Постановкой «Тоски» латышского режиссера Алвиса Херманиса 3 октября открывает сезон Берлинская государственная опера.
«В разговорном театре всегда деконструкция», - говорит Алвис Херманис. - «А в опере, наоборот, создается совершенная гармония. Как театральный режиссер я был лишен этой красоты. Тем не менее, я эту красоту жажду, даже на физическом уровне. Для меня театр стал прозой, и опера - поэзией, потому что разговорный театр, став инструментом решения политических и социальных проблем, вырождается».
«Сейчас я в качестве оперного режиссера придумываю всякие глупости, благодаря которым многие оперные режиссеры навязывают зрителю свою интерпретацию. Потому что каждый из нас, когда слушает музыку, в голове имеет свои собственные видения», - говорит Херманис.
Алвис Херманис вирусом оперы заражен. Его постановки всегда - ход времени. Романтическую оперу Джакомо Пуччини режиссер прочитал, как голливудскую мелодраму в трех действиях. История, которая развернулась два столетия назад, в эпоху наполеоновской войны в Риме, происходит в конкретных местах (для каждого из трех действий - оно свое), что было бы легко в кино, но трудно для театра. однако Херманис решил эти места на сцене воссоздать.
Сценография строится вертикально на двух уровнях: внизу мы видим «реалистичную» картинку, создаваемую оперными певцами, а вверху, словно в рекламном проеме, широкоформатную кино-версию, превращенную компьютерной обработкой в акварельную картинку - иллюстрацию комикса.
Так Херманис преумножает пафос, преувеличивает эмоции, превращает прием в стереотип. Он умело играет с конвенциями, используя их сознательно. Он хотел быть самым старомодным постановщиком ХХI века, как он недавно объявил, его век и породил мир театра. «Когда говорю, что я старомоден, что, кстати, комплимент для меня, это значит, что меня очень многое интересует в историческом контексте, и я хочу на сцене его показать», - сказал режиссер.
«Я родом из русской театральной традиции», - продолжает он, - «учение Станиславского, одержимого безусловным представлением реальности и требующего, чтобы на сцене все было правдоподобно. Когда же я обратился к опере, то начал искусственно преувеличивать, мне нравится, когда певцы воспроизводят эти странные великолепные звуки. Один видит в этом физическое действие, другой - как они становятся реальными сценичными животными. Мне нравится запах этих животных на сцене».
В опере Херманис больше не ожидает высокообразованную и многочитающую аудиторию, «старые истории забыты», предпочтения у бульварных СМИ. Однако он не готов идти на сильную адаптацию. Его претензии к так называемому режиссерскому театру, который упрощает и актуализирует своими средствами главные темы произведения, приподнимая публику над собой. «Есть некоторые негативные аспекты этой идеологии театра режиссера», - говорит Херманис, - «все в опере должны были быть увидены с современной точки зрения. Это упрощение и уплощение обесценивает нашу работу. Все только для масс. Тем не менее, кому еще заботится о массе? Если в вашем доме дерутся собака с кошкой, вы же не будете читать им последний сборник стихов?»
Берлинская «Тоска» может вовсе не впечатлить, хотя, возможно, Херманис ощущает зрительскую потребность обойтись без экспериментов, которых на оперной сцене предостаточно. В конце концов, опера сильна музыкой, вызывающей эмоции сильнее того, что может сделать режиссер.
«Рано или поздно каждый должен готовиться к смерти, эмоционально ее пережить. И музыка очень хороший способ подготовки к этой неизвестному состоянию», говорит Алвис Херманис.
Кстати дирижер спектакля Даниэль Баренбойм, как и Херманис, «Тоску» Пуччини будет исполнять впервые.
Репортаж о репетициях и подготовке к премьере см. тут Дебютировал в опере Херманис в 2012 на фестивале в Зальцбурге.