«ЛЁД»
Владимир Сорокин
Национальный театр, Варшава
Постановка - Константин Богомолов
Демократичная критика написала, что на премьере половина зала храпела в голос, вторая половина восторгалась мастерством актрисы Дануты Стенка, сравнивая ее с Мэрил Стрип. Дипломатичные рецензенты назвали спектакль «русского Варликовского» - Богомолова в виду отстутствия сценических перемен «дорогой аудиокнигой жизни».
Сценография - джентельменский набор спектаклей Богомолова: морг - крест - гроб - кресло. Три морозильные камеры на заднем плане окажутся на пъедестале. Справа - крест с черепом. На авансцене - парочка гробов. Пятнистый кафельный пол (плитка устелена калейдоскопом), на нем множество мягких раскладных кресел. Совершенно одинаковых. В полоску. В терракотовой гамме. Будто на сеансе коллективного психоанализа герои рассказывают личные истории, сидя/лежа на мягком. Чтобы ничего не мешало и докторам, и пациентам, и наблюдателям. Длительность сеанса почти три часа!
Роман - блестящий! Режиссер - талант! Актеры великолепные! Заняты исключительно звезды! Но... Долго, затянуто и невыносимо скучно.
Некоторое время действует комический эффект - конфликт между описанием динамичных сцен романа, напоминающих захватывающий кинофильм, и вялым произносением этого забойного текста работает минут 20. Но быстро превращается в еще один признак занудности происходящего на сцене. Даже обсценная лексика ситуацию не меняет. Множество нецензурных обозначений гениталий и сексуальных утех, способных в устах уличного гопника зазвучать одой страсти, талантливыми актерами произносятся безоценочно.
Уже минуте на 30-й зал начинает настойчиво бороться со сном. Зритель засыпает группами. Каждые 10 минут. На 61-й минуте действия спят буквально все! Сценические приемы работают лучше снотворного: отсутствие движения, монотонная речь, бесстрастно произносимый текст, мелькание титров на экране с описанием сцен порнографии и жестокости, которые вроде бы должны вызывать эмоции, но... отнюдь.
Сюжет Сорокина (wiki)
«Братство Света было основано Бро - человеком, нашедшим загадочный космический Лёд в месте падения Тунгусского метеорита и чьё сердце пробудилось первым из-за прикосновения ко Льду. Бро пробудил Фер - сестру Света, и с помощью неё ищет голубоглазых и светловолосых людей со спящими сердцами сначала в России (стране Льда), а затем и по всему миру. Затем Бро передаёт все свои знания и 23 слова, с помощью которых братья и сёстры разговаривают сердцем, сестре Храм. Братья и сёстры находят человека, похищают его, отводят в уединённое место, и бьют по грудной клетке молотом с ледяным наконечником, говоря при этом «Говори сердцем!». Если сердце дрогнуло, человек становится братом или сестрой, они получают возможность говорить сердцем с другими братьями и сёстрами и по-особому смотрят на мир. В XX веке Братья были чекистами и фашистами (об этом рассказывается в романе «Путь Бро» и второй части романа «Лёд»), а в современное время стали могущественной корпорацией LЁD. Они равнодушны к обычным людям - по их мнению, у тех сердца мертвы с рождения, и они являются мясными машинами, или просто «мясом». На планете Земля Братьев Света всего 23000, они мечтают стать снова лучами Света Изначального, именно поэтому им нужно найти друг друга, образовать большой круг и всем вместе заговорить сердцем. Как только это произойдет, Земля исчезнет, а они снова станут лучами света».
Аннотация на сайте театра:
«Постановка выдающегося бестселлера Владимира Сорокина впервые на сцене польского театра.
Спустя миллионы лет сна таинственная секта высших сил, сотворившая землю, вдруг появляется среди людей. Они хотят разыскать своих товарищей. Холодный и твердый лед для высших существ есть идеальная, хоть и негуманная среда «человечности» людей.
Сорокин дает хищное и развращенное видение истории мира после Второй мировой войны, от сталинизма до наших дней.
Постановщик спектакля - Константин Богомолов, самый известный русский режиссер среднего поколения.
Спектакль содержит радикальные сцены и нецензурную речь. Предназначен для взрослой аудитории».
Анна Лигерская:
«В Варшавском Национальном театре долгожданная премьера спектакля «Лёд» с Данутой Стенка и Ежи Радзивиловичем, в постановке выдающегося русского режиссера Константина Богомолова. Совместный проект с Институтом Адама Мицкевича.
