрофоном, рассказывая пассажирам о красотах окрестностей, гулять с ними по улицам старых городов, заходить в музеи и храмы... Какая, думалось, прекрасная работа - всегда в дороге, постоянная смена впечатлений, разные люди вокруг. Я и на искусствоведческое отделение пошла именно с расчетом на работу экскурсовода в будущем.

* * *

Я не только не стала гидом, но чем дальше, тем все меньше пользуюсь их услугами. Вот уже лет десять, как мы полюбили самостоятельные путешествия и везде, где оно реально, ездим и ходим сами. За границей все это происходит совершенно без проблем - я всегда точно знаю заранее не только о том, что увижу, но и как туда добраться местным транспортом, который почти всегда отлично довозит до нужного места.

Иное дело - в России. В отличие от Европы, часто бывает так, что самое интересное здесь своим ходом практически недостижимо. Там, где мы можем доехать до нужного места электричкой-автобусом, безусловно, едем сами. Или идем, отшагивая немалые километры (одна только польза для организма).

Но бывает и такое, когда единственный способ достижения цели - либо такси, либо экскурсионный тур. Второе гораздо бюджетнее, да и я не страдаю снобизмом типа "с группой - никогда!". Мне нетрудно соблюдать временные рамки и не опаздывать к месту сбора, как правило, интересно слушать гидов - среди них попадаются люди редкой эрудированности, энтузиасты и фанатики, без которых я бы не узнала и десятой части того, что довелось. К тому же не нужно задумываться над построением маршрутов и штудированием путеводителей - везде довезут, да еще и накормят.



Так что иногда я позволяю себе расслабиться и съездить куда-нибудь в трудно достижимые глубины России автобусным туром.

* * *

Так было и на этот раз. Кроме того, что программа предлагала экскурсию по старому купеческому городу Калязину с заходами в церкви-монастыри-музеи, в конце ее обещаны были масленичные гулянья с блинами, угощением и сожжением чучела (на последнее более всего купились, хотелось по-настоящему проводить зиму). Мы и раньше ездили на "масленичные" туры - большей частью они были вполне симпатичными и скорее экскурсионными, чем развлекательными.

В этот раз поездка не задалась с самого начала. Как только гид - немолодая нервная экзальтированная дама - сразу при посадке произнесла жизнерадостное вступление о празднике, прощеном воскресенье и любви к ближнему, выяснилось, что на 45 мест продано 49 путевок. Как удалось разрешить проблему, я до конца не поняла, видела только, что гид уступила свой первый ряд туристам, а сама всю неближнюю дорогу сидела на откидном сидении у передней двери.

Весь первый час пути она весьма эмоционально пыталась создать народу радостное настроение - говорила духоподъемные общие фразы, читала стихи Маяковского о солнце, аппелировала к Богу, который непременно поможет и обеспечит удачную дорогу и прекрасный день. Из тех же добрых побуждений она уговорила водителя остановить автобус в Сергиевом Посаде у гигантского паломнического туалета на пятьдесят мест, чтобы "санитарная стоянка" была недолгой.

Видимо, из тех же благих намерений водитель автобуса решил подогнать его прямо к самому туалету: площадка перед ним почему-то была девственно чиста, весь транспорт жался где-то в отдалении.
Почему - выяснилось лишь тогда, когда автобус лихо подкатил к туалетам. Площадь перед Лаврой была сплошь покрыта гладким шлифованным льдом и напоминала большой, отлично вычищенный каток. Автобус скользнул по льду колесами, и его занесло боком на край площадки. Чтобы вырулить обратно, колеса оказались недостаточно упругими, и водитель взял насос и полез их качать.
...Раздался громкий щелчок, и автобус просел на бок. Колесо лопнуло.

Что было дальше, догадаться несложно. Автобус поковылял в шиномонтаж на неопределенное время, а нам было предложено самостоятельно осматривать Троице-Сергиеву лавру (где я была до этого четыре раза).
Что мы и делали в течение полутора часов, периодически выглядывая наружу - не приехал ли наш автобус. Бедолага-гид так и проторчала все это время на скользком пятачке у ворот, отслеживая передвижения своих туристов.

