«ШАГИ | НИКОГО». БЕККЕТ - ФЕЛЬДМАН - МИТЧЕЛЛ

Jul 17, 2014 17:10



«ШАГИ | НИКОГО»
Самюэль Беккет - Мортон Фельдман
Берлинская государственная опера [театр им. Шиллера]
Постановка - Кетти Митчелл

В основу спектакля Берлинской государственной оперы легли два произведения - пьеса абсурдиста Сэмюэля Беккета и опера Мортона Фельдмана

* * *

Пьеса «Шаги» автобиографична. Вот отрывок из романа Беккета «Молли» 1950 года, где автор описывает ситуацию в доме своей матери: «Я в маминой комнате. Сейчас я живу в ней. Как я сюда попал, не знаю».

Изоляция Молли напоминает заточение главной героини «Шагов» - Мей (имя матери Беккета). Внешний мир существует лишь в памяти, и зритель воспринимает происходящее только глазами главной героини. Узами плена характеризуются отношения Мей (40 лет) со старухой (90 лет). Обсуждение темы избранности, роли слуги и не способности заботиться о близком человеке. Мать Беккета, с твердым и властным характером, работающая в молодости сиделкой госпиталя, в старости страдала болезнью Паркинсона, требующей особого ухода. Менять простыни или принести лекарство, просить об одолжении сделать укол, поправить подушку или увлажнить губы, на что получает ответ Мей: «Да, но еще слишком рано». Ситуация мрачная, если не сказать подавленная.

* * *

Мария (Мэй) Беккет, урождённая Роу, умерла в возрасте 79 лет, в Дублинском доме престарелых от долгой и тяжелой болезни в 1950 году. Беккет был страшно травмирован ее смертью и не мог встать неделю с кровати.

* * *

Признание таланта Беккета происходит после смерти матери, в начале 1950-х.



* * *

После успешной премьеры «В ожидании Годо» Беккета в 1953 году в Парижском театре Вавилон тогдашний руководитель драматургов Берлинском шиллеровского театра Альберт Бесслер, прочитав пьесу, назвал ее прорывом и рекомендовал Болеславу Барлогу к постановке, премьера которой на немецком языке состоялась уже осенью того же года. Затем случились премьеры и других беккетовских пьес - «Эншпиль» 1957, «Последняя лента» 1959, «Счастливые дни» 1961. На 1965 год была запланирована постановка новой пьесы Беккета, режиссером должен был стать Дерик Мендель, ставивший пьесы Беккета неоднократно, и пригласивший драматурга принять непосредственное участие в работе. Так Беккет стал еще и инсценировщиком своих пьес. В начале 1960-х годов Беккет консультировал театры в Лондоне и Париже, сформировав невысокое мнение о режиссерах, часто игнорирующих его ремарки, «абсолютно не имеющих ощущения формы в движении». В постановке особое внимание он уделял деталям, особенно звучанию, мимике и жестам, которых добивался, требуя от актеров кропотливой работы и точного повторения. В 1965 году он выпускает «В ожидании Годо» с Класом Зермом, Бернхардом Вольманом и Стефаном Виггером в Театре Шиллера. Записи не сохранились. Однако  можно увидеть телеспектакль «Эй, Джо» 1967 года, снятый в мастерской Шиллеровского театра, отражающий особый стиль беккетовской режиссуры, напоминающей работу дирижера с музыкальным произведением. Беккет, позволяющий лишь небольшие движения и жесты, повторяющиеся лейтмотивом и представляющие собой ту драгоценную «форму движения», обязательную составляющую решения его пьес.

* * *

«Моя пьеса может заиграть только тогда, когда выполняется строго в соответствии с написанным, в соответствии с ее сценическими рекомендациями, ничего не добавлено и ничего не вычеркнуто работой режиссера. Убедитесь в том, что не сочиняете усовершенствования».



* * *

На авансцене Берлинской государственной оперы приглушенный свет (художник по свету - Джон Кларк). Ощущение, что свет героиню избегает, обращая внимание зрителей на графику угрюмых теней на глухой стене. У порталов две запертые двери (сценограф - Вики Мортимер). Сценическое действие - хождение от одной двери к другой озадаченной героини в длинном сером платье.

* * *

Юлия Вайннингер меряет шагами сцену. Девять шагов вдоль рампы и девять обратно.

* * *

14 повторов туда и обратно с общей суммой 126 шагов в первом части, при этом в следующих частях - II и III - уменьшится на 36 шагов в каждой. Общее число - 270 шагов, которые пройдет исполнительница роли Мей в спектакле.

* * *

Беккет настаивал на использовании цикличного действия на первом плане. Бесконечная череда шагов, как линия драматического развития, исполняемый, как метроном, образец. Чтобы объяснить механизм действия, Беккет привел в пример работу композитора. Как свидетельствуют режиссерские заметки во время постановки «Шагов» в театре Шиллера в 1976 году, Беккет поручил технику, «общая единица времени составляет семь секунд... колокол вначале замолчал через семь секунд», время перемен освещения тоже исчисляется семьюсекундными шагами.



