В июне довелось мне провести пару дней в Киеве, много мест я там облазил, еще больше - просто физически не успел, но прогулку по Днепру с шлюзованием и выходом в Киевское водохранилище (море, как его еще называют), я пропустить не мог. Попробую рассказать о ней в качестве комментариев к фотографиям. Будет очень хорошо, если у кого будет что добавить к моему повествованию.
Итак, начинается путешествие от главных речных ворот города - Речного вокзала. Речной вокзал находится на Почтовой площади, на правом берегу Днепра, в самом начале старого района под названием Подол - с древних времен этот район был торговым центром города и товары сюда доставлялись преимущественно по воде. Здание вокзала было открыто в 1961 году и предоставляет зал ожидания на 550 посадочных мест.
1. Оно очень похоже на корабль на вечной стоянке, причем со стороны площади зрителю видно только две палубы, зато всем, прогуливающимся по пристани - видно 4 этажа (палубы). На фото центральная часть, тут два верхних этажа объединены в зал с высоким потолком. Возвышение в центре здания - технический этаж, здесь располагается святая святых вокзала - диспетчерская служба, отсюда ведется оперативное руководство речным движением и добычей днепровского песка.
2. Венчает здание как мачта корабля - стеклянная башенка с винтовой лестницей и одна из достопримечательностей Киева - трехметровый шпиль с флюгером. Шпиль состоит из розы ветров, указывающей стороны света и каравеллы, покрытой сусальным золотом. Каравелла поворачивается по ветру, минут десять караулил чтобы повернулась в профиль.
Еще на подходе к Речному вокзалу вы услышите крики зазывал и нахватаете в руки рекламных листовок на тему речных прогулок и корпоративных мероприятий. Моей целью была прогулка по Днепру до шлюза с шлюзованием. Никогда вживую еще не видел этот процесс. Да и вообще приятно в такую жару пройтись по воде на кораблике. В тот день было под 40 градусов.
3. 14-й причал, тут производилась посадка на прогулочный корабль по маршруту вокзал - шлюз - киевское море - шлюз - вокзал.
Стоимость 3,5 часовой экскурсии в выходные дни составляет 70 гривен, в рублях это примерно 280 руб. Недавно прошелся в подобную прогулку по Москва-реке, по маршруту: причал у Киевского вокзала - Кремль - причал у Киевского вокзала, никаких шлюзов и экстрима :) - два часа стоят 400 рублей.
4. вот такой же теплоходик был в этой экскурсии
5. здание гостиницы Fairmont доминирует в застройке Почтовой площади
6. теплоход Михаил Ломоносов - четырехпалубный теплоход вместимостью до 360 пассажиров, почти мой одногодка - 1979-й год постройки, Германия. Наверху на холме, слева - здание МИД Украины.
7. Гаванский мост, пока открыт только два раза в день для движения президентского кортежа, проводятся заключительные работы на эстакаде к мосту.
8. Храм Святителя Николая Мирликийского (на воде).
Строительство храма было начато летом 2003 года по инициативе и на средства акционерной компании "Укрречфлот". 22 мая 2004 года на купол храма был поднят позолоченный крест. Сам храм был освящен 7 июля 2004 года в праздник Рождества Иоанна Предтечи Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.
9. слева на фото отель на воде "Жемчужина Днепра" или "Перлина Дніпра", ценник за экзотику довольно приличный - 3500-7000 тыр/ночь. Рядом еще одно плавучее сооружение, может быть и отелем и рестораном, я его пока не опознал.
10. строительство Большого Подольского моста - на сегодняшний день к мосту подогнали самый крупный в мире речной плавучий кран "Захар", с его помощью намерены установить среднюю часть арочного пролета моста, к этой теме вернусь ближе к концу рассказа
11. граффити на стенах набережной, запечатлел несколько самых абстрактных
12. отдыхающие, синхронно лузгают семечки :)
13. а на этом граффити аж целый манифест
14. по ходу прогулки попадались различные плавсредства, вот одно из них, какая-то байдарка с навесом...
15. Московский вантовый мост, в проектных документах еще называется Северный. Открыт в 1976 году, высота пилона 116 метров.
16. Петровский железнодорожный мост - сооружен в 1916 году, во время войны был разрушен и восстановлен в 1945 году. По мосту идет только один путь, сейчас используется в основном для грузовых перевозок, изредка проходят пассажирские электрички.
