Театр в тюрьмах Франции

Mar 10, 2017 15:28



Уже несколько десятилетий в Европе в качестве эффективного профилактического средства в работе с заключенными, отбывающими наказание в тюрьмах, применяются методы документального театра. 3 марта во французской тюрьме Эрве вышел спектакль под названием "Волна слез". В центре сюжета - личные истории участниц и жертв радикальных группировок.

Пока государство ищет средство борьбы с радикализмом, фанаты документального театра продолжают вовлекать заключенных в работу над своими "ошибками". Против одной из самых острых болезней Европы - радикализм - вооружился театр просвещения, рассказывающий о трагических последствиях подобной активности.

Театральная группа с зловещим названием "Шесть футов в землю" создана в июне 2016 года. Однако ранее она неоднократно устраивала подобные опыты с 2010 года, правда, как разовые акции в жанре интерактивных диспутов или семинаров с заключенными. Теперь группа выпустила свой первый драматический спектакль на основе реальных событий.

Одна из четырех героинь "Волны слез" - 17-летняя девушка по имени Лейла обнаружила, что ее бойфренд задержан на границе с Турцией, где он собирался вступить в ряды сирийского отделения Daech. Ни Лейла, ни ее сестра Сара не знали о его планах. Лейла была уверена, что вся информация о нем - ложь, и подобного просто не могло с ним случиться. Однако дальнейшие события доказывают обратное. Выясняется, что ее любимый вел двойную жизнь, став жертвой манипуляций профессиональных вербовщиков. Эмигрировав в Европу, он был дезориентирован "новыми", непонятными условиями жизни и решил, что отравиться на войну - единственный правильный выход, ставший его фатальной ошибкой, ведущей к смерти.

Режиссер спектакля Мириам Цвингель подчеркивала чудовищный контраст между манипуляциями вербовки и хрупкостью человеческой личности. "Важно начать говорить о самоуважения и своих чувствах", - комментирует она. Прислушайтесь к рассказам о страдания в тюрьме людей, оказавшихся жертвами сетей вербовщиков.

Упоминается в спектакле и пример Карима Мохтари, попавшего в тюрьму в 1990-х годах из-за убийства наркодилера. В местах заключения Карим стал объектом для вербовки радикальных организаций, о чем он рассказал в своей книге. По его словам, "в тюрьме есть две вещи, который вы поймете, как только там окажетесь. Первое - это то, что вы одиноки, и второе - то, что вы не хотите быть одиночкой. Потом вы смотрите во двор и спрашиваете себя, к какой группе я хочу принадлежать? Есть наркоманы, есть дилеры, есть насильники и так далее. А есть религиозные. Они чище остальных, и, на первый взгляд, страдают меньше и заботят друг о друге. Неделю я на них смотрел, а потом ко мне подошел самозваный имам и спросил, являюсь ли я мусульманином. Я ответил, что пока нет, и он меня представил человеку, который только что перешел в ислам, европеец, который научил меня азам арабского языка, первым молитвам и ритуалам. И с этого все пошло