«НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ». ЧЕХОВ - ФАБИАН

May 06, 2015 19:00



«НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ»
по мотивам драмы Антона Чехова
Театр Рура, Германия
Постановка - Джо Фабиан

Осторожно, верующие люди! 18+
Оригинальный взгляд на раннего А.Чехова.

Из анонса театра:
«В дали от дел каких-либо больших улиц люди ожидают конца бури. Наступает ночь. Кто-то просил отчаянно бренди. Но хозяин хочет денег. Старик хочет в Иерусалим, чтобы не умереть на чужбине. Можно дать концерт, но для инструмента слишком сыро. Подозрительный персонаж выходит на площадь. Две верующие женщины видят в нем зло. Некоторые в нем что-то видят, другие - ничего. Просит пьяниц признать полуразрушенные богатства. Алкоголь начал действовать... Он морализирован, приговорен, просчитан, вызвал жалость, угрозы и надежду на счастливый конец.
В коротком драматическом эскизе Чехова уже создан целый космос его более поздних текстов: «Лишние люди» попадают в особые обстоятельства, из которых они не смогут избежать душевных терзаний, исполненных комизма. «На большой дороге» также любовная мелодрама, триллер, гротеск пьяниц и беккетовский «Эндшпиль».
Режиссер Джо Фабиан уже создал несколько успешных работ в Молодежном театре на-Руре в последние годы. Его красочные постановки были приглашены на многие национальные и международные фестивали, в том числе, берлинский Театртреффен».



Драматический этюд в одном действии «На большой дороге» превращен Джо Фабианом в сценическую басню, аккумулировавшую все основные темы творчества А.П.Чехова.

Ситуация ночлежки: заключенные, паломники, беднота пережидают грозу вечером в придорожном кабаке южнорусской губернии. Среди них без копейки денег бывший помещик Борзов, переживающий крах вещный и духовный. Будучи богатым, он утратил все, даже жену, которая его оставила сразу после свадьбы. Помещика ждут горькая правда и болезненные признания, не освобождающие героя от страданий, а, наоборот, усугубляющие их.

Человеческая драма почти скрыта от глаз публики. Перед нами странная экспозиция общества, носителей скучных обид и неправильного понимания жизни, не способных ради сочувствия тратиться душевно, быть сердечными, и увлеченных собственным одиночеством.



Режиссер Джо Фабиан использует эффект отчуждения, рассказывая историю в обстоятельствах мастерской для рисования натуры, где в одну линию невысокого подиума разбросаны кубики и позируют герои, наряженные в паранджу.

Никакого деления на «православных» и «от антихриста», как в тексте пьесы. Все члена неведомой восточной общины с очевидным креном в архаичную азиатчину. Вроде бы и юг России ХIX века, но вне реалистичных опознавательных признаков эпохи и места.

Полуторачасовое действо с минималистской музыкой, иногда сменяемой фоновой темой в стиле инди-попа и рока. Мистические черные, отливающие синевой ткани струятся в воздухе, словно на клубной вечеринке.



Ощущение иррациональности подчеркивается колористической синевой. Из узнаваемых деталей - лишь чугунная печь, да возвышающаяся бутыль огненной воды, ставшей объектом преклонения, идолом культа. У постамента оруженосец неустанно несет вахту. Еще две группы блюдут службу у ног псевдо-покойника и вещей стариков. Однако все разговоры вокруг высшей силы зеленого змия. Тут пьянство - странная, могущественная религия, не несущая утешения, но беспрекословно подчиняющая.

Пьяница Борзов в исполнении Руперта Дж.Шейдля от судьбы не видит пощады. Хотя просит у трактирщика, да люда православного пятачок на опохмел. Появляющееся знакомое лицо Кузьмы (Фабио Менендеса) не приносит облегчения, хотя тот и подтверждает высокий статус забулдыги рассказом о его прошлых победах. Но поздно, ибо Борзов уже и сам не знает, чего хочет, не верит, что все это с ним на самом деле было, не ждет отпущения грехов.

Странно. Нет никакой тоски. Есть оказавшиеся в тупике лузеры, раздраженные женоненавистники и лекари-юмористы.



Внутри мерного медитативного ритма, резкий взрыв физической активности случается однажды. Словно палач из арабской сказки, бродяга Мерик (Альберт Борк) появляется с топором в руках, в то время, пока главный герой сливает драгоценное содержимое рюмки обратно в бутылку. И вроде бы идет восставать против несправедливости чужой судьбы (случайная встреча Борзова с беглой женой не принесла раскаяния). А вышла нелепая потасовка с выламыванием рук, отниманием опасного орудия и новыми обидами, заставляющими вновь откупорить бутылку.

Эти чувствительные люди, словно цирковые ослики, терпят изнурительные испытания, застывая после прохождения очередного круга ада прикованными к своему камню. В странные минуты остановок, когда врываются порывы музыки, и проявляется тайная зависимость каждого (тот гармонику прячет, этот деньги считает, другой - жертва пиромании), пока удары ритма не скручивают всех действующих лиц вокруг своей оси на блестящем полу, отражающем в полумраке извивание фигур в неистовых, странных танцах. Кажется, что оживленные светом луны экспонаты экзотического музея Востока и Азии пустились в эзотерические / вакхические пляски.



Так, бывшая герметичной, колоритная история «русской бури» в кубическом антураже и азиатских нарядах заиграла свежими, оригинальными красками. Высокая плотность атмосферы с притчевым повествованием стали атрибутикой погружающего в транс театра, передающего процесс утраты идентичностей членами секты. Без какого-либо осуждения или оценки алкоголики сравниваются с религиозными фанатиками. Одна зависимость линейно отражена в другой. Но опять и опять человек теряет способность к взаимопониманию и адекватному восприятию реальности.

Одни только странные, обжигающие холодом, ледяные паузы, вызывают на лицах героев ужас понимания, что такая жизнь ослепляет, вымораживает все живое, словно мамонтов для предстоящей футуристической экспозиции лет через 200-300…

Недостающий всем обиженным верующим опыт.

ВИДЕО

image Click to view



«НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ»
Театр на-Руре, Германия

Текст - Антон Чехов
Постановка и сценография - Джо Фабиан
Костюмы - Кэтрин Даутх, Джо Фабиан
Драматургия - Свен Шлётке
Свет - Йохен Янке
Маски - Ханна Бетгез
Ассистент постановщика - Диана Брнич

Исполнители:
Клаус Херцог, Руперт Дж.Шейдль, Питер Капуста, Петра фон дер Бик, Симона Тома, Штеффен Ройюер, Габриелла Фебер, Альберт Борк, Фабио Менендез, Дагмар Гипперт

Премьера - 19 марта 2015 года
Продолжительность - 1 час 35 минут

Коопродукция - Театр де ля Вилль Люксембурга

Официальная страница спектакля

Для любопытных текст сцены А.П.Чехова

Рур, сезон 14/15, премьера, рецензия, Антон Чехов, Германия, Джо Фабиан, театр

Previous post Next post
Up