17. просто буй, старый... очень старый...
18. строительство МЖК "Оболонь" на проспекте Героев Сталинграда, 2
19. еще одно "водоплавающее" - яхта Bavaria Sport HT 35 - аренда на час обойдется вам в 330 долларов, это не реклама, в поисках информации набрел на сайт аренды прогулочных катеров и яхт, так что для сравнения буду приводить расценки на что удастся найти.
20. Московский мост поближе... его безвантовая часть, только полотно моста, опирающееся на причудливые опоры с иллюминаторами
21. интересные "окна" в опорах моста
22. Храм Рождества Христова (на Оболони) - строительство началось в 2006 году, освящен в январе 2008 года и с тех пор является действующим храмом.
23. Шоу-парк "Золотые ворота", сейчас уже полная разруха, более ранние фото показывают довольно красивую картину - здесь проводились экстрим-шоу, рыцарские турниры, фестивали, трибуны могли вместить до двух тысяч зрителей. Несколько лет парк не функционирует и приходит в упадок, в августе 2009 года Киевсоветом принят план реализации на этом месте оздоровительного комплекса с аквапарком.
24. и еще один катер, на этот раз "рыбак" - Tracker Tundra
25. прогулочный катер Quicksilver 520 Flamingo
26. просто парусно-моторная лодочка
27. аренда такой яхты на день обойдется примерно в 2-2,5 тысячи гривен, это около 11 тысяч рублей.
28. а на таком катере вместо бензина надо запасаться бутербродами и алкоголем :)
29. навстречу нам возвращается брат-близнец нашего кораблика, тоже наверно водил туристов на шлюзование
30. приближаясь к Вышгороду встретили такую платформу-экскаватор, похоже для добычи песка со дна реки
31. проходим нижний шлюзовой канал, вдали видны ворота шлюза, поверх над шлюзом идет автодорога
32. еще один кран-экскаватор на рельсовом ходу, для сравнения габаритов поищите фигурку рыбака у его подножия
33. шлюз Киевской ГЭС и диспетчерская башня
34. внутри шлюза... высокие бетонные стены создают угнетающее впечатление, начинаются нервные смешки :) особенно после того, как за нашим корабликом смыкаются громадные ворота.
35. вдоль стен устроены такие вот швартовочные крюки-поплавки, они удерживают плавсредство на месте и поднимаются-опускаются вместе с уровнем воды в шлюзе, вроде их десять на весь шлюз, по 5 на каждую стену в шахматном порядке.
36. шлюз начал наполняться водой...
37. поток все сильнее, прорывается откуда-то снизу стены
38. уровень растет на глазах
39. вот уже можно заглянуть за бетонную перегородку шлюза, пока правда только с верхней палубы
40. уровни шлюза и водохранилища сравнялись и перегородка ушла вниз - вот оно - Киевское водохранилище: площадь поверхности водного зеркала 922 кв.км, наибольшая ширина 20 км, создано в 60-е годы. Значительная часть водохранилища мелководна, глубины в этих местах не превышают 3 метров, самая большая глубина водохранилища - 14 м. После чернобыльской аварии в водохранилище попадает много радиоактивных осадков, как просачивающихся из почвы с радиоактивными захоронениями, так и приходящими с водами реки Припять. Состояние плотины ГЭС называется многими источниками как плачевное и опасное, если произойдет разрушение плотины - несколько районов Киева смоет, а радиоактивный ил со дна водохранилища сделает территорию непригодной для использования.
41. наш корабль тем временем отшвартовывается и направляется к выходу из шлюза, тут видно верхнюю часть ворот со стороны Киева и любопытных зрителей на мостках поверх входа в шлюз.
42. шлюз позади, ворота остаются открытыми, мы выходим в водохранилище ненадолго - дать небольшой круг почета.
43. на вершине крутого берега видно макушки Борисоглебской церкви в Вышгороде - это первая церковь, посвященная святым Борису и Глебу, построена еще Ярославом Мудрым на месте сгоревшей церкви Святого Василия, в которой были погребены останки Бориса и Глеба. С тех пор церковь неоднократно подвергалась уничтожению: во время нашествия хана Батыя в 1240 году, сожжена поляками в 1651 году, во время Великой Отечественной войны, немцы держали в церкви наблюдательный пункт и она снова была разрушена в ходе боевых действий. В 1991 году храм восстановлен по имеющимся эскизам.
