«ДЕМЕНЦИЯ». ПЕТРАНЬИ, ТУРИ - МУНДРУЦО

Nov 18, 2014 16:39



«ДЕМЕНЦИЯ»
Виктория Петраньи, Габор Тури
Театр «Протон», Венгрия
Идея и режиссура - Корнель Мундруцо

Из программы международных фестивалей «Балтийский дом» и «NET» 2014.

Не выходит из памяти пейзаж, похожий на сказку о ледяном домике. И ожидание чуда…

Мигание елочек и гирлянд иллюминации, брызги крови на стену, вибрации современных ритмов живой музыки, натурализм в сценах издевательства и насилия.

Эта драматическая история полна дыр. Мы застаем больницу в момент ее разрушения. Стены обшарпаны. Кафель и краска облупились. На дверях, подоконниках, пандусах и наличниках местами ее просто нет.

Все ждут праздника. Ради получения денег на содержание ветшающего заведения проводится День открытых дверей. Место из редко посещаемых - ведь речь идет о психлечебнице. Следовало бы поспешить, т.к. власти распродают Венгрию по кусочкам, торопясь заключать сомнительные сделки с первыми подвернувшими предпринимателями, умеющими ценить-считать время-деньги.

Что это такое территория здоровья? Можем ли мы чувствовать сегодня себя защищенными? Особенно когда нас окружает псевдо-бизнес и псевдо-медицина? И два ее ярких представителя - доктор Сатмари (Роланд Раба), мучающийся зависимостью от лекарств, и улыбчивый бизнесмен Бартонек (Эрвин Надь), неуклюжий денди в модной сиреневой паре, любящий распевать опереточные арии.

Помощница одного и второго - медсестра Дора (Ката Вебер), апатичная, вечно скучающая девица, готова как на жертву, так и на социальный протест.

Доктор Сатмари кичится собственным методом эффективного лечения звукотерапией и шутливым оппозиционным настроением. Уверенный мистер Бартонек рад сообщить, что недавно купил это здание и хотел бы вступить в права собственника, выселив через пару дней всю больницу со скарбом и бродягами вон.

Ничто не сможет помешать этому опереточному противостоянию - доктора и нового владельца. Даже медсестра психбольницы Дора, обнаружившая на пенисе Бартонека маленький комочек уплотнения - эмбрион инкапсулированной цисты, брата-близнеца, в замершем состоянии сохранившегося на теле Бартона. Разве этим сегодня остановить новых обладателей разворованной государственной собственности?

Случившаяся в реальности история закрытия OPNI - Национального института неврологии и психиатрии - стала развиваться еще стремительней. Главное, что договоренности о работе в одной команде были достигнуты. Их теперь стало уже двое: Бартонек и его леди. Медсестра Дора оказалась старым другом этого мистера, дав клятвенное обещание убедить своего босса - руководителя больницы - съехать.

Однако хитрому доктору Сатмари удается противников обмануть, вроде как бы наступив на горло собственной песне, он публично соглашается сменить свое ранее декларируемое оппозиционное мнение на то, что ждет от него Бартонек. В конце концов, доводит нового хозяина до сумасшествия, и убивает из пистолета в упор. Предлагая затем всем пациентам единственно возможный выход - отправиться к елочке и найти там драгоценные рождественские подарки.



Трогательно - лиричны пациенты больницы - стоматолог (Ласло Катона), математик доктор Лукач (Герго Банки), потерявшая ребенка Оци (Орши Тот), оперная дива Мерседес Шапи (Лили Монори) и ее племянник Хенрих Холеньи (Балаж Темешвари), бессловесно бренчащий на гитаре лохмач из 70-х.

Закрывается занавес, и на авансцене два новых хозяина развлекают публику эстрадным номером в момент декорационной перемены. Однако занавес возвращает нас в ту же обстановку, от которой отвлек. Следующая перемена - больные устраивают поезд из больничных коек, выстроенных в ряд, и укатывают под рождественские бубенцы куда-то круто влево, в глубину сцены. Затем медленно закрывается правая створка стены, а затем и левая, являя перед нами фасад рождественского домика, густо украшенный иллюминацией.

Последняя картина будет происходить у входа в больничный корпус, между искусственными сугробами и елками, выставленными параллельно рампе.

Атмосфера торжественно-предновогодняя. Инерция - колеблющееся ожидание драматической развязки и чего-то невероятного. Простота и натуралистичность воссозданного быта погружают публику все глубже и глубже в обстоятельства. Резкие смены правил игры, жанров, эмоционального градуса, раскачивающего нравственный термометр публики до невероятной амплитуды.

Театральное действие иногда переходит в кино. Мы начинаем смотреть триллер в стиле «Психо» Хичкока. Неожиданные концертные номера из национального достояния венгерской культуры - жанра «оперетты» с пышущей юностью, позитивом и легкостью Иоганна Штрауса - контрастируют с крайней степенью пугающих натурализмом драматических обстоятельств.

