Кажется, давно уже назрело время для большого поста о том, чем я сейчас занимаюсь на работе.
Давно хочется рассказать, и все не доходили руки.
С ноября 2013 года я работаю в должности директора по развитию бизнеса в компании
Artec.
Artec - это международная компания со штаб-квартирой в Люксембурге, основанная российскими инженерами и программистами, которые в начале 2000-х годов сделали несколько пионерских изобретений в области технологий трехмерного сканирования. Основатели компании первыми в мире разработали софт и железо для трехмерного биометрического распознавания лиц в системах безопасности, а позже, в 2008-м году, создали первые портативные универсальные 3D-сканеры, предназначенные для сканирования любых объектов (не только лиц), и не требующие нанесения на сканируемый объект специальных меток или датчиков.
Трехмерный сканер - это такая красивая штука стоимостью около $20K, которая внешне похожа на утюг, и используется для построения высокоточных 3D-моделей различных объектов. Спектр областей применения очень широк: к частности, сканер используется археологами на раскопках, музеями для дигитализации коллекций, пластическими хирургами и ортопедами, которые могут отснять 3D-модель лица или любой другой части тела и потом доработать ее до желаемого состояния в специальное программе. Ну а больше всего 3D-сканер полезен индустриальным инженерам, например, проектировщикам автомобилей, на этапе разработки нового устройства. Прототипы частей будущего устройства моделируется из глины или пластика, отснимаются 3D-сканером и потом полученные модели импортируются в программный пакет типа SolidWorks, где и идет дальнейшая работа инженера-конструктора. А еще: все производители мультфильмов и цифровых спецэффектов. А еще - дантисты и ювелиры. Короче говоря, много кто использует 3D-сканеры, а самый продаваемый в мире компактный ручной 3D-сканер - это наш флагманский продукт,
Artec Eva.
Несмотря на то, что 3D cканеры - это довольно большой рынок и профессиональные устройства продаются тысячами, все-таки он довольно нишевой, и оборудование, которое мы сейчас выпускаем, является узкопрофессиональным. Собственно, именно поэтому широкой публике неизвестно, что есть такая компания Artec, с российскими корнями и алгоритмами, которая продает высокоточную электронику так успешно, что основным рынком сбыта является Япония (!). На втором месте по продажам у нас идет Китай, затем Германия, США, Франция...
3D-сканерам - много лет (до портативных, ручных сканеров были стационарные, огромные дорогущие машины), но человечество широко заговорило про 3D только в последние пару лет, с началом бума 3D-печати. Для рынка 3D-сканеров, это, с одной стороны, всего лишь еще одно приложение - ну, раньше полученную 3D-модель можно было только вставить в тот или иной профессиональный пакет и там обрабатывать, а теперь вот можно и напечатать тоже. С другой стороны, мы видим, как бум 3D-печати "потащил" за собой и рост рынка 3D-сканирования.
Самое натуральное приложение 3D-печати - это просто 3D-печать человеческого тела. Базовая идея неимоверно проста: сканируешь человека, печатаешь, получаешь реалистичную 3D-фигурку, то есть 3D-фотографию вместо обычной. Человечество уже 150 лет любит запечатлять в виде двухмерных фотографий особенные моменты своей жизни, так почему бы теперь не перейти в новое измерение, раз уж технологии позволяют?
При этом с технологичекой точки зрения это пока что довольно сложная история, сравнимая с той, какой была фотография на заре своего существования. Помните, как раньше надо было очень долго готовиться к тому, чтобы сделать каждый кадр, обработать его, развесить в темной комнате на проявку и просушку негативы т.д.? С трехмерной фотографией сейчас примерно та же история и примерно тот же технологический уровень у современных полноцветных 3D-принтеров. Однако разница заключается в том, что этот процесс разовьется и превратится в привычную вещь не за 150 лет, а за 3-5 лет.
Уже сейчас этот бизнес вовсю набирает обороты: в Японии, Германии и многих других странах как грибы после дождя появляются 3D-принтшопы - магазинчики и павильоны в торговых центрах, куда можно прийти, отсканироваться и через несколько дней забрать свою фигурку, распечатанную на цветном 3D-принтере. Люди приходят в принтшопы красиво одетые, с любимыми аксессуарами, вместе с детьми - в общем, воспринимают происходящее как некое чудо и праздник, примерно так как наши бабушки и дедушки воспринимали процесс фотографирования в начале прошлого века.
