В то время как движения против аболиционизма в Европе и Северной Америке начали свое эпическое движение, чтобы положить конец рабству в XIX веке, в мусульманском мире практически никогда не было противодействия рабству.
Европейцы лицом к лицу столкнулись с арабо-мусульманской работорговлей уже в VIII-IX вв., в период экспансии Фатимидского халифата в Европу.: большинство рабов были европейцами (так называемые сакалибы), захваченные на побережьях Европы и во время войн.Но особенно масштабной эта торговля стала - в первую очередь, в Средиземноморье - с начала XVI в., т.е. сразу после завершения Испанией Реконкисты и открытия Америки. Причём в этой работорговле европейцы - вплоть до начала XIX в. - участвовали преимущественно в качестве рабов, а не работорговцев.
По оценкам историков, между 650 и 1900 годами от 10 до 18 миллионов человек были порабощены арабскими работорговцами и вывезены из Европы, Азии и Африки через Красное море, Индийский океан и пустыню Сахара.
В Северной Африке берберские пираты осуществляли массовые акты пиратства против европейских судов и поработили тысячи европейских христиан. Они получали немалые доходы от выкупа пленных; во многих случаях в Великобритании, например, сельские церкви и общины собирали деньги для таких выкупов. Британское правительство при этом никогда не платило выкупа за своих граждан. Кристофер Хитченс сообщает, что в период между 1530 и 1780 годами в Северной Африке было продано в рабство, вероятно, около 1,5 миллионов европейцев и американцев.
При этом рабы происходили из множества регионов, среди них были представители средиземноморских народов, персы, народы горных районов Кавказа и Закавказья (Грузия, Армения и Черкесия) и части Центральной Азии и Скандинавии, англичане, голландцы и ирландцы, берберы из Северной Африки, а также различные другие народы различного происхождения.
В славянских странах работорговля славянами делилась на два потока: «западный», при котором славян похищали на территории сегодняшней Центральной Европы, и «восточный», при котором людей похищали и на просторах нынешней Польши и России и везли на юг. Работорговля западного потока берет начало в VIII веке. Она касалась чехов, словаков, поляков, словенцев и хорватов Славонии, плененных во время набегов или войн. Захваченных на побережье Далмации славян из Славонии чаще всего отправляли в ныне испанскую Кордову. Напомним, что в те времена в Испании правили мавры, превратившие тогда Испанию в управляемую арабами территорию под названием «Аль-Андалус». Но славян отправляли еще и в Сирию, Египет, Ирак и Магриб. «Западная» работорговля была прекращена в XI веке в результате завоевания и распада в 1031 году Кордовского халифата, который распался на несколько небольших государств-«тайфов». Таким образом, оплакиваемое многими падение «просвещенного» мусульманского эмирата со столицей в Кордове стало тогда великим благом для рабов-европейцев. Что касается работорговли в рамках «восточного потока», при которой на Восток увозили украинцев, поляков и русских, то она продолжалась более 1 000 лет.
Дольше всех вели торговлю рабами-славянами турки-османы. Торговля славянами происходила одновременно с арабо-мусульманской работорговлей жителями южной Европы, наводившей ужас на земли, ставшие современными Испанией и Италией. Авторы книги «Атлас рабства» (2007) Марсель Дориньи и Бернар Гено отмечают, что в мусульманских странах осталось очень мало следов пригнанных в эти государства рабов по той страшной причине, что они в большинстве своем были кастрированы. Однако можно говорить о масштабах этого бедствия. Согласно исследованиям Александра Скирды, общее число жертв работорговли между VIII и XVIII веками составило четыре-пять миллионов душ, из них 1 миллион с четвертью, по подсчетам Роберта Дэвиса, были европейцами из южной части Европы. И в плен к работорговцам они попали в основном за относительно короткий период - всего за одну четверть «рабского тысячелетия» между VIII и XVIII веками.
В Южной Европе похищения людей на море приписывали варварам-«барбарескам», выходцам с так называемого Берберского берега, впоследствии ошибочно названным берберами. Хотя на самом деле за этим общим обозначением, появившимся около 1500 года в Италии, стояли пираты множества национальностей. Некоторые из них были этническими турками, другие албанцами-мусульманами - подданными Оттоманской империи. Попадались среди пиратов и бывшие янычары (то есть выросшие в неволе дети христиан), а также вполне добровольные перебежчики из христианского мира, перешедшие на службу к туркам и поселившиеся в Северной Африке (Магрибе). Больше всего пиратам приглянулась та часть североафриканского побережья, которые традиционно была ареалом обитания кочевников-берберов. Отсюда и вводящее в заблуждение название - «барбарески», люди с Берберского берега. Истинные воины ислама, эти варвары-«берберы» завоевали свою часть северной мавританской Африки по поручению Османской империи, которая позволила им заниматься пиратским «бизнесом» в порядке своеобразного «партнерства» со Стамбулом.
В Персии, как и в Оттоманской империи, очень ценились оказавшиеся в плену грузины и черкесы: мужчины нужны были для участия в войнах, а женщины - для утех. Их привозили по суше или через черноморские порты. В своей работе о положении евреев и христиан в странах ислама англо-египетский востоковед Бат Йе'Ор так описывает «толерантность» османов: «По стратегическим причинам турки вынуждали население приграничных регионов Македонии и северной Болгарии принять ислам, особенно в XVI и XVII веках. Тех, кто отказывался, казнили или сжигали заживо».
Фактически, до конца XIX века христианских «неверных» могли похищать, брать в плен, порабощать или убивать, когда они отваживались подойти к побережью Северной Африки, чтобы мирно вести торговлю. Пираты с «Берберского берега» практиковали терроризм и совершали набеги на берега Южной Европы.
В Европе около церквей часто стояли ящики для пожертвований с надписью: «Для освобождения бедных рабов». Но удавалось выкупить лишь небольшой процент рабов. Морские и наземные набеги берберов и османов на побережья Франции, Португалии, Испании, Италии и Балкан продолжались до середины XIX века. До того же периода продолжались и нападения на христианские корабли в Средиземном море. То есть ужасы творились до самого прихода европейцев. Напомним, что, когда французы взяли Алжир в 1830 году, в его «зинданах» было обнаружено 120 белых рабов. В семнадцатом веке рабы-христиане составляли 35% населения Алжира, как указано в Revue des deux mondes 1841 года. В 1675 году они все еще составляли четверть населения Алжира. Достаточно побывать на Мальте, на юге Италии, в Испании, на Кипре, в Греции или на Балканах, чтобы увидеть, насколько воспоминания об арабо-исламской колонизации и связанном с ней рабстве травмировали сознание местных жителей.
Особенно печально, что так много афроамериканцев сегодня принимают ислам и берут арабские имена, игнорируя или совершенно закрывая глаза на факты мусульманской работорговли, хотя это привело к гибели и рабству неисчислимых миллионов их африканских предков.
В качестве иллюстрации -
фильм болгарских кинематоргафистов, который рассказывает о том , как османами насаждался ислам в Болгарии в 19-м веке.