По следам Леонардо да Винчи

Jul 30, 2013 12:57

Леонардо да Винчи - безусловно, культовая фигура Милана: здесь напоминают о нем даже самые неожиданные "объекты".
Такие, к примеру:


Неудивительно, что одну из двух наших больших миланских прогулок мы целиком посвятили "виновнику" нашей поездки - гениальному мастеру Высокого Возрождения, почти треть жизни которого связана с этим городом.



Начало 1480-х, расцвет кватроченто, Флоренция. Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный собирает вокруг себя лучших из лучших - философов, писателей, поэтов, художников. Звезда среди последних - божественный Сандро Боттичелли, в это же время здесь творят и Доменико Гирландайо, и Паоло Уччелло, и Филиппино Липпи, и Андреа Вероккио. Ученик Вероккио, молодой да Винчи, совсем не впечатлял на этом фоне живописными шедеврами, хотя был неплохим математиком и инженером, проектировал для Медичи каналы и фортификации, но особенно любил Великолепный слушать, как Леонардо играет на лире. Впрочем, репутация у того была сомнительной, и когда миланский герцог Лодовико Сфорца по прозвищу Моро попросил Лоренцо Медичи порекомендовать ему хорошего инженера и музыканта, тот, не раздумывая, остановился на кандидатуре Леонардо да Винчи, чье присутствие при дворе его несколько напрягало.

Так и случилось, что в 1482 году мастер Леонардо оказался при дворе Лодовико Моро, правителя миланского. И довольно быстро получил первый заказ на фрески в том самом замке Сфорца, что схож чертами с московским Кремлем (о нем я уже писала в предыдущем посте). Помимо росписи стен и плафонов замка, которую мастер выполнял совместно с ломбардскими художниками, Леонардо довольно быстро стал получать от Сфорца задания самого разнообразного характера, не имеющие никакого отношения к живописи: он укреплял стены замка, строил мосты, изобретал осадные машины и прочее оружие, проектировал здания и памятники, демонстрировал химические опыты, придумывал машинерию для праздников и религиозных действ и еще много чего. Так что здесь, в замке Сфорца, где мастер провел немало часов и дней, тень Леонардо впервые является нам и сопровождает во время всей сегодняшней прогулки.
Замок Сфорца:


От Кастелло Сфорца совсем недалеко до Пинакотеки Брера, посещение которой показано любому неравнодушному к искусству Ренессанса человку. Мало где так подробно, разнообразно и детально представлены самые разные школы Эпохи Возрождения - от неловкого иконописного дученто до живых и прелестных портретов венецианских маньеристов. Не говоря уже о подлинных шедеврах - "Обручении Марии" раннего Рафаэля или "Алтаре Монтефельтро" Пьеро делла Франческо.
Брера:


Здесь, правда, почти нет работ Леонардо (всего один набросок к портрету), но зато перед нами во всей красе предстает прекрасная чета: Лодовико и Беатриче Сфорца, заказчики маэстро. О самом Лодовико - интереснейшей личности, со странным и противоречивым характером, удивительными фантазиями и трагичной судьбой, можно бы тоже долго рассказывать, но нынче не он - наш главный герой.

Портрет Лодовико Сфорца-Моро, фрагмент семейного алтаря Сфорца из галереи Брера.


Беатриче - юная, обаятельная и бесстрашная супруга немолодого герцога, отличавшаяся редким для женщины дипломатическим умом и блестящей образованностью. Она происходила из знатного феррарского рода д'Эсте (а старшей сестрой была знаменитая Изабелла, маркиза Мантуанская), в 15 лет была выдана замуж в Милан и умерла совсем юной во время родов третьего ребенка. Для нее Леонардо придумывал всякие милые пустячки, вроде механических львов и движущихся светил. Но вот портрета герцогини Сфорца, достоверно написанного рукой мастера, не сохранилось.
Поэтому здесь - ее образ кисти лобардского конкурента Леонардо - Джованни Предиса (из пинакотеки Амброзиана, о которой речь - ниже).


Чуть-чуть не в тему: зато всем хорошо известны дивные образы возлюбленных Лодовико Моро - Чечилии Галлерани-Бергамини и Лукреции Кривелли (правда один из них хранится в Париже, а другой - в Кракове). Вроде бы, с обеими дамами у Леонардо были очень дружественные и приятственные отношения, есть версии и о романах, но недостоверные.
"Дама с горностаем" и "Прекрасная ферроньера" - самые известные после "Джоконды" портреты Леонардо:


(Шепотом) Оба эти портрета нравятся мне больше, чем "Мона Лиза".