Когда мы двинулись дальше, дама, сохраняя присутствие духа, подбадривала нас словами о том, что Бог помог и сделал так, что колесо лопнуло не среди поля и леса, а в таком вот святом месте.

* * *

По приезде в Калязин выяснилось, что на экскурсионную часть времени почти не осталось, поэтому нас на 15 минут остановят перед знаменитой "затонувшей" колокольней, а потом сразу повезут на развлекательную программу, которая жестко привязана к конкретным срокам.
Тем не менее, почти полчаса на "радушную встречу с хлебом-солью и наливкой" каким-то чудом выделить удалось.



Дивный калязинский экскурсовод - местный школьный учитель истории - торопясь и сбиваясь, пыталась уложить в кратчайшее время все те удивительные и разнообразные истории, связанные с городом, которые готовилась нам рассказывать в течение двух-трех часов.
За пятнадцать минут мы добежали по льду до колокольни, купили пару магнитов и дунули в автобус.



А потом нас повезли на какую-то турбазу в деревенскую глухомань в тридцати километрах от Калязина - на праздничную программу. Там были под шатрами накрыты столы, стояло заготовленное для сожжения чучело, играла музыка, плясали и пели. Выяснилось, что празднование Масленицы рассчитано на ТРИ часа, и все это время народ должен был сидеть на улице за столами, есть, пить и веселиться.



Еда была м-м... съедобная: квашеная капуста, огурцы, селедка, какой-то суп и гуляш с картошкой, пироги. Блинами, по-моему, обносили в неограниченных количествах. Но из напитков на столах стояли исключительно крепкие. Наливки по 38 градусов и водка. Где-то вдалеке маячил титан с чаем, куда нужно было идти с собственной чашкой. Несколько местных жительниц торговали водой за деньги.



Понятное дело, что гости очень быстро приобрели нужную кондицию для веселья и могли теперь отплясывать хоть пять часов подряд. Но сын мой взвыл от обиды и тоски, и мы отправились исследовать окрестности турбазы. Сперва мы обнаружили километрах в трех крошечный поселок Верхняя Троица, оказавшийся родиной "всесоюзного старосты" М.Калинина.



К нему в комплекте прилагался памятник ему же и большой пафосный музей его же имени из бетона и стекла, который был гораздо больше любого из домов в поселке.
За памятником - просто заброшенная изба. Музей я почему-то не сфотографировала.



Вернувшись и передохнув в турбазном клубе, мы сходили еще и в деревню Тетьково, совсем крошечную и невзрачную, где Вадик внезапно обнаружил школу своей мечты - в деревянной избушке.



Мы вернулись аккурат к аутодафе чучела, после чего довольно быстро нашли автобус и стали радостно ожидать возвращения в Москву.
Как бы не так! Оказалось, что у пожилой дамы из нашей группы, немного перебравшей с наливками, случился инсульт. Наш гид, и без того измотанная дорогой, оказалась перед выбором - везти ее в таком тяжелом состоянии автобусом в Москву или все же оставлять в местном медпункте в ожидании скорой, которая отвезет в Калязин. Медпункт на базе оставлять больную у себя не хотел, и в течение часа, пока не приехала скорая, они решали эту проблему. Понятно, что все это время наша группа сидела в стоящем на обочине автобусе.

* * *

На обратном пути, слушая печальные сетования экскурсовода, я размышляла о неисповедимости путей Мироздания, которые увели меня от стези автобусного гида совсем в другом направлении - наверное, к счастью для меня.

Была и еще одна, отдаленно грустная мысль - с той пожилой дамой остался ее муж, а мне-то лет через десять скорее всего придется путешествовать одной. А вдруг чего...

Единственное, чего мне совсем не хочется видеть в комментариях, - это банальностей типа "а на машине лучше". Не было у меня машины, нет и не будет никогда.

Путешествия по России, Тверская область

Previous post Next post
Up