Трёхликий бог Дионис

Sep 10, 2017 09:36



Садовая-Кудринская улица дом 15 строение 1. Дом Протковой, - в 1815 году архитектор Осип Иванович Бове украсил дом в стиле ампир.

Дионис  в древнегреческой мифологии Бог виноделия и веселья, оргий, религиозного экстаза.

А вот, что говорил Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы», - Это трёхликий бог Дионис, который мог менять личины и в трёх ликах, в трёх образах, ипостасях возникать. Он как бы прообраз той Троицы, которую потом взяло в свой мифологический репертуар христианство.

Трёхликая природа Диониса связана с прошлым, настоящим и будущим. Связана с тремя главными частями человеческого существа, с телом, душой и духом. По этому же поводу и три переплетённых венка, они то же самое символизируют. Это с одной стороны прошлое, настоящее, будущее, с другой стороны - тело, душа и дух. Дух - это нечто особое. И наконец, это три великих традиции, восприемниками которых масоны себя полагали.

Это ветхозаветная, иудейская традиция, этот христианская традиция и новоевропейская, возрожденческая.

Кстати, мы забыли во всём этом комплексе зданий на Моховой - тут речь идет о комплексе зданий Московского университета на Моховой улице, - там рядом со щитом и трёхликим Дионисом, там ещё факелы. А факел - символ просвещения, как известно.

...Диониса они любили, потому что он трехликий, во- первых. А во-вторых, Дионис очень хорошо воплощал масонскую идею обращения, как бы, одним ликом к профанам, а другим ликом к посвященным. Дионис - бог вина, разгула, виноделия, пьянства. То есть для непосвященных, мол, «давай, пей, веселись, чего там?» А для посвященных вино - это спиритус, это дух, который должен поднимать человека к высотам бессмертия. Дионисийские мистерии были для масонов неким таким ритуалом, который преображает человека еще при этой жизни, поэтому Дионис был для них особо любим...



Вот именно этот трёхликий бог Дионис, - о котором чуть выше говорил Леонид Александрович. Моховая улица дом 11, - Казаковский корпус Московского университета.

А шестиугольная звезда стала скорее не иудейским религиозным символом, а символом мессианских ожиданий. Но это отдельная история. А вообще говоря, гексограмма, треугольник вершиной вниз и вверх - это же символ единства и борьбы противоположностей, божественное, земное, женское, мужское, светлое, тёмное. Это очень древний символ.

2 марта 1876 года была проведена торжественная закладка на Моховой улице нового университетского здания, здание построено по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. Куратор Михаил Матвеевич Херасков заложил в основание будущего дома первый камень, медную доску с памятной надписью «Повелением и щедростью Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия государыни императрицы Екатерина вторыя».



И ещё один трёхликий Дионис на здании Московского университета на Моховой, - причем изображен не просто на щите, - а в центре трех переплетающихся колец.



Страстной бульвар дом 10. Университетская типография, - основана по сенатскому указу 5 (16) марта 1756 года и открыта 26 апреля (7 мая) 1756 года. Здесь печатался журнал «Полезное увеселение» Михаила Матвеевича Хераскова. В 1779 году Михаил Матвеевич Херасков, куратор Московского университета, предложил Николаю Ивановичу Новикову взять в аренду университетскую типографию. Типография была передана в аренду Новикову сроком на 10 лет, - с 1 мая 1779 года по 1 мая 1789 года.



Городская усадьба Долговых-Жемочкиных, - Большая Ордынка дом 21/16, - прямо напротив Скорбященской церкви на Большой Ордынке. Есть версия, что в переделке усадьбы принимал участие архитектор Осип Иванович Бове.



Деталь лепного декора (мужская трехликая маска в круглом медальоне). Шаблон.
Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева»



Где сделано это фото, - не помню, - рано или поздно попадется на глаза ещё раз именно этот трёхликий бог Дионис, - обязательно исправлюсь.



Большой Толмачевский переулок дом 5 строение 7. Дом подпоручицы Е. С. Лобковой.



Большая Садовая улица дом 4 строение 1. Городская усадьба на Большой Садовой, - построена архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в 1910 году для себя.



