«ВОЙЦЕК». БЮХНЕР - ФРЛИЧ

May 06, 2015 21:03



«ВОЙЦЕК»
Георг Бюхнер
Драматический театр Граца, Австрия
Постановка - Оливер Фрлич

Радикальная постановка неоконченной пьесы немецкого драматурга XIX века Георга Бюхнера в академическом театре Граца от хорватского маргинала Оливера Фрлича - это шестьдесят минут отчаянного эмоционального прессинга.

Осторожно, верующие люди! 18+

«А ты нассы на публику, Войцек!»

Постановщик из Хорватского национального театра часто ставит в Австрии, с которой его родной город Риека поддерживает традиционные творческие связи.

Премьерный показ короткого действа «Войцек» на сцене театра Граца закончился гробовой тишиной. После шумного представления с какофонией звуков, эхом отдающейся по ярусам старинного здания, молчание - есть недобрый знак. Хотя для тотального театра, исповедуемого О.Фрличем, - другой реакции и не ожидалось.



Режиссер играет историю с конца. Начинает с виселицы, на которой рядом с повешенным героем болтается большая плюшевая черная обезьянка. Старуха сидит напротив и читает вслух отрывки из книги Откровения.

Религия ведь играла важную роль в воспитании Войцека. Почему бы с нее не начать?!

Фразы из Писания будут рефреном звучать из уст действующих лиц. Но за каждым стоит искать подвох. Ибо режиссер предпочитает строить действие на конфликте декларируемого и истинного.

Важный атрибут сценических перемен - опускающаяся зеркальная стена занавеса, который скрывает глубину сцены, отражает зрительный зал и множит происходящее на авансцене, где разворачивается действие.



На узкую полоску возле рампы выходят две актрисы и четыре актера в женской цветастой одежде. Это шесть ипостасей его возлюбленной - Марии. Из шести не выживет ни одна. Войцек поцелует каждую, после чего убьет. Схватив новый букет, скрывающий нож, Войцек отправится к следующей. И каждую будет брить. Именно это входило в его обязанности, пока он был жив, и служил у одного смешливого и сладострастного капитана.

Представленная версия - воспоминание после смерти Франца Войцека - католического мученика, чья судьба слишком показательна для истории католической веры в Европе, где нет морали, но «кто-то слишком много думает».

Именно так звучит главный упрек от «Марий» - своему сожителю, пока он выбривает им щеки перед смертью. Но среди них будет одна трогательная, трепетная, настоящая (Филина Бюхрер), не скрывающая своей симпатии к герою. Ее он тоже спутает с начальником-капитаном, и приготовит к казни, не замечая, как она заботится о нем.



Пятеро из шести будут высмеивать Войцека, сменяя свои белоснежные голливудские улыбки на карнавальные маски жителей скотского двора - свиньи, коня, петуха, зайца, овцы. В коротком мигании света мы по щелчку, вдруг оказываемся среди псевдо-рождественских образов, которые вместо истории чуда преподают урок лукавства. Ведь и Войцека постоянно обманывали, опутывали несуществующими цепями долга и вины.

Оливер Фрлич растягивает на 60 минут сцену унижения главного героя, и преуспевает в этом.

Так проявляется устойчивая христианская традиция стигматизации и самоистязания, настойчиво поддерживаемая и пропагандируемая церковью и обществом. Мимикрирующие сатанинские личины и потусторонние голоса будут произносить все новые претензии изнеможённому бессонницей, голодом и трудом герою.



В результате чего Войцек убьет и шестую, настоящую Марию, и в приступе безумия осквернит ее труп. Затем герой пойдет дальше, решившись на позорный акт богохульства. Осознав, что остался один, он наставит нож на свои гениталии и несколько раз прокричит фразу: «Теперь возьмите и пейте его кровь».

Скотские маски сформируют группу «Пьетта», подхватив бездыханное тело настоящей Марии. А опустощенный Войцек будет выговаривать ей, мертвой, тысячи упреков. И терновый венец перейдет с ее головы на чело Войцека. С короной из шипов он упадет на колени и будет мыть ноги своим мучителям, скрывающим свои животные конечности в холщовых одеждах.



Многократно повторится фраза: «Отец, почему ты оставил меня»?! И в траурной, гробовой тишине зазвучат одни лампы накаливания театральных прожекторов, освещающих сцену конца мучений, изматывания, терзания Войцека ложными упреками и обвинениями. Но не на крест приведут его испытания, а в петлю висилицы.

Центральной темой спектакля режиссер в интервью назвал «чувство вины, как величайшее изобретение христианства». Именно оно снимает защиту с личностного самоконтроля и позволяет подчинять людей. Эти механизмы и позволили нещадно эксплуатировать бедного Войцека, навязывать ему преступления, которых он не совершал, сподвигать на новые грехи, превращая по сути в раба.



Персонаж добивался внутренней благости, при этом безропотно выносил пытки, соглашаясь на кабалу авторитарной системы квази-порядочности, против которой Оливер Фрлич и выступает.

Атрибутикой треша и хорора (насилие, смерть, кровь, боль) вскрывая травестийную, имитационную сущность растиражированных торговыми сетями рождественских сцен, путая хамелеонов сатаны с тенями мучеников, Оливер Фрлич успешно продает публике свою квази-концепцию о недостатках христианского института морали и веры.

Неуместное цитирование священных текстов звучит профанно-оскорбительно и страшно напрягает, заставляя вздрагивать при всяком упоминании Всевышнего и Символов веры.



Но и эти акции меркнут в апофеозе хулиганских воплей пятерых мучителей героя: «Да нассы ты на публику, Войцек! Давай, ссы!»

Но Войцек будет бдеть! Ведь он с самого начала был мертв, и его дух, совершая в процессе действия торжественный круг восхождения на плаху, заведет зрителя в самые страшные уголки человеческой души, где исчезают все нравственные ориентиры и свет.

Театр наносит болевой удар в солнечное сплетение. В ушах звенит, нечем дышать и и очень страшно от мысли, что после смерти ничего нет.

ВИДЕО

image Click to view



«ВОЙЦЕК»
Драматический театр Граца, Австрия

Текст - Георг Бюхнер
Постановка - Оливер Фрлич
Сценография - Игорь Паушка
Костюмы - Сандра Деканич
Свет - Пол Грилж
Драматургия - Мария Караклайич, Вероника Мойрер

Исполнители:
Франц Солар, Филина Бухрер, Катарина Клар, Себастьян Клейн, Флориан Кёхлер, Герти Пелл, Кристоф Ротенбухнер, Франц Ксавьер Зах

Премьера - 19 марта 2015 года
Продолжительность - 60 минут без антракта

Официальная страница спектакля

Австрия, Войцек, сезон 14/15, премьера, Оливер Фрлич, рецензия, Грац, Георг Бюхнер, театр

Previous post Next post
Up