«ПЕР ГЮНТ». ИБСЕН. ХОЛЬМ

Feb 25, 2014 20:53



«ПЕР ГЮНТ»
Генрик Ибсен
Дюссельдорфская драма
Постановка - Стэфан Вальдемар Хольм

Хит.



После двух шекспировских постановок («Гамлет» и «Ричард III») швед Стэффан Хольм ставит утонченный и глубокий спектакль о том, сколь разрушительны слабости в жизни современного homo faber.

В одном из интервью режиссер назвал спектакль «автобиографичным». Три с половиной часа Хольм предлагает разгадывать головоломки Ибсена в экзистенциальном ключе, положив антигероя на скамью психоаналитика, высветив самые потайные уголки его души. Ради современного звучания был сделан современный рифмованный перевод, лишивший спектакль части текста оригинала.

Многолетняя соратница Хольма Бенте Ликке Меллер вместо картин экзотической природы, строит на сцене лабиринт элитного художественного эстеблишмента - стерильное музейное пространство с огромными черно-белыми фотографии на движущихся стенах. Оттенки пепла, минимализм, холод и аскеза. Засунув руки глубоко в карманы, меж графитовых фактур прогуливается мужчина в норвежском свитере с мелким орнаментом. Появляется женщина в черном платье. Ее первая реплика - как крик птицы - претензия: «Пер, почему ты опять врешь?» Мать учит-бьет-любит сына. С этой агрессии и начинается ибсеновская поэма на сцене Дюссельдорфской драмы.



Милого лжеца Пер Гюнта играет датский актер Олаф Йоханесен. Его Пер Гюнт - чужак, веселый, безшабашный, самовлюбленный инфант, хвастун, эгоист, бабник. Множественен в тысячи лиц, и ни одно не считает истинным. Так озадачен поиском своего Я, что его не находит. Всегда в бегах: за богатством, успехом, властью, сексуальным удовлетворением. Как голодный волк, он теряется в толпе ряженых в этнографических костюмах, затем бежит из деревского детства вглубь норвежских легенд, потом - на границу континентов, далее - на Восток. Дебошир, провокатор, император, работорговец, пророк, он склоняет мораль, как удобно, и старается не оглядываться! До тех пор, пока судьба не разворачивает его, вернув к девушке, им почти позабытой. Лишь к финалу он понимает, какой драгоценностью он раньше владел, а теперь потерял безвозвратно. Метафизический рост героя актер строит пропорционально физическому дряхлению. Как танцор, пружиня на ногах, Пер Гюнт парит, словно на крыльях, в моменты самых страшных своих страданий. И этот его полет увлекает.



Мать Осе Карин Пфаметер - ласкова и ворчлива, эмоционально наполнена и при этом простодушна. Она вдруг пугается высказываний сына, одержимого манией величия, бросающего вызов троллям, дьяволу, Богу. Осе ревет, как белуга, с полным отсутствием эмоций на лице, и неожиданно вскрикивает «Заткнись», вызывая комический эффект в зале.

Сольвейг Анны Кубины - высоко драматична, с «эфирной легкостью, ясностью и деликатностью». Ее пронзительная тяга к Пер Гюнту ощущается в каждом появлении. А финальная сцена потрясает откровением: единственное обстоятельство способно сделать девушку старше - разочарование в любви. Так героиня Анны Кубины становится женщиной.



В спектакле занят ансамбль высокого исполнительского уровня актеров, владеющих приемами психологического и физического театра. Слабо отличаются внешне друг от друга две группы - сельчане и тролли. Они, как представители общины амишей, упакованы без изыска, чопорно и строго. Гротескные пантомимы, балет гримас под музыку Грига исполняют посетители музея - сельчане / тролли в очках с толстыми линзами, корчащие физиономии от «встречи с прекрасным». А третья группа - арабов и рабынь в чадрах - олицетворяют таинственный Восток, правда, не в ироничном свете, а, скорей, наоборот, вызывая напряжение на сцене и в зале. Хореография Бенте Ликке Меллер разрывает спокойные драматические сцены импульсивностью архаичного хора, внося перелом ритма и смену тональности серьеза на иронию, сталкивая гротеск, лирику и трагизм.