44. местные жители, они помахали нам, мы - им, все радостны и довольны встречей
45. вид на церковь, представляю какие тут зимой горки устраивают для катания
46. береговые сооружения ГАЭС - Киевской гидроаккумуляционной станции, первой в СССР. Это только мЕньшая часть всего комплекса. Принцип работы ГАЭС такой: в моменты наименьшего потребления электроэнергии (22.00-6.00) насосы закачивают воду в верхний водоем, а в момент "пиков" потребления (6.00-10.00 и 18.00-22.00) вода спускается обратно в нижний водоем. При всем этом в момент заполнения верхнего водоема гидроагрегаты выполняют функцию насоса, а при спуске воды - гидрогенератора (турбины). Интересный момент - в режиме работы "насос" агрегат потребляет больше электроэнергии, чем вырабатывает в режиме "турбина". Если посмотреть снимки с космоса, то форма верхнего водоема напоминает бутылку водки с высоким горлышком, водоем имеет полезный объем в 3,7 млн. кубометров воды и находится на высоте выше уровня водохранилища на 70 метров.
47. маяк на волнорезе при ГЭС, ничего особенного про него сказать не могу, вот только обратите внимание сколько чаек вокруг вьется, это не пыль и не мусор ветер носит - это все птицы :)
48. возвращаемся после небольшого круга по территории у волнореза и швартуемся у стенки, запомните уровень воды у ворот, дальше будет возможность сравнить уровень водохранилища с уровнем Днепра
49. зрители уже тут как тут :) интересный вид наверно открывается оттуда, им ведь видно перепад по высоте прямо под ногами
50. вода уходит понемногу, сначала незаметно, потом все заметнее и быстрее
51. швартовочный поплавок напротив меня раз за разом плюхается в воду под своим весом
52. вода ушла и ворота открываются, посмотрите какими были на мостиках над воротами люди на предыдущей фотографии и сравните глубину погружения нашего кораблика в шлюзе
53. привод ворот и спасательный инвентарь :)
54. створка почти спряталась в свою нишу у стенки и мы отшвартовываемся, чтобы вернуться назад, в порт
55. на обратном пути встречаем очоередного собрата
56. плотина ГЭС со стороны Днепра - первый гидроагрегат Киевской ГЭС был сдан в эксплуатацию в 1964 году, последний (20-й) в 1968 году. Суммарная установленная мощность станции - 408,5 МВт (11х22 МВт и 9х18,5 МВт). Среднегодовая выработка - 790 млн кВт·ч, при максимальном напоре 12 метров. Для сравнения - электрическая мощность одного только реатора РБМК-1000, такие стоят на большинстве АЭС России - 1000 МВт.
57. возвращаемся к строительству Большого Подольского моста - противоположный берег, как видите здесь почти готова ответная часть, а элементы центральной арки моста лежат в стороне.
58. тут видно место будущего стыка центральной арки с береговой частью конструкции моста, интереснейшая конструкция
59. перед мостом повстречали еще одну яхту под заказ: двухпалубный "Романтик", длина яхты 36 метров, рассчитана максимум на 25 пассажиров, 5 кают (люкс и полулюкс), два двигателя по 300 л.с. Примерно 400 долларов в час.
60. здание МИД Украины поближе
61. до постройки в 1957 году этого Пешеходного (паркового) моста киевляне и туристы добирались до пляжей Труханового острова при помощи лодочных извозчиков и пароходиков, а то и просто вплавь. Висячая конструкция моста состоит из 7 пролетов общей длиной 427 метров, любимое место молодежи для романтических прогулок и самоубийств, так как на довольно высокие пролеты моста можно очень легко забраться.
62. Крещатый парк - из деревьев высится дуга монумента "Воссоединение Украины с Россией", воздвигнутого к 60-летию СССР, а возле нее гигантский футбольный мяч, в те дни там работал футбольный парк с трансляциями футбольных матчей и прочими аттракционами. В другом отчете покажу фотографии из этого парка поподробнее и панорамы, снятые с площадки у монумента.
63. и напоследок, еще один водный транспорт, вот такая необычная версия катера-катамарана на поплавках
Все фото доступны в бОльшем размере в моем альбоме:
http://photofile.ru/users/rusleo/96517079/