«ПЛЯСКА СМЕРТИ». СТРИНДБЕРГ - РОНКОНИ

Aug 28, 2014 11:58



«ПЛЯСКА СМЕРТИ»
Август Стриндберг
Фестиваль Сполето-57 2-Mondi,
Тосканский театр «Метастазио Стабиле»
Постановка - Люка Ронкони

Одна из примечательных итальянских премьер сезона.

Этот праздник скорби случится в день 25-летия семейной жизни в нищете, меж закопченных и мрачных стен, без детей, и с сомнительным бизнесом.

Два монстра эксгибиционизма. Почти военная выправка у Эдгара, истощенного, голодного, с вековыми мешками под глазами, с мертвенным спокойствием покоряющего скуку и, главное, привычку жить в тюрьме, ожидая, когда же, наконец, смерть настигнет его. Актер Феррара играет Эдгара демонический героем, шутливым в речах, тягучим в жестах и тяжелым в поступи. Его жена Алиса Адрианы Асти (жена Феррары и в реальной жизни), на сцене - мрачный тиран, хищник в маске флегматизма, безупречно упакованный в стильное черное платье и парик.



Место действия - далекая военная крепость на острове, где в гарнизоне служит капитан, которому характера не хватило стать майором, однако удалось в полном удалении от цивилизации наладить затворническую жизнь под тиканье старинного телеграфа, шлющего весточки с большой земли.

Обстановка на сцене - ничем не напоминает очаг. Сценограф Марко Росси меблировал их жилище траурно - торжественно. Все черно - пианино и стулья, кожаные кресло, диван и кушетка, металлические кровати с заостренными пиками спинки. Признаки жизни тут проявляет даже не живые герои, существующие по каким-то странным правилам, а один лишь телеграфный агрегат, провода к которому вздрагивают от внезапных, мощных порывов ветра, напоминая корабль, плывущий неведомо куда.



Расположенные высоко над сценой два окна откроются однажды и позволят звукам внешней жизни проникнуть в зал. Однако плеск волн и завывание сквозняка лишь усилят ощущение нереальности происходящего. Страшными мерными всполохами зеленого света пространство сцены будет окрашено в какую-то сказочно-изумрудную гамму, сродни зеленого налета на бронзовых скульптурах.

Для внезапно приехавшего гостя вместо корки засохшего хлеба тут разгорится пламя семейного спора. Двоюродный брат Алисы - Курт (Джованни Криппа), сторонник брака, посетивший остров в государственных интересах, кажется сошедшим с картин Мунка эскапистом с врожденным отчуждением и лихорадкой. Наряженный, как киношный вампир, Курт поразительно кроток и слаб. Что не помешает ему взбудоражить размеренный ритм пары, стимулировать конфликт, ускорив все процессы - подведение черты, совершение неотвратимых поступков, доведение противостояния до победного конца любой ценой, даже если то потребует дьявольской жестокости.



На сцене три памятника человеческих амбиций стремятся доказать свою состоятельность, ползая на четвереньках, кусая друг друга за шею, глупо, как неуклюжие птицы, пританцовывая, размахивая полами плаща, пиджака или юбки, и устраиваю корриду за право носить имя «самого главного» в затянувшемся семейном споре. Такая семья - корень зла, источник эмоционального вампиризма, следствие отсутствия взаимности, когда мнимая потеря памяти - единственная форма защиты от повседневных склок и рутины.

Как выразился постановщик на пресс-конференции, чтобы не погружать публику в состояние клаустрофобии, а сохранить дистанцию, драма претерпела сокращения почти в два раза. Вместо обычных трех-четырех часов спектакль длится около полутора. И все в нем вздернуто неправдой, явно преувеличено и нелепо.

Стриндбергскую пьесу Люк Ронкони решает в жанре гротеска. В какой-то момент происходящее на сцене начинает напоминать невероятно популярный водевиль Жоржа Куртелина «Супруги Буленгрен», впервые сыгранный в парижском театре ужасов Гранд-Гиньоль в 1898 году, за два года до появления «Плясок смерти», где семейная пара устраивает ссору после прибытия в их дом ставшего козлом отпущения г-на Рийета, на которого выплескивает свои обиды рассорившаяся пара. Сто двенадцать лет спустя по мотивам водевиля французский композитор греческого происхождения Жорж Апергис, один из постоянных авторов Авиньонского фестиваля, создал оперу-буфф, которая два сезона шла в парижской Опере-Комик.



Тут же, на итальянской премьере «Плясок смерти» буквально все выдает лукавую ухмылку режиссера. Люк Ронкони постепенно вскрывает тайну любого буржуазного / бюргерского / мещанского брака, с прямотой доктора решившего быть честным с неизлечимой болезнью, и указывающего на аномалию в привычном укладе, на обостренную зависть, прикрытую беседами о чужих успехах, на холодную взаимную неприязнь и лживое лицемерие, выдаваемые за респектабельность.

Страшным гротескным портретом этого конфликта выглядит смерть Эдгара, которой режиссер и ставит точку в спектакле. Застывший от апоплексического удара герой с широко разинутым ртом и сжатыми кулаками упрет стеклянные глаза в зал, выслушивая, как его жена Алиса признается Курту, что ждала этого случая четверть века.



Маска трагедии.

Чудесным образом утихший шторм освобождает непослушного свидетеля.

ВИДЕО

image Click to view



Текст - Август Стриндберг
Перевод и адаптация - Роберто Алонге
Постановка - Лука Ронкони
Сценография - Марко Росси
Костюмы - Маурицио Галанте
Свет - А. Я. Вайсбард
Звук - Губерт Весткемпер

В ролях:
Эдгар - Джорджо Феррара
Алиса - Адриана Асти
Курт - Джованни Криппа

Премьера - 14 января 2014 года
Продолжительность - 1 час 30 минут без антракта.

Продукция - Фестиваль Сполето-57 и 2-Mondi, Тосканский театр «Метастазио Стабиле» при содействии Mittelfest-2014

Италия, Стриндберг, Пляска смерти, фестиваль, рецензия, театр, Лука Ронкони

Previous post Next post
Up