* * *

Импульсная, взрывная актриса, уже трижды работавшая с Митчелл (в Кельне «Концерт по заявкам» и «Путешествие на край ночи», Гамбурге - «Остальное узнаете из кино»), на этот раз играет невероятно тихо. Ее голос еле слышен. Из динамиков начинает звучать голос ее матери, неустанно, с модуляциями, и легкими вибратто, который озвучила сама актриса, его воспроизводят в записи. Такой странный диалог дочери толи с матерью, толи с самой собой.

* * *

Потрясающая актриса трагического дарования Юлия Винингер постепенно в разговоре начинает задыхаться, терять самообладание, чувствовать угрозу, переживать раздражение, утомляться. Митчелл рождает драматизм из жесткого остова повторов. Ритм, паузы, акценты на фоне механистичности девяти шагов как символ сквозного гнетущего одиночества, заброшенности, уединения. Апофеоз бессмысленности существования.

* * *

Звучит последняя реплика героини - «Никаких следов Мей». Выходит, героиня никогда не существовала, из раза в раз толкая магический девятишаговый камень лишь ради того, чтобы, канув в небытие, оставить после себя впечатление движения. Чтобы усилить метафору стирания жизни, Митчелл заставляет серую стену взмыть, открыв тиражное повторение авансценной композиции. Вместо двух дверей мы видим двенадцать - шесть слева и шесть справа. И теперь уже не одна, а несколько Мей меряют шагами пространство. Девять от одной двери к другой, и девять обратно. Они идут влево и вправо, совершая свои шаги, не синхронно, будто перед нами и не хор вовсе, а несколько самостоятельных женских соло.



* * *

Митчелл интерпретирует оперу как расширение, увеличение, обобщение «Шагов», что исторически оправданно. После нереализованной идеи музыки к радиопьесе Беккета «Каскандо» (1961) Мортон Фельдман в 1976 добивается встречи с драматургом в мастерской театра Шиллера, теперь Берлинской государственной оперы, где и осуществила постановку Митчелл. На одну из репетиций Беккета пришел композитор с предложением о совместном написании оперы. Беккет, пообещав подумать, спустя некоторое время отправил Мортону письмо с 87 словами - кратким содержанием репетируемой им пьесы «Шаги». Как напоминание о своем томлении, Фельдман назвал увертюру оперы «В ожидании текста». Ария же начинается с пара-фразы «Шагов»: «Назад и вперед в тени / от внутренней к внешней тени / не пропускающей сквозь себя свет, / непроницаемой для критики и для ничего».

* * *

На сцене «непроницаемость» продолжается. Боковые двери открываются, будто по мановению волшебной палочки. Свет сквозь них устрашающе врывается в полумрак сцены. После того, как Мей и ее двойники пробегают, двери захлопываются, чтобы после паузы распахнуться вновь. Лора Эйкин все повторяет за Мей Юлии Винингер, исполняя под аккомпанемент фортепиано партию сопрано великолепным, чуть приглушенным голосом.

* * *

Музыка «антиоперы» Фельдмана бледная, плоская, медитативная, которая служит примером минимализма, резко оттеняемого внезапным карканьем, скрежетом и скрипами дверей. Ритмическое остинато, незаметные изменения и диссонирующие звуки - слишком бедны для опытной Берлинской капеллы под руководством Франсуа Ксавье Рота. Впрочем, главная у Фельмана - тема движения маятника, безнадежно колеблющегося.

* * *

Элегическая картина безнадежности, рост стихии восстания в девяти разных героинях, врывающихся и исчезающих в дверях. Пока одну из них, столкнувшуюся с закрытой перед носом дверью, не начинает трясти. За ней трясет вторую, третью… Всех.

* * *

Ужасно, метафорично и... строго.

* * *

Как и хотел Беккет.

ВИДЕО

image Click to view



Интервью с Кэти Митчелл

image Click to view



«ШАГИ / НИ»
Берлинская государственная опера
Сэмюэль Беккет - Мортон Фельдман

Постановка - Кетти Митчелл
Со-режиссер - Йозеф В.Алфорд
Оркестр под руководством - Франсуа-Ксавье Рот
Сценография и костюмы - Вики Мортимер
Хореография - Сигне Фабрициус
Свет - Джон Кларк
Драматургия - Йенс Шрот

Исполнители:
Лаура Айкин (сопрано), Юлия Вайннигер (актриса), Клаудиа Альбрехт, Энни Эрнст, Катарина Функе, Антония Крушель, Ивета Маринова, Джанин Шнайдер, Сильке Вентр Юби (исполнитель)

Премьера - 24 июня 2014 года
Продолжительность - 1 час 15 минут без антракта

Официальная страница спектакля

Государственная опера Берлина на фейсбуке

Кэти Митчелл, рецензия, опера, Берлин, 2014, Беккет, театр, Мортон Фельдман

Previous post Next post
Up