«ТРИ СЕСТРЫ»
Антон Чехов
Государственный театр Карлсруе, Германия
Постановка - Анна Бергман
В государственной театре Карлсруе комедия Антона Чехова «Три сестры» решена режиссером Анной Бергман в жанре китч-сновидения, где каждый акт огранен стильной рамкой новой эпохи.
Художник Жанина Аудик оформила сцену в европейской оперной традиции постановок русской классики - строгими складками белых/прозрачных занавесок и обязательно свисающей по центру хрустальной люстрой с позолотой. Подиум сцены - лубочный, вроде праздничной коробки в шоколадных тонах с бронзовыми тонкими линиями виньеток, перед которой на сером полу возникают то советские ковры с этно-индустриальным орнаментом, то бетонный поребрик советского фонтана с символом русской загадочности в центре. Атрибуты, кстати, столь эклектичны, что порой заметно перетягивают одеяло на себя. На сцене целая масса артефактов русского зарубежья - черная фигурка матрешки, парная, занавесь с черно-белым принтом четырехэтажной хрущевки, макет храма Христа спасителя, разукрашенный словно праздничный Будда бюст Сталина и еще тучу всякой фучины: кроличьи муфты, леопардовые колпаки, камзолы и военная форма разных эпох и даже кокошник.
С тайным умыслом какой-то лукавый эксперт отбирал экспонаты этого музея российского зазеркалья, начиная с этники царизма сквозь советскую эру в отблески гламур-футуризма, «а’ля Юдашкин», выстроив почти не разгадываемые, но презанятные ребусы.
Сюжет тоже вышел «с секретом». Рассказанный в ретроспекции, он оказался понятен только очень хорошим знатокам материала. Некоторые зрители в антракте азартно интересовались неясными и местами упущенными линиями повествования. А ведь и без того было над чем призадуматься…
Спектакль начался со сцены четвертого акта, когда перед дуэлью Ирина целует на прощанье барона Тузенбаза, схлопотавшего на дуэли с Соленым пулю и натурально истекающего кровью по белоснежной рубашке. Ольга подаст в отставку. Ирина опять пойдет работать. Постаревшая Маша трагически изречет: «Мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить... Надо жить»... И вместе с героями мы переживем глубокое чувство одиночества, в которое погрузился город после ухода армейской бригады. Однако, перед нами не финал, а лишь конец, по неведомым причинам устремленный в начало.
Спустя короткое затемнение, дадут акт третий. Случится пожар. У пышно украшенного лепниной белого камина в стиле ампир барон оживет и скажет Ирине: «Если бы мне было позволено отдать за вас жизнь свою». И они с Соленым еще будут понимать друг друга. А Ирина все еще будет радоваться жизни. Но ощущение конца/смерти в чехарде красных всполохов и люминесцентного свечения только кристаллизируется. Станет известно, что брат Андрей уже проиграл все деньги и отдал управление в руки любовника жены, ставшей главной в доме. Случится ее конфликт с Анфисой. И захочется помогать погорельцам, спасая не свою, а чужую жизнь.
Но зря, потому что возвратный маятник времени опять унесет нас назад. Случится очередное унижение брата со стороны сестер, которые не прекращали шутить по поводу мужской силы Андрея, вызвав его бегство голым из сауны, где собрались не только члены семьи, но и странным образом гости.
На фоне режущих слух грубых шуток, наконец, замечаешь, что внутренняя жизнь совсем исчезла из фокуса интереса режиссера. Театр легко заменен механикой аттракциона. Когда вместо тонкого плетения мотивировок зрение и слух тонизируется динамичным мерцанием картин из праздной жизни, сознательно осовремененной и сильно путающей сознание публики рябью несоединимых, отвлекающих элементов.
На сцене развернулась целая индустрия перемен - света, цвета, костюмов, антуража, атрибутов, бутафории, режиссерских приемов и даже переводов: Августа Шольца - акт 4, Питера Урбана - акт 3, Гудруна Дювеля - акт 2 и Барбары Леманн - акт 1. При этом творческая бригада пыталась в каждом акте создать новое настроение и атмосферу. 4-й акт - из царских времен, 3-й - эпоха октябрьской революции, 2-й - оттепель и Юрий Гагарин, и в финале 1-й - наши дни. С задачей своей группа удачно справилась, родив изменения разительные, яркие и невероятно эклектичные, вызывая один простой вопрос - а зачем все это буйство технологий?!
Ведь с каждой новой картиной было все сложнее узнавать героев, которых авторы настойчиво прятали и преображали. С трудом удалось не упускать из виду сестер и несколько удачных актерских работ. Следить хотелось за несостоявшейся матерью Ольгой (Уте Баггерохр), жесткой и волевой Наташей (Софья Лёфлер) и Чебутыкиным (Клаус Софалка-Адами) - единственным чеховским недотёпой, переживания которого магически действовали на мое, настроенное на внутреннюю драму внимание.
После антракта снова перестановка и снова запутанные ребусы: второй акт с романом Маши - Вершинина. Ожидание ряженых вздернулось бодрым духом морозных сумерек. На мрачном фоне ожидающие праздника сестры замрут, будто экспонаты музея восковых фигур, вздрагивая, когда кто-то обращался к ним с вопросом. Эпизоды воссоздают известную голливудскую кино-мелодраму 1965 года Бориса Пастернака - Дэвида Лина «Доктор Живаго». И опять никакой логики.
Вновь карусель машины времени увлечет нас, но теперь в акт первый - апофеоз пошлости и китча. Вместо порталов появятся плакаты на крафт-бумаге с буквами «Америка», начтут страшно отвлекать неожиданно появившиеся пионер и бюст вождя народов. Все герои переоденутся в гавайские летние наряды. И случатся именины Ирины, где Прозоровы вспомнят о смерти отца и захотят в Москву. Андрей приведет знакомиться Наташу. Появится смазливый столичный житель Вершинин, жующий резинку и скрывающий глаза за солнцезащитными очками. Чебутыкин подарит Ирине мобильный телефон, на который тут же сделает сэлфи. Прозвучит песня в исполнении Rihanna. И все действующие лица, раздав друг другу листки с ее текстами, превратятся в деньрожденный хор, исполняющий гимн имениннице.
Как, оказывается, запросто в волнах деконструкции и визуальных идей сломать хребет самой крепкой новой драмы.
«ТРИ СЕСТРЫ»
Государственный театр Карслруе
Постановка - Анна Бергман
Сценография - Жанина Аудик
Костюмы - Лана Шафер
Музыка - Хелько Шнупрель
Видео - Саша Бенедетти
Драматургия - Бриджитт А.Остерман
Действующие лица и исполнители:
Андрей Прозоров - Томас Халле
Ольга - Уте Баггерохр
Маша - Йоханна Китцль
Ирина - Корнелия Грошель, Флорентина Краффт
Наташа - София Лофлер
Федор Ильич Кулыгин - Франк Фигард
Александр Игнатьевич Вершинин - Йеннек Петри
Иван Романович Чебутыкин - Клаус Софалка-Адами
Барон Тузенбах - Ян Андрессен
Соленый - Махимильян Грюневальд
Федодик - Йохатан Брукмайер
Анфисса - Ева Дерлидер
Ферапонт - Рональд Функе
Пионер - Бриджит А.Остерман
Премьера - 20 марта 2015
Продолжительность - 3 часа с антрактом
Официальная страница спектакля Фото - Феликс Грюншлос