* * *

Но вернемся в Милан. Пинакотека Брера открыта с раннего утра, и мы успеваем к назначенному часу в сокровенное место, ставшее причиной нашего путешествия - церковь Санта-Мария делле Грацие. Ее облик - абсолютно в ломбардском стиле, впрочем, вроде бы сам Браманте в 16 веке приложил к ней руку, с уютным патио, из которого туристы, которым не повезло попасть в трапезную, идут смотреть выставку рисунков Леонардо из "Атлантического кодекса".
Санта-Мария делле Грацие


Ну а мы - счастливчики - направляемся в невзрачное здание слева от церкви, где взамен на привезенную из Москвы распечатку получаем два драгоценных билета - заветный пропуск в святая-святых, к фреске Мастера.
Трапезная монастыря: вход к "Тайной вечере".


В ожидании начала сеанса, в патио церкви:


Наконец настает срок, тридцать удачливых обладателей билетов пропускают в длинную стеклянную галерею, и за нами запирается тяжелая дверь. Медленно, торжественно, через еще несколько поочередно открывающихся дверей нас, наконец, приглашают в слабо освещенную обширную залу. Здесь, на одной из стен, и развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.



...Сам Леонардо видел фреску как окно в некий иной, сакральный мир. Длинный стол на переднем плане - слегка наклоненный, чтобы можно было видеть сервировку. Позади - в воздушной дымке - узнаваемый ломбардский пейзаж в проемах окон. На фоне его - лик Христа, что так не давался мастеру (в оранжевом путеводителе прочла еще одну, стопервую версию - о юном прекрасном певчем, который стал образцом для головы Христа, а после спился и послужил моделью Иуды). Вопреки традиционной трактовке сюжета Леонардо поместил Иуду за один стол с апостолами, и тот не сразу распознается в череде полупрозрачных ликов, осознанно и продуманно сгруппированных автором - по трое.

По воспоминаниям современников, "Тайная вечеря" некогда была так божественно совершенна, что французский король Людовик XII, захватив Милан, даже хотел вырезать часть стены, чтобы доставить ее во Францию. И лишь боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему.

Любой, кто знаком с творчеством Леонардо, знает, как сильно не повезло этой фреске.
Сперва были неудачные эксперименты над красками и грунтом самого мастера. Леонардо, не умеющий и не желающий работать быстро (а в технике "эль фреско" - по-сырому" пишут только так) использовал комбинацию темперы и масла и писал по сухой штукатурке как по дереву. В результате красочный слой посыпался еще при жизни художника. Затем были грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. трапезная превратилась в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Последним ударом стала бомбардировка в 1943-м - она не повредила стен трапезной, но даже их вибрация оказалась пагубна для хрупкого красочного слоя.

Сейчас реставраторам удалось остановить разрушение и законсервировать драгоценную живопись. И несмотря на то, что часть красок утрачена, и где-то слабо прочитываются детали, фреска по-прежнему дивно хороша, а тонкость и трепетность кисти Леонардо, совсем не заметные в репродукциях и фотографиях, здесь, в оригинале, внезапно открываются зрителю.


Фото фрески, понятное дело, не мои - снимать там настрого запрещено.

Весь сеанс - пятнадцать минут. Выходим впечатленные и вдохновленные. Встреча с Леонардо-живописцем случилась. Теперь нас ждет встреча с Леонардо-ученым.

* * *

Очень сложно найти область естественных наук, где бы Леонардо не попробовал свои силы. Механика и математика, физика и астрономия, биология, палеонтология, анатомия, химия... Перебирая в памяти самые разные технические изобретения, созданные человеком, начинаешь осознавать, что, кажется, нет таких, к которым бы не приложил руку гений Ренессанса. Его изобретения можно перечислять до бесконечности: прокатный стан, плавильная печь, текстильные машины, военная техника, пароход и подводная лодка, летательные аппараты, подъемные краны, автомобиль, велосипед...

Всем этим сторонам дарования Мастера посвящен музей, куда мы теперь направляемся - Музей науки и технологии Леонардо да Винчи.