Констатин Богомолов сделал инсценировку литературного бестселлера с его хищным и развращенным видением истории мира после второй мировой войны. «Я победил страх текстов Сорокина», - сказал Богомолов в интервью Culture.pl.
Владимир Сорокин, переведенный на множество иностранных языков, спорный русский писатель, автор пьес и сценариев, мастер стиля, повествующий о деморализации общества и распространении фашизма и порнографии. После захватывающих протестов 2002 года, в течении которых про-путинская молодежная организация «Идущие вместе», выступила против постановки оперы в Московском Большом театре по либретто Сорокина, бросив порванные в клочья копии его романа в унитаз туалета. Режиссеры театров все еще боятся реакции общественности на тексты писателя. Есть ли шанс у польского спектакля, так громко анонсируемого в Москве, изменить эту ситуацию?
Эту задачу и старается решить Константин Богомолов, один из самых влиятельных художников современной российской сцены, известный польским зрителям двумя спектаклями, представленными в прошлом году в Варшаве - «Идеальный муж», прямая трансляция из Москвы, и «Лир. Комедия», показом которого официально закончился фестиваль русской культуры в Польше «Да Да Да!», организованный институтом Адама Мицкевича».
Источник Витольд Мрожек. Тоталитаризм голубоглазых блондинов
Важные вопросы от российского режиссера и знакового русского писателя в Национальном театре. Одной блестящей идеи Константина Богомолова недостаточно для трехчасового спектакля.
Москва. Начало 21 века, с улиц и домов таинственно исчезают голубоглазые блондины. Они депортированы из города, став объектом странного и опасного ритуала. Нападавшие ударяют полуголой жертве в грудь ледяным молотом. Те, кто успешно проходит этот тест, присоединяется к таинственному братству. Наделенные сверхъестестенными способностями, чтобы общаться таинственным невербальным «языком сердца», их разговоры пронизаны пафосом и нежностью. Они равны - олигарх, студент или проститутка. Но не видят проблемы в убийстве людей, оказывающихся за пределами их целебного круга, лишенных божественной искры «мясных машин».
Обратите внимание, что корни секты убийств в мраке тайны Тунгусского метеорита и в сталинской тайной полиции, и это только начало безумия, которое ожидает читателей «Льда», самого известного романа Владимира Сорокина, одного из самых крупных русских писателей сегодня. Прочитайте книгу, как ироничный комментарий тоталитаризма двадцатого века, где офицеры во имя высокой идеи убивали миллионы людей. А также о цинизме современной власти.
Константин Богомолов выпускает свой «Лёд», абсолютно не учитывая пласт сенсационности постмодернисткого романа. Как не учитывает и свою репутацию скандалиста, которую завоевал в России. Этого режиссера легко сравнить с нашими Жаном Клата и Кшиштофом Варликовским, времён их мятежной жизни несколько лет назад. В «Короле Лире» старым шекспировским правителем стал Сталин. Генералиссимус (роль которого играет к тому же женщина) вступает с немцами в торги. К тому же в России говорить неуважительно о «великой победе» и гекатомбах Красной армии трудно даже в сравнении с ритуальным антикоммунизмом польского кино, было бы более уместным заявить о девальвации Варшавского восстания. В свою очередь, вызванные «Портретом Дориана Грея», «Идеальным мужем» гомосексуальные темы появляются в опасной близости от тем Церкви и Кремля. На одном из последних спектаклей - политической сатире - в ноябре была предпринята попытка остановить спектакль активистами организации радикальной православной «Божьей Воли».
Долгожданная варшавская премьера при этом минималистична и сдержана. На сцене атмосфера апатии, текст читается бесстрастно, равномерно, отчетливо. Контраст между динамической «киношной» стилистикой первых глав романа и провокационной вялой игры в первую минуту работает крайне комично - что помогает действию, в русле конвенции великого актерского существования, введенной Добромиром Димеки. Сцены наибольшей жестокости и порнографии оказались «вне постановки». Богомолов показывает их, высвечивая фрагменты романа на экране.
Проблема в том, что этой блестящей идеи недостаточно для трехчасового спектакля, в котором режиссер, насколько это возможно «верой и правдой», передает целые куски текста романа. Особенно это относится к его второй половине.