Наше исследование неожиданно для нас самих показало, что подавляющее число принтшопов в мире для 3D-сканирования и 3D-фотографии используют наши профессиональные сканеры Artec Eva. Хотя Eva не задумывалась и не создавалась для сканирования человеческого тела - у нее, например, недостаточно широкое поле зрения для этого. Но вот, оказалось, что более подходящего продукта на рынке пока нет, поэтому люди пользуются Artec Eva, тратя много сил и времени на съемку и постпроцессинг. Из-за высокой составляющей ручного труда, связанного с постпроцессингом, стоимость 3D-статуэтки остается достаточно высокой. Поэтому наша главная текущая задача - революционизировать процесс, сделав постпроцессинг полностью автоматическим - то есть перейти от состояния фотографии начала 20 века, к состоянию фотографии конца 20 века, когда для получения результата достаточно просто нажать на кнопку.
Первый заход на решение этой задачи - запущенный нами в конце 2013-го года сервис
Shapify.Me, в котором наши алгоритмы сборки трехмерного изображения применяются к данным самого простого и доступного трехмерного сенсора - Microsoft Kinect. Это непрофессиональный сенсор (он создавался не для 3D-сканирования, а для распознавания жестов), и качество трехмерных данных, которые он дает, гораздо хуже тех, что дает Eva. Однако с учетом невысокого качества современных 3D-принтеров, у которых у самих довольно низкое разрешение и неидеальная цветопередача, для первых прототипов он вполне годится.
Главное наше ноу-хау - это так называемый алгоритм нежесткой регистрации. Человек - это не металлическая шестеренка, он довольно пластичен -- во время процесса сканирования он дышит, слегка изменяет свою позу и тд. На фотографии это неизбежно привело бы к размазыванию некоторых деталей, но наш алгоритм нежесткой регистрации позволяет компенсировать небольшие движения и изменения положения тела сканируемого для того, чтобы в результате получить высококачественную трехмерную модель.
Итак, уже сегодня на рынке есть сервис Shapify.Me, который делает 3D-фотографию доступной. Отсутсвие постпроцессинга позволяет существенно снизить цену фигурки и делает ее доступной для массового рынка. При этом само сканирующее устройство - Kinect, которое стоит около $200, позволяет рекрутировать большую армию 3D-фотографов, то есть людей, которые будут заниматься бизнесом по сканированию людей и печати 3D-фигурок в разных странах. Таких людей мы называем Shapify Professional Partners, и для них есть специальный сайт
Shapify.Pro, на котором они могут узнать все про условия партнерской программы, и стать одним из партнеров, чтобы зарабатывать деньги вместе с Shapify.
И все же - Shapify.Me и Shapify.Pro - это только первый шаг к построению полноценной инфраструктуры 3D-фотографии, а сама по себе 3D-фотография - тоже только маленькая часть большой истории по применению некогда узкопрофессиональных 3D-сканеров на массовом рынке. У нас на этот счет есть масса планов, и все это безумно интересно.
Обо всем этом - и про Artec, и про Shapify - я буду рассказывать подробнее, но, видимо уже в профессиональном блоге, который я отделю от своей русскоязычной ЖЖшечки и буду стараться вести на английском языке. (На самом деле, в моей новой работе меня очень радует тот факт, что она является абсолютно интернациональной. Наша партнерская сеть по сканерам - это 110 партнеров в 45 странах: от Индонезии до Бразилии, от Австралии до Бельгии. Тот опыт ведения международного IT- бизнеса, который сейчас приходит, - это самое интересное, что со мной происходило за последние 5 лет с профессиональной точки зрения). Ну и, конечно, смотрите иногда на наши продукты, сканируйтесь, печатайте свои фигурки - все это очень забавно, и в следующих постах я расскажу про всякие интересные идеи о том, что можно делать с 3D-скульптурами.
И еще, last but not least: Артек - это прекрасная компания, в которой работают отличные люди. Основатели компании - не только талантливые инженеры и математики, но и умные бизнесмены и отличные друзья. У нас три офиса - в Люксембурге, в Москве, и в Пало Альто, - очень крутая команда и интересный, быстро растущий бизнес. И да, мы активно нанимаем новых людей.
Текущий список вакансий лежит вот здесь, но если вы очень круты, а вакансии прямо для вас сейчас нет, все равно есть большой смысл послать мне (lvolkov собачка artec-group точка com) свое резюме: очень вероятно, что скоро что-то появится, и мы будем иметь вас в виду.