Шехтелевский проект дома на Большой Садовой улице в Москве, - отчетливо видно, - что трёхликий бог Дионис авторский. В связи с этим, - уже более понятными становятся шехтелевские задумки на церкви Пимена Великого в Новых Воротниках и в Храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором.



Покровский бульвар дом 4/17 строение 1. Доходный дом построен в 1913 году Сергем Флегонтовичем Воскресенским. Кстати, - похоронен Сергей Флегонтович в Донском монастыре.



Гагаринский переулок дом 15. Особняк барона Владимира Ивановича Штейнгейля, - 1815 года постройки. Штейнгейль участвовал в подготовке декабрьского восстания 1825 года, - был одним из авторов «Манифеста к русскому народу» и автором «Приказа войскам». Барон Штейнгель не был масоном, в 1816 году он отказался принять участие в масонской ложе. По его мнению, «давать клятву на исполнение правил неизвестных и притом подвергать себя испытаниям, похожим на шуточные, противно человеку здравомыслящему».

Несмотря на это, существует расхожая московская байка, что в небольших кабинетах позади зала есть резные ореховые двери, - одна из них, замаскированная под шкаф, ведет в потайную «масонскую» комнату.



Чистый переулок дом 4. Главный дом усадьбы бригадирши Софьи Волконской.



Армянский переулок дом 2. Лазаревский институт восточных языков.



Подколокольный переулок дом 16/2, - усадебный дом генерал-майора Николая Захаровича Хитрово, - постройки 1822 года.



Климентовский переулок дом 6, - доходный дом Михаила Ивановича Бабанина, архитектор Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее.



Улица Пречистенка дом 11/8, - главный дом городской усадьбы Лопухиных-Станицких.



Улица Пречистенка дом 12/2, - городская усадьба Хрущевых-Селезневых. Архитекторы Доменико Жилярди и Афанасий Григорьевич Григорьев.



Улица Пречистенка дом 12/2 строение 10, - флигель городской усадьбы Хрущевых-Селезневых.



Зубовский бульвар дом 37. Первое студенческое общежитие Московского университета имени Семена Васильевича Лепёшкина. Построено в 1912 году архитектором Дмитрием Владимировичем Стерлиговым.

Фрагмент лепнины.



А это уже лепнина целиком. Семь колец? Тирс во всей своей красе. Тирс, или фирс (др.-греч. θύρσος), - деревянный жезл или посох, увитый плющом и виноградными листьями; сделан из стебля ферулы (Ferula communis), увенчанного сосновой шишкой; атрибут древнегреческого бога рождающих сил природы и вина Диониса, а также его свиты - сатиров и менад.



Пречистенский переулок дом 6/1 строение 1. Особняк текстильного промышленника Николая Ивановича Миндовского. Построен в 1906 году по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества по проекту архитектора Никиты Герасимовича Лазарева.



Улица Пречистенка дом 22/2. Главный корпус Пречистенской пожарной части (Московское пожарное депо), был возведён в 1764 году, предположительно, по проекту М. Ф. Казакова (документальных подтверждений этому не имеется). В разное время он принадлежал княгине Хованской, Н. И. Ртищеву, семье генерала А. П. Ермолова.





Улица Воздвиженка дом 5, - дом Талызина, построенный в 1787 году по проекту архитектора Матвея Казакова для генерал-поручика Петра Талызина, героя русско-турецкой войны 1768-1774 годов. С 1945 года в доме находится Научно-исследовательский музей архитектуры имени Щусева.

На потолке. Слева и справа медальона ветки акации.



Спасопесковский переулок дом 6 строение 1. Дом Щепочкиной.



Государственный центральный музей современной истории России. Английский клуб. Дом поэта Хераскова.



Мерзляковской переулок дом 11. Бывшая гимназия Александра Ефимовича Флерова, ныне - Академический музыкальный колледж. Построена по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова.

гексаграмма, осип бове, акация, матвей казаков, октаграмма, федор шехтель, дионис, три переплетающихся венка, масонская символика

Previous post Next post
Up