Два проекта Филиппа Кена

Mar 10, 2017 18:30



«МЕЛАНХОЛИЯ ДРАКОНОВ»
Вивариум Студио, Франция
«КАСПАР ВЕСТЕРН ФРИДРИХ»
Мюнхенский Камерный театр, Германия
Постановка - Филипп Кен

Акт созерцания искусства, как высшее эстетическое наслаждение, настойчиво популяризирует молодой французский художник-экспериментатор Филипп Кен. Два его похожих спектакля - «Меланхолия драконов» (2008) и «Каспар Вестерн Фридрих» (2016) - предлагают нам опыт восстановления утраченных навыков.

Быть зрителем опытов Кена - значит, оказываться в вязкой паутине визуальных перемен, не содержащих членораздельно произнесенного текста и привычной динамики событий. Перед нами зрелище, впускающее в тайный мир со-творения красоты на сцене любыми доступными средствами, такой иллюзион, препровождающий вас за пределы реальности, сродни гипнозу и медитации.

В обоих случаях Кен устраивает состязание классической культуры с мифом о ценностях западного потребителя, живущего в благоустроенной среде из дизайна упаковок, рекламы и интерьеров. У Кена миру правил, цен и моды противостоит художественное наследие вне "потребительских" и "ценовых" категорий. В классике искусства вымысел - самодостаточен, естественен, невероятно ценен и всегда побеждает реальность.

«МЕЛАНХОЛИЯ ДРАКОНОВ» (2008)

Изюминка программы Авиньонского фестиваля 2008 года - есть визуальное приключение в снегу с участием шести рокеров, двух собак, автомобиля и Изабель.



Несколько слов о сюжете. Следующие на строительство парка развлечений патлатые металлисты из-за поломки машины остановились в зимнем лесу. Пока одни возятся с машиной, другие устраивают посиделки за пивом с чипсами под внезапные взрывы музыки из радиоприемника. Затем, откуда ни возьмись, им на помощь приходит мимо проезжающая подруга с волшебным именем Изабель, настоящая Белоснежка, украсившая отшельническую жизнь шести гномов, потерпевших аварию по пути к мечте.

После осмотра и неудачных попыток починить сломанного железного коня, опытная незнакомка просит многострадальных металлистов рассказать о сплотившей их мечте, Что они с удовольствием и делают. Так занесенная снегом лесная полянка становится местом рождения невероятного проекта парка развлечений. В финале проектор устраивает ироничную чехарду титров: "Здесь будет... "Парк драконов", "Парк Ситроена", "Парк Брейгеля", "Парк AC/DC", "Парк Антонена Арто". И на этом видение поглащается сумраком.



Филипп Кэн традиционно использует простые средства для создания сюрреалистических картин. Строй из нескольких заиндевевших деревьев стал границей сказочного царства. А незамысловатые инициативы - частью магического ритуала. Чтение книг о драконах, инсталляция оживших париков, которых дергают за ниточки, пробуждение буйных ветров методом включения вентилятора, прыжки на лыжах по вздыбленным рулонам "заснеженного" половика, бал производимых театральными машинами дыма, снега и мыльных пузырей и, наконец, торжественное возношение гигантских надувных полиэтиленовых пакетов для мусора.



Все это ради того, чтобы исполнить гимн утраченному навыку создавать праздники из ничего. Сегодня мысль об устройстве праздника чаще вызывает ощущения тоски и головную боль, потому что стремящийся к массовости потребительский мир слишком тесен для дикого, мощного и свободолюбивого духа вымысла, ориентированного на закоренелых одиночек.

Меланхолия драконов. Тизер

image Click to view



Меланхолия драконов. Отрывки

image Click to view



«КАСПАР ВЕСТЕРН ФРИДРИХ» (2016)

Здесь мифу о комфорте западного потребителя противостоит классический немецкий романтизм.

Мы оказываемся на фабрике ландшафтного дизайна, где брутальные мастеровые создают "уютную" среду. В интимном пространстве большой сцены Мюнхенского камерного театра собирается группа ковбоев, будто бы у костра, где за пивом с чипсами предаются воспоминаниям под звуки тихо звучащих из радиоприемника зарубежных шлягеров.



Эрзац мифа о величии потребительского рынка в виде силуэта всадника на вздыбленном коне возникнет всего на мгновение. Основная же часть иллюзиона посвящена иному художественному явлению - полотнам немецкого романтика Каспара Давида Фридриха (1774-1840).

Фантастического дарования живописец, из многодетной семьи, рано потерявшей родителей, много странствующий, добившийся профессионального успеха к 40 годам и скончавшийся в бедности, стал снова популярен спустя сотню лет, благодаря неподдельному интересу сюрреалистов.

Ключ к чуду оживления атмосферных полотен К.Д.Фридриха - перенесенная художником фигура наблюдателя, флегматичного и измученного, чей взор направлен на ландшафт. Он одинок и застыл в ожидании чуда.



В спектакле роль "наблюдателя" исполняет фламандский актер Йохан Лейзен. Он лицезреет поросшие лесом горы Баварии, безлюдные побережья Балтийского моря или картины созданных Творцом природных уголков Померании, напоминающих застывшие фрагменты "фэнтази" с образами емких, соединенных в драматическом диалоге символов.



Следя за сменой видений, мы увлекаемся игрой, предложенной Кэном, и выясняем свои отношения с природой, на воссоздание которой брошена вся механическая рать сцены. Но все здесь вне быта, бесплотно, инфернально. Ставший препятствием полиэтиленовый экран окутывает картины то закатной, то предрассветной дымкой тумана, манящего взор исчезающей, как мираж, линией горизонта.



Каспар Давид Фридрих считал, что наша внутренняя интуиция есть "божественный глагол" сердца. Как полагает Филипп Кен, визуальная театрализация терапевтически "жжет сердца людей", пробуждает в нас отклик, пусть даже очень слабый. Не уверен, что всякий сможет преодолеть пелену потребительских заблуждений и восстановить утраченные навыки созерцания, познания и соучастия. Но, если быть упорным и последовательным, шанс есть.

Каждому зрителю гарантированы переживания внутреннего беспокойства, резкие приступы смеха и внезапные приливы щемящей тоски.

См. рекламный трейлер «Каспар Вестерн Фридрих» в новом окне

«МЕЛАНХОЛИЯ ДРАКОНОВ»
Идея, постановка и сценография - Филипп Кэн
Премьера - 8 июня 2008 [Авиньонский театральный фестиваль]

«КАСПАР ВЕСТЕРН ФРИДРИХ»
Идея, постановка и сценография - Филипп Кэн
При творческом содействии - Элоди Доге, Лео Гобин
Драматургия - Йоханна Хоманн, Мартин Вальдес-Стаубер
Рабочие устроили - Анта Хелена Рике, Лулу Тиковский
Свет - Пит Шултейс, Филипп Кэн
Звук - Роберт Гоинг, Ринс де Йонг
Ассистент режиссера - Луц Мюллер-Клоссек
Ассистент сценография - Мари Хаузнер
Ассистент костюма - София Мей
Актеры:
Питер Бромбахер, Йохан Лейсен, Стефан Мерки, Джулия Ридлер, Франц Роговский
Премьера - 28 января 2016 [Мюнхенский Камерный театр]
Продолжительность - 1час 50 минут

Источник

Камерный, Филипп Кен, рецензия, театр, Франция, Мюнхен

Previous post Next post
Up