На первый взгляд, похожих музеев в мире много. И нам приходилось бывать в подобных - и в потрясающем воображение своими масштабами Немецком музее в Мюнхене, и в парижском Сите, и в финской Эврике... Но миланский музей, хоть и является в том же смысле научно-познавательным - с интерактивными экспозициями по разным областям науки, образцами лучших технологических достижений и т.п. все же связан с конкретным именем. И его разделы, за небольшим исключением, - как раз те области знаний, где так или иначе проявил себя Леонардо. Кроме того, несколько залов посвящены непосредственно его рисункам и изобретениям.


Музей довольно большой, и в нем есть, чем заняться и взрослым, и особенно детям. Большинство интерактивных "объектов" даже мне, гуманитарию, понятны без текстовых пояснений: здесь надо крутить ручку, тут тянуть за веревку, там - просто слушать, сняв трубку.
Например, нужно за две минуты виртуально собрать простой радиоприемник. С некоторым напрягом Вадьке это удается.


Старинные средства связи:


Химическая экспозиция: с помощью магнита собираются молекулы разных веществ (рядом - книжка с образцами)


В астрономическом зале:


Есть места, посвященные современным технологическим достижениям: узнав о них, старый маэстро порадовался бы, наверное: радио, телевидение, компьютеры... Как во многих подобных музеях, модели телестудий, где можно побыть ведущим:


Крутить рычаги и нажимать кнопки - это Вадик у нас любитель. Мне интереснее просто смотреть, но и я для себя нахожу немало любопытного и занимательного: скажем, лаборатория ренессансного алхимика или зал часов с гигантскими курантами с их внутренним устройством, разнообразные старинные и современные строительные материалы и архитектурные конструкции, да мало ли чего...
Вот, например, мастерская по изготовлению скрипок:


Во дворе музея - подводная лодка, почти настоящий вокзал со старинными паровозами и в отдельном гигантском здании - корабли и летательные аппараты.


Не замечаем, как проходит время.

* * *

На обратном пути, недалеко от базилики святого Амброджо, заглядываем еще в одно "культовое" место - Амброзианскую пинакотеку. Это не муниципальный музей, и вход обходится мне недешево (Вадька, как и везде, - бесплатный), но оно того стоит. В собрании - отменные образцы живописи Боттичелли и Луини, Тинторетто и Тициана, Караваджо и Креспи. В одном из залов - потрясающие масштабами рисунки Рафаэля к ватиканской "Афинской школе".
Внутри музея снимать нельзя, снаружи не получилось, так что показываю фото с балкона Пинакотеки:


Леонардо посвящена отдельная экспозиция. В музее хранится одна из его известных картин, что прежде считалась портретом молодого Лодовико Моро, а нынче называется просто "Музыкант".


Вокруг - "леонардески", ученики-подражатели. Любопытно весьма. Вроде и темы те же, и манера, и композиции, ан нет - не выходит так, как у Мастера!
В соседнем зале - в библиотеке - выставка, в которой пинакотека (так же, как и монастырь Санта Мария делле Грацие) участвует с 2009 года: экспозиция "Атлантического кодекса" Леонардо.

«Атлантический кодекс» (Atlantic Codex) - наверное, самый знаменитый сборник рукописей Леонардо да Винчи, состоящий из почти 1200 страниц. Листы датируются как раз теми годами, когда Мастер работал в Милане: в них рисунки, чертежи и записи на самые различные темы - аэродинамика, оружие, музыкальные инструменты, математика, ботаника и др. Это не книга, а составленный уже после смерти Леонардо из разрозненных листов манускрипт. И - счастливая возможность для зрителя увидеть подлинные тексты гения, написанные тем самым волшебным "зеркальным" почерком, проекты его изобретений, анатомические этюды, наброски к картинам.

Некоторые особенно трогательны: вот здесь, например, рядом с архитектурными эскизами небрежная зарисовка кошачьей фигурки - мимо, видно, пробегала.


Экспозиция "Атлантический кодекс" меняется каждый год - поочередно демонстрируется по пятьдесят листов рукописи.

* * *

Наш маршрут "по следам Леонардо" завершается на площади театра Ла Скала. Почему-то именно здесь город решил поставить памятник Мастеру.


Мы прощаемся с нашим героем, да и с Миланом, потому что дальнейшие путешествия будут уже за пределами сего благословенного города.

Италия_путешествия

Previous post Next post
Up