«ЧТО, ЕСЛИ ОНИ ПОЕХАЛИ В МОСКВУ». ЧЕХОВ - ЯТАЙ

Aug 28, 2014 18:59



«ЧТО, ЕСЛИ ОНИ ПОЕХАЛИ В МОСКВУ»
по мотивам драмы Антона Чехова «Три сестры»
Театр «Вертикаль» [Cia Vertice de Teatro], Бразилия
Постановка - Кристина Ятай

Новая работа бразильского экспериментатора Кристины Ятай, соединяющая драму и новейшие технологии.

«Синий чулок» Ольга (Изабель Тейхейра), замужняя и неудовлетворенная Маша (Стелла Рабелло) и юная Ирина (Юлия Бернат) собираются вместе, чтобы отпраздновать 20-летие последней, через год после смерти отца, и задаются вопросом - а можно ли было все изменить?

У Чехова они стремились вернуться в столицу, где прошло их счастливое детство. В спектакле же Москва - зона модной экзотики, о которой часто говорят и которую легко сымитировать.



Два искусства - театр и кино - сосуществуют одновременно. Публика выбирает, какое зрелище им смотреть, - историю трех наших современниц, сестер в разные этапы их жизни, или трех активисток, стремящихся изменить все вокруг.

Два пространства - дощатая авансцена, где пьют чай, раскатывают ковер, и балагурят со зрителем, и задний план, на котором устелен коврик с зеленой искусственной травкой, стоят стеклянный бассейн и кадки с деревьями на фоне большого задника с изображением невзрачных, позеленевших гор, пригорков и сопок. Между ними курсируют подвижные стены с антуражем комнаты буржуа из цветастых обоев, дверного проема и окна.

Гостиничный номер... Веранда... Мезонин... Сестры, переходя из одного угла в другой, дают развернутое интервью, снимаемое на видеокамеры. Александр (Пол Камачо), он же оператор, фиксирует все происходящее. Использование им ручной камеры, как радикальная интерпретация натурализма, напоминает «псевдо-документальное» кино.



Ольга, Маша и Ирина здесь и сейчас в осовремененной версии чеховской драмы играют очень близко от публики, переговариваются со зрителем, обмениваются репликами о происходящем на экране, рассказывают о своих желаниях, страхах и мечтах.

Картина постоянно дезориентируется. Перед камерами - навязчивое «селфи», мультиплицирующее образ потерянного поколения. Возможно, ради проявления лейтмотива спектакля - все хотят в лучшее будущее «перепрыгнуть». Символ перехода из одного состояния к другому - стихия воды (ванна/бассейн, дождь, напитки). Каждый желает быть в другом месте, пожить другой жизнью, стать другим, или, если можно, остаться самими собой, но в иной среде, где живут и играют, как в кино.

Три сестры плюс разные «скромные» парни (Пауль Камачо, Рафа Роча, Фелипе Норкус и Тьяго Катона) много всего обещают, но, по-чеховски, никто ничего не делает. Ольга не хочет повторить судьбу матери. Маша объявила, что еще Гоголь писал, что жить скучно. Младшая Ирина единственная надевает рюкзак и собирается в город Ленина и Толстого. И никуда не едет.



Звучит много разной музыки. Поп, рок, панк и пр. Три героини предпринимают попытки подпевать. Потом затеивают игру в «гляделки», потом неожиданно впадают в смеховую истерику. На фоне непрекращающегося обсуждения охватившей поколение скуки сцена «хихикания» становится центральным событием спектакля, точнее, точкой невозврата. Кажется, в этот момент, умирая со смеху, и глядя в глаза друг другу, сестры кое-что про себя понимают. И это их понимание меняет эмоциональный тон спектакля.

Потом Ирина вдруг включит громко магнитофон, и остервенело затанцует под грохот ударника и бас-гитары, входя в дичайший угар от настоящего хард-кора. Пара зрителей покинет зал из-за неожиданного роста наготы на сцене. Ольга голой погрузится в аквариум, выдавив из себя стон разочарования. На матрасе окажутся двое - Маша и оператор Александр, который по странной причине решил снять порнофильм. «Я не хочу больше», - пожалуется Ирина залу и получит из зала ответ: «Так иди домой».

ИРИНА. «Моя партия была ужасной. Жизнь продолжается, и назад дороги нет. Я задаюсь вопросом, почему я не убила себя раньше»…

Ольга застывает в воде, глядя через объектив в зрительный зал широко раскрытыми грустными глазами.



Свет меркнет…

И хотя по действию не ясно, что означает название спектакля, возникает чувство, что все произошедшее на сцене - очередной сплошной позор чеховских неудачниц. Опять красивых, чувственных и беспомощных…

ВИДЕО

http://vimeo.com/92569860

«ЧТО, ЕСЛИ ОНИ ПОЕХАЛИ В МОСКВУ»
по мотивам пьесы «Три сестры» Антона Чехова

Текст и постановка - Кристиан Ятай
Видео - Пауло Камачо
Художник-постановщик - Марсело Липиани
Костюмы - Антонио Медейрос, Татьяна Родригес
Музыка - Доменико Ланцеллотти

Исполнители:
Изабель Тейхейра, Юлия Бернат, Стелла Рабелло, Пауло Камачо, Рафа Роча, Фелипе Норкус, Тьяго Катона.

Премьера - 8 марта 2014 года
Продолжительность - 1 час 20 минут без антракта

Официальная страница спектакля

О предыдущем спектакле Кристины Ятай «Юлия» уже писал тут.

Бразилия, Три сестры, рецензия, театр, Кристиана Ятай, Чехов

Previous post Next post
Up