Вся вторая часть «Льда» - и Сорокина, и Богомолова - рассказ Варвары, девушки из русской деревни, которая после депортации в нацистскую Германию признается в качестве новой «сестры». После возвращения в Советский Союз становится НКВД-эшницей, благодаря наличию в верхах зоны безопасности голубоглазые могут использовать всю мощь тоталитарного государства для достижения своей цели - поиска следующих «сердец» в истинно сталинском масштабе, даже в лагерях. Глобальное потепление становится трагедией для них - «братья» тайной полиции теряют не только безопасность, но зачастую и жизнь.
Но странно после каждого исторического переворота поклонники тайной религии льда могут вернуться во властные элиты. И после горбачевской перестройки их работа приобретает статус специального импульса, направленного на попадание в олигархическую структуру бизнеса и политики. В чем секрет братства? Не обязательно в сверхъестественных способностях, а в том, что для ее членов 99 % населения лишено смысла и материал, из которого они добывают драгоценных самородков, достоин презрения. Пренебрежение к закону, интересам и чувствам собратьев - таков ли самый быстрый путь к вершине?
Трудно понять, отчего сильная длинная история Варвары включает в себя перемену стиля повествования. Из забавных наивных воспоминаний деревенской хлопушки, рассказанных сентиментальным языком «сестрицы», новообращенной любовными отношениями, мы добираемся до абсолютно хладнокровного лидера, которому задушить человека, как плюнуть. В конце концов, это только останавливает «мясную машину», лишенную внутреннего света.
К сожалению, однообразный часовой монолог Дануты Стенка динамику теряет. Мы слышим реплики, доносящиеся из разных далеких точек, как будто все уже давно сделано, отчего выражает совершенное безразличие. В конце этих реплик Ежи Радзивилович прерывает истерично-пренебрежительное хихиканье - голубоглазые НКВД-эшники, чья партия оказывается сыграна, несмотря на всю банальность убийств «мясных машин».
И, пока мы не опустились до плоских шуток, пора спросить, вызовет ли «Лёд» охлаждение публики? Кто знает? Заядлым любителям странных концепций - ироничные идеи Богомолова и ироничная проза Сорокина. Фанаты русской литературы вспомнят роман. Опытные театралы после часа начнут бороться с опускающимися веками. Скажу грубее, «Лёд» - просто дорогая аудиокнига жизни.
Источник:
Витольд Мрожек. «Тоталитаризм голубоглазых блондинов» Еще в одной рецензии зритель описывает, как, устав смотреть на часы, он, наконец, разглядел вентилятор на потолке зрительного зала Богуславского в Национальном театре, где идет спектакль.
Видеорепортаж канала Культура.Польша
«ЛЁД»
Национальный театр, Варшава
Автор - Владимир Сорокин
Инсценировка, постановка, музыкальное оформление - Константин Богомолов
Адаптация перевода - Агнешка Любомир Пиотровская
Художник-постановщик - Лариса Ломакина
Художник по свету - Жаклин Собиржевская
В ролях:
Виктория Городецкая
Анна Грицевич
Божена Стахура
Данута Стенка
Милена Сушинская
Мариуш Бонажевский
Добромир Димецкий
Вальдемар Ковнацкий
Кароль Похеч
Пшемыслав Стипп
Ежи Радзивилович
Мэтью Русин
Помощник режиссера - Дагмара Олевинская
Помощник сценографа - Эльвира Шишка, Анита Тщасковская
Осветители - Варфоломей Качальский, Збигнев Шулим
Звукорежиссеры - Рафал Баранский, Мариуш Машевский
Видеоинженеры - Мариуш Халубек, Павел Возняк
Менеджер - Адам Борковский
Суфлер - Иоланта Шидловская
Премьера - 25 января 2014 года
Продолжительность - 2 часа 35 минут
Сопродюсеры спектакля - Институт Адама Мицкевича и culture.pl
Официальная страница спектакля Фото Якуб Каминский, Бартош Бобковский
P.S.
В спектакле Константин Богомолов (ко всему еще и автор музыкального оформления) использует три темы венгерского композитора-авангардиста Дьёрдя Лигети из фильма Стенли Кубрика "2001: Космическая одиссея": "На Юпитере и за ним", "Реквием для сопрано и меццо-сопрано соло, смешанного хора и оркестра", "Атмосферы, Вечный свет", а также две фортепианных миниатюры Ференца Листа - "Венгерскую расподию № 2 до-диез минор" и "Серые облака".