«ОБЛОМОВ». ГОНЧАРОВ - РОССЕЛЬ

Sep 09, 2014 21:00



«ОБЛОМОВ»
по одноименному роману Ивана Гончарова и сочинению Жана Эсташа «Мануфактура»
Компания STT, Швейцария, Содружество актеров «О'Brother», Франция
Постановка - Дориан Россель

Дориан Россель объединил две команды - свою швейцарскую компанию STT (Super Top Too) и французскую труппу «O'Brother», сочинил со своим постоянным драматургом Карин Коражу инсценировку по популярному роману русского писателя, снабдив его фрагментами сочинений современного французского автора Жана Эсташа, и представил спектакль, привлекший внимания нескольких международных фестивалей.

Фабула хрестоматийна. Молодой аристократ Обломов, устав от необходимости нести ответственность, перестает выходить из дома. Этого достаточно, чтобы потерять знакомых, друзей и любовь всей своей жизни. Ничто не смоukj отвлечь его от летаргии мечтаний.



Бывшие студенты драматической школы «Комеди де Реймс», после двух лет дискуссий и двух месяцев интенсивной работы под руководством швейцарского режиссера предъявили публике свою любопытную, поражающую злободневностью работу. Дориан Россель нашел сходство между второй половиной XIX века, когда был написан роман Гончарова, и 1970-ми годами, временем написания романа Эсташа «Мануфактура», герой которого тоже не собирался становиться частью окружающего мира, выражая тем самым протест.

Россель: «Ведь «обломовщина» - двояка. Свобода в бездействии, бесстрашие в выборе отказа. Обломов ставит под сомнение смысл наших действий и гонки за высочайшей производительностью нашего времени». Такая же проблема у героя романа Эсташа - втроем с Марией и Вероникой Александр задает вопрос о фундаментальной несправедливости, которая движет любовными играми и традиционно приводит к страданиям.



Как выразился режиссер, объединение двух сюжетов позволило всей команде «пропутешествовать в тонкий мир, комплексно отражающий и нашу жизнь». Сценографы Сибилл Кесслер и Клеманс Каземи вместо уюта организовали на сцене подиум для сна. Паркетный пол устелен десятками стеганых покрывал. Кровать сооружена из одеял. Постельное белье - из моря ткани. Чуть дальше, ближе к заднику, ряд стульев и огромный диван.

Сцена делится на две зоны. Первая - Обломова, вторая - реальности. А между ними барьер, который одновременно и зеркало, и прозрачная преграда. Илья Ильич оказывается буквально «за стеклом». За ним появляются персонажи, о которых он вспоминает, там же встают музыканты, сопровождающие действие музыкальной темой, певцы, подпевающие герою. За ним снуют тени друзей, их жизни, их успехов. Все видения в приглушенном сером цвете окружены туманом до тех пор, пока не окажутся на авансцене, и не призовут героя бороться за жизнь. А через мгновения снова исчезнут, превратив жизнь Обломова опять в трагикомедию, когда во время своих витиеватых рассуждений он, стоя, засыпает, и резко падает в кучу тряпья на полу.



Удивителен исполнитель главной роли - Ксавье Фернандес-Кавада. Он поражает горячим, южным темпераментом, о грани которого «бьются волны бытия». Чуть успокоить его смогут лишь трепетные воспоминаний о возведенном на золотой пьедестал детстве. Его противоположность - друг Штольц (Фабьен Жубер), гиперактивный только внешне, а внутренне - невероятно тверд, холоден и строг, принимает позицию друга, хотя и не понимает ее. Только красавица Ольга (Эльза Гржещак) разделяет меланхолию Обломова, однако, не получив ответа на свои чувства, вынуждена отдалиться. Илья Ильич выбирал Агафью (Дельфина Ланца), которая соответствует его темпераменту, простая женщина и отличный повар. Слуга Захар (Родольф Дековски), хранящий сапоги хозяина, как самое наиценнейшее сокровище, в остальном ленив и беззаботен, даже когда произносит невероятно смешные речи. Актер хорошо атлетически сложен, что позволяет и ему совершать трюки с частыми падениями. Пол устелен коврами, и каждое громкое низвержение тела Захара вызывает пробуждение всех вокруг.

Без  исключения все действующие лица ведут себя, словно танцоры кордебалета, - вращаются вокруг Ильи Ильича. Они, как множество его отражений, делают одно и то же - лгут, фантазируют и спят, подчеркивая бессмысленность собственной жизни. Лишь антигероя Обломова тревожат неразрешимые вопросы, которые он произносит вслух, вызывая симпатию и поражая оригинальным взглядом на все.



«Обломов» Дориана Росселя - едкая сатира на общество, торгующее ценностями. При традиционности компонентов спектакль производит ощущение новаторского. Кроме литературных источников в нем фигурируют цитаты из художественных, документальных и даже мульт-фильмов. Актеры говорят одновременно вдвоем, втроем, вчетвером, неожиданно начинают петь, танцевать, вставать на стул, забираться на стремянку, вести параллельно несколько линий физического действия. На пресс-конференции авторы заявили, что их метод работы - нечто среднее между драмой и пением, и спектакль может быть исполнен на улице.

Возможно, от перемены обстоятельств метафоричная ткань «бедного» театра только выиграет. Вряд ли что-либо сможет помешать сплоченной команде передать муки изоляции на оригинально придуманной карусели пассивности и безумия. По крайней мере, то, что видел в традиционной коробке - и ново, и свежо.



ВИДЕО-трейлер

http://vimeo.com/94944029

Теле-репортаж о премьере. См.в новом окне

«ОБЛОМОВ»

Текст - Иван Гончаров, Жан Эсташ
Постановка - Дориан Россель
При творческом содействии - Дельфин Ланца
Драматургия - Карин Коражу
Музыка - Полетт Райт, Энн Жилло и Патрисия Боссхард
Сценография и костюмы - Сибилла Кесслер и Клеманс Каземи
Световой дизайн - Жан Грисо
Ассистент художника по свету - Люк Киари
Помощник - Климент Ланца
Продюссеры - Мюриэль Меггос и Матильда Приолет

Исполнители:
Рудольф Дековский, Ксавье Фернандес-Кавада, Эльза Гржещак, Жан-Мишель Герин, Фабьен Жубер, Дельфин Ланца, Полетт Райт

Премьера - 7 января 2014 года
Продолжительность - 1 час 50 минут без антракта

Производство - Компания STT
Коопродукция - Содружество актеров O'Brother, Комеди-Реймса - CDN, Женевский театральный форум Мейрин, Театр Жерара Филипа - Шампиньи-сюр-Марн, Сальманазар - Эперне.
При поддержке - Фонда культуры Мейринойса, Фонда Эрнст Гонье, Лотари Романде, Спидидам, DRAC Шампань-Арденны, ORCCA, администрации города Реймса, фестиваля Оте.

Официальная страница спектакля

Страница Дориана Росселя в фейсбуке

Гончаров, рецензия, Обломов, Франция, Дориан Россель, фестиваль, Жан Эсташ, театр

Previous post Next post
Up