Как дешевый парфюм уходит сочувствие к несправедливости издевательств над больными. Реакция на разные грани уязвимости пациентов притупляется. Негативные предрассудки, столь очевидно явленные в единственном представителе лже-закона - мистере-твистере Бартонеке, становятся незначительными. Его бизнес-интересы - как симптомы привычного фатума, перестают быть характеристикой персонажа, оставляя знакомое послевкусие. Мы же все это видим и в российской действительности на протяжении последнего десятка лет. Пропагандируемую депрессию, постоянно навязываемое чувство вины интеллигенции, обсуждение бессмысленности сопротивления, и полную маргинализацию культуры, вдруг потерявшей социальную остроту и значимость.

39-летний венгерский режиссер не устает лишать фестивальную публику сил. Частями, методично, украдкой. Даже в те моменты, когда он вдруг переводит действие в плоскость видео-изображения, отснятого заранее, зрителя не отпускает.И пока у актеров есть возможность перевести дыхание, у зрителя оно сбивается. Т.к. перед ним - мерцание узнаваемой документальной истории, кажущейся мылом сериала, укрупненным, масштабируемым, увеличенным. И, зритель, ну чисто ребенок, окончательно теряет ориентир.

Единственное, за что растерянная публика, лишенная шкал оценки, способна единодушно поднять свои руки в случае внезапного голосования, так за солидарность слабоумию. В такую узкую щель режиссер выпускает на свободу нашу волю.



А, когда вместо привычных телесериальных пихачей и разборок с повышенной громкостью, Мундруцо начинает показывать в фильтре ночного видения кино-бродилку по подвалу психбольницы с легким намеком на супер-мега-микст рождественских колядок и хоррор-треша, тут публику окончательно накрывает, отпуская совсем ненадолго, чтобы тут же совершить контрольный удар в солнечное сплетение сценой коллективного самоубийства.

Когда все персонажи находят под искусственными елками полиэтиленовые пакеты и жгуты, которые надевают на голову и под тягучую, муторную, наматывающую нервы на локоть музыку наблюдают, как у каждого вместо елочной звезды догорает бенгальский огонек и он, лишенный воздуха, падает замертво на землю.

Оставляя нас в одиночестве тихого негодования.

ВИДЕО 1

image Click to view



ВИДЕО 2

image Click to view



Момент репетиции

image Click to view



«ДЕМЕНЦИЯ»
Театр «Протон», Венгрия

Текст - Виктория Петраньи, Габор Тури
Идея и постановка - Корнель Мундруцо
Сценография и костюмы - Мартин Аг
Драматургия - Виктория Петраньи, Габор Тюри
Музыка - Янош Шеменьей
Ассистент режиссера - Жофия Чато

Продюсер - Дора Буки
Помощник продюсера - Агата Кисс
Технический менеджер, дизайнер освещения - Андрей Эльтето
Светотехник - Золтан Риго
Видео - Золтан Гиоргиович
Звукооператор - Золтан Беленизи
Оборудование - Гергели Наги
Костюмер - Доман Мелинда

Действующие лица и исполнители:
Бартонек - Эрвин Надь
Доктор Сатмари - Роланд Раба
Дора, медсестра - Ката Вебер
Мерседез Шапи - Лили Монори
Хенрих Холеньи - Балаж Темешвари
Леди Оци - Орши Тот
Люкац - Герго Банки
Стоматолог - Ласло Катона

Премьера - 15 октября 2013 года
Продолжительность - 1 час 35 минут

Со-продюсеры:
Берлинский Хеббель-Уфер Хау, Германия; Национальный Театр Бордо в Аквитании, Франция; Европейский Центр искусств Хеллеро, Дрезден, Германия; Дом современного искусства Трафо, Будапешт, Венгрия; фестиваль Но Кейзи / Роттердам - Шувбург, Нидерланды; Фестиваль исполнительских искусств Ноордерзон, Гронинген, Нидерланды; фестиваль SPIELART, Мюнхен, Германия; Осенний Фестиваль в Нормандии, Руан, Франция; Муниципальный театр Мария Матос, Lisboa, Португалия; Дом искусств Моусонтурм, Франкфурт-на-Майне, Германия; KunstenFESTIVALdesArts, Брюссель, Бельгия

Особая благодарность - Аннемарии Ланг.

P.S.

1.
Деменция [wiki]
- (лат. dementia - безумие) приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости (олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция - это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, часто - в молодости в результате аддиктивного поведения, а наиболее часто - в старости (сенильная деменция; от лат. senilis - старческий, стариковский).

2.
«Трилогия самоубийств» Корнеля Мундруцо.
Первая часть - «Карьер», премьера состоялась в сентябре 2012 в польском театре TR-Варшава, и исследовала разные аспекты эвтаназии.
«Деменция» - вторая часть венгерского театра Протон, где несколько больных деменцией людей на грани полной безысходности решаются на групповое самоубийство.
И, наконец, третья часть - «Отель Lucky Hole», премьера которой состоялась 16 ноября в Цюрихской драме, - драма венгерских секс-мигранток в Швейцарию, где случайно убивают банкира, за что несут ответственность перед законом.

3.
О творчестве Корнеля Мундруцо можно прочитать тут.

Протон, Деменция, фестиваль, Корнель Мундруцо, рецензия, театр, Венгрия

Previous post Next post
Up