Ассоциативные связи происходящего и фото на стенах - тонки. Передвижение стен, открывающее взору новые картины, как метафора пути. В каждой из иллюстраций запечатлен вектор человеческого желания. Обзор репродукций 1855 - 2013 гг.: рентгеновские снимки птиц, танец пары обнаженных, одинокая лесная дорога, зыбь пустыни, вулканическое извержение, ню в вуали, труп в морге, скачущие косули, борьба с гравитацией, изящные линии и па... Вызывающие непреодолимое притяжение восприятия, чувств, интеллекта, ассоциаций. Как и главного героя, вереницу перемен фотосюжетов пронизывают стремления. На фото тоже все куда-то бегут, гонимы вон - волей, импульсом, желанием. Иногда в минуты снижения ритма кажется, что эта карусель - символ отсутствия центра в протагонисте.

Но центр появится в конце, болезненном и ясном. Пер возвращается домой, неудовлетворенный и уставший. Сольвейг ждала его. Анна Кубин играет гнев, понимание, прощение, любовь. Пластически Пер Гюнт напоминает марионетку, не могущую справиться со своим поломанным телом. Лишь ласки Сольвейг помогают ему обрести покой. Под песню «Dream Baby Dream» удивительной хореографии сцена - яркая, запоминающаяся, сильная. Успевший состариться эгоист засыпает на девичьих коленях. А мечты о завоеваниях будоражат его, члены вздрагивают, конвульсируют. Вдруг он группируется, как эмбрион, и пытается вернуться обратно в ее утробу. Шок. Затишье. Крах. И Сольвейг покидает его. Границы между позитивным фото и негативом размыты.



* * *

В ноябре 2012 года после 16 месяцев интенсивного труда Хольм оставляет пост художественного руководителя Дюссельдорфской драмы по состоянию здоровья. Выступая после ухода с серией разоблачительных интервью, где откровенно говорит о своем «выгорании» и мощном давлении мэрии, министерства культуры и учредителей театра с требованиями сокращения затрат. Затем последовали шесть недель клиники в Лапландии, отдых на побережье Балтийского моря, где вдали от городской суеты, Хольм почувствовал острое желание вернуться в Дюссельдорф и поставить ибсеновскую поэму.

Спектакль «Пер Гюнт» Стэффана Хольма не о выгорании, он об источнике мощной жизненной силы.

Публика приняла премьеру тепло, но поздно.

Видео-ролик

image Click to view



Постановка - Стэффан Вальдемар Хольм
Сценография - Бенте Ликк Меллер
Костюмы - Бенте Ликк Меллер
Хореография - Жанетт Лангерт
Свет - Торбен Ленфорф
Драматургия - Катрин Майклс

Заняты:

Олаф Йоханесен / Пер Гюнт
Карин Пфаметер / Осе
Анна Кубин / Сольвейг
Танер Сахинтюрк / Аслак, кузнец / Фон Эберкопф / Гугу / Пастор (2012/2013 )
Йонас Андерс / Аслак, кузнец / Фон Эберкопф / Гугу / Пастор (2013/2014 )
Грегор Лобеля / Мадс Моен, жених / Голос / Хуссейн / Повар
Мориц Фюрман / Мадс Моен, отец / Доврский старец / Уродец / Месье Баллон / Капитан
Клаудия Хюбекер / Мадс Моен, мать / Анитра
Александр Раденкович / Человек / Придворный троль / Мастер Коттон / Феллах / Пуговичный мастер (2012/2013 )
Флориан Яр / Человек / Придворный троль / Мистер Коттон / Феллах / Пуговичный мастер (2013/2014 )
Янина Сашау / Ингрид, невеста / Кари / Трумпетерстроле
Стефани Рознер / Девушка /Тролль Принцесса
Слободан Бестик / отец Сольвейг / Старший придворный троль / Норденфельд / Посторонний пассажир / Некто сухопарый
Антония Аноусси, Йенц Бахмайер, Беттина Бос, Штаврос Дракос, Алма Гаши, Корнелия Грос, Отто Хауптман, Дмитрий Иванов, Бригите Кёниг, Гизела Ланг, Линда Марек, Кингсли Одиака, Зофия Пфау, Роджер Рид / Сотрудники музея
Александр Крёнген , Уве Дальхаймер, Ральф Дрегер, Ральф Шлютер (техник сцены) / Сотрудники музея

Премьера - 1 марта 2013 года
Продолжительность - 3 часа 30 минут с антрактом

Официальная страница спектакля на сайте театра

P.S.

1.
Стэффан Вальдемар Хольм -
шведский режиссер, автор 75 драматических и оперных постановок. Родился в южном шведском городке Томелилла. С 1984 по 1988 учился режиссуре в Государственной театральной академии Копенгагена. В 1989 году основал Новый скандинавский экспериментальный театр. С 1990 по 1992 был заместителем директора Королевского театра Копенгагена. С 1992 по 1998 руководил Мальмским драматическим театром. В 1996 году состоялся его дебют в качестве оперного режиссера. С тех пор поставил 15 опер в Стокгольме, Копенгагене, Вене и Гетеборге, в т.ч. цикл «Кольцо нибелунгов» Вагнера в Королевской опере Стокгольма (2004-2006). Международную известность принесла постановка «Двенадцатой ночи» Шекспира в Берлинском Дойчез-театре 2002 года. Постановка «Тартюфа» Мольера на сцене Франкфуртской драмы в 2010 году принесла ряд театральных премий. Его спектакли были представлены зрителям Нью-Йорка, Санкт-Петербурга, Турина, Берлина, Варшавы и Мадрида.
Один из основателей учебной сети европейских театров «Mitos 21», которая соединила Дюссельдорфскую драму с сетью образовательных учреждений Европы. В 2007 году основал Международный театральный фестиваль Ингмара Бергмана в Стокгольме. Получал многочисленные престижные награды за постановки, в т.ч. Театральная премия шведской академии (вместе с художницей Бенте Ликке Меллер) и Королевскую медаль Литтерис - за художественную деятельность в Швеции.
С августа 2011 по ноябрь 2012 - художественный руководитель Дюссельдорфской драмы.

2.
Бенте Ликке Меллер -
сценограф и художница по костюмам. Родилась в 1956 году в датском городе Рандерс. После трех лет обучения на дизайнера-графика, обучалась сценографии в Государственной театральной академии в Копенгагене (1982-86), где и познакомилась с Стэффаном Хольмом, с которым оформила около 70 оперных и драматических постановок. Сотрудничала и с другими скандинавскими режиссерами, среди которых - Жанетт Лангерт, Оле Андерс Танберг и хореографом Мэтс Эком на сценах Нидерландского Данс-театра и Лионской оперы. Активно занимается промышленным дизайном. Спектакли последних лет - «Дон Карлос» Верди в Гетеборгской опере, «Ричард III» в Королевском театре Копенгагена, «Кольцо нибелунгов» Вагнера на сцене Королевской оперы в Стокгольме и Майенбурге, «Холодный ребенок» на сцене Стокгольмского Драматтена, «Фальстаф» в Венской городской опере, «Двенадцатая ночь» в Берлинском Дойчез-театре и Швабсе, «Уничтожение народа» в Мальмской драме. Получила многочисленные призы и награды, в том числе Датскую театральную премию Роймат и Премию Талия, вручаемую одной из главных ежедневных газет Швеции.

3.
Олаф Йозанесен -
датский актер. Родился в 1961 году на Фарерских островах, небольшой архипелаг в северной части Атлантического океана между Шотландией и Исландией. Образование получил в театральной студии при Оденсе. С 1995 по 2004 входил в состав труппы Королевского театра Копенгагена. Активно работает в театре, кино и на телевидении. Среди последних его работ: «Все будет хорошо» режиссера Кристофера Боэ, «Проект победной речи Обамы» на международном фестивале Бергмана в Стокгольме 2009 года, Эдварда IV в спектакле Стэфана Хольма «Ричард III». За роль Эдварда IV вместе с актером Паприком Стином получил Премию Лауритценов. За роль премьер-министра Дании Кристиана Кампера в фильме «Преступление - убийство» получил Премию Роберта «за лучшую мужскую роль» датской киноакадемии.  За Пер Гюнта постановки Стэффана Хольма актер номинирован на Немецкую театральную премию «Дер Фауст» за лучшую заглавную мужскую роль.

4.
Homo faber - (wiki)
(в переводе с латыни «Человек творящий» по отношению к человеку в смысле «мудрый») философская концепция, сформулированная Ханной Арендт и Максом Шелером, описывающая человека, контролирующего внешний мир с помощью инструментов. Анри Бергсон также использовал это понятие в работе «Творческая Эволюция» (1907), определяя интеллект, в первоначальном смысле, как «способность создавать искусственные объекты, в особенности инструменты для создания инструментов, и бесконечно разнообразить их производство.»

Пер Гюнт, Шаушпильхаус, Дюссельдорф, рецензия, Ибсен, театр

Previous post Next post
Up