Я работаю
в замечательной компании Артек full-time, и венчурная история в моей жизни осталась в прошлом. (Не то, чтобы я не надеялся когда-нибудь к ней вернуться, но по состоянию на сейчас - в прошлом). Жизнь фонда
Projector Ventures, который я когда-то основал, продолжается, но моя роль в нем теперь исключительно пассивная (limited partner), фондом управляют мои партнеры. Я даже перестал читать новости отрасли и как-то внимательно за ней следить.
Но я сейчас всю неделю в Пало Альто, в сердце Силиконовой долины (у Артека здесь офис и
шоурум), тут без разговоров о стартапах, инвестициях и фондах - ну совсем никак. В одном разговоре обсуждали то, что происходит со стартапами в России, и собеседник, к моему удивлению, припомнил мне
мою статью полуторалетней давности - тогда было анонсировано создание ФРИИ, и я эту идею жестко критиковал. Ну и он мне говорит: "вот видишь, ты был неправ, ФРИИ работает отлично, прогноз твой не сбылся".
Всё так (почти). То есть я действительно был неправ в скептических оценках относительно работы самого ФРИИ. Думал - будет распил. А нет. И я с большим удовольствием публично признаю свою ошибку; вот еще в апреле, в
интервью TJournal говорил об этом, там есть большой абзац, и сейчас могу повторить - Дима Калаев собрал, наверное, самую сильную команду для работы со стартапами на посевной стадии, создал для них прекрасные условия и смог сделать действительно очень успешную трехмесячную программу акселерации. От всех своих знакомых, которые прошли ее как стартаперы, я слышал только положительные отзывы.
Ну а мой прогноз оказался совершенно верным.
"Проблема в том, что если все это будет реализовано, то это [...] будет еще и страшным ударом по отрасли как таковой. Те венчурные фонды, которые сейчас работают в этой очень молодой отрасли, столкнулся с нерыночной конкуренцией со стороны государственного гиганта [...]. Профессиональным фондам [...] придется платить больше денег за меньшие доли [...]. В итоге, существующие сейчас (и только встающие на ноги) отечественные фонды просто уйдут на другие рынки, и будут инвестировать в европейские и американские проекты [...]" - писал я в своей статье полтора года назад.
А сегодня я читаю
интервью Павла Черкашина, наверное, лучшего (по достигнутым результатам) бизнес-ангела в России, с рынка посевного финансирования он полностью ушел, переехал в Америку, инвестирует на более поздних стадиях. Недавно читал интервью Игоря Рябенького (не могу найти ссылку) - тот инвестирует в Израиле. География трех последних инвестиций Projector Ventures - Финляндия, США, Великобритания.
Черкашин очень подробно и хорошо объясняет, что случилось: в один конец трубы налили очень много воды (денег), а кран на другом конце так и не открыли, экзитов нет и неоткуда им взяться, ну разве что государство прикажет Газпрому и Сбербанку покупать стартапы.
Как так могло получиться, что я совершенно ошибся насчет плохой работы ФРИИ и всяких там распилов, но в итоге прогноз в плане влияния деятельности ФРИИ на рынок полностью подтвердился? Мне кажется, все просто: в России "госкапитализм", никак не меньше 80% экономики - государственный сектор, а доля частного сектора продолжает сжиматься как шагреневая кожа. В этих условиях частному фонду выжить никак нельзя, шансы есть только у государственного. Но даже если сделать все отлично, хорошо и по науке - как это Калаев с ребятами и сделали, за что им честь и хвала - в итоге это будет все равно кусок государственной экономики, т.е. такой, которая вредит развитию частного сектора, а сама работает только в условиях административно-командного воздействия. Ну, как выше сказано: если государство велит Миллеру и Грефу стартапы покупать, то и экзиты будут. Вот как у нас будет после 1 сентября 2016 года такой свой смешной маленький российский интернетик (почти как настоящий, но все-таки ненастоящий), так может быть и такая своя маленькая VC-отрасль. Ну, пусть.
Для меня эта вся история - еще один из бесконечных примеров на тему абсолютной бессмысленности попыток заниматься какими-то локальными улучшениями в рамках существующей системы государственного управления в России, всех этих хождений во власть, всех этих попыток в духе "я вот тут вот политикой заниматься не буду, но на своем посту честно поработаю, и что-то хорошее сделаю". Можно убиться, вложить душу, сделать что-то действительно хорошо - как инкубатор ФРИИ - а воздействие на окружающий мир все равно будет негативным.
Среди моих друзей и знакомых, хороших людей и честных профессионалов, много было таких попыток что-то хорошее поделать на госслужбе и около нее, я такое эмпирическое правило вывел: через 6-9, максимум 12 месяцев, либо человек оставляет эти попытки и уходит, либо госслужба съедает ему мозг, он принимает правила игры, и становится еще одним жуликом и вором.
Ну а акселератор ФРИИ - все равно хорошее место, и если вы российский стартапер и не можете уехать в Долину - подавайте туда заявку. Только сначала подумайте вот о чем: если вы не можете уехать в Долину, то точно ли вы занимаетесь тем, что надо и ваш стартап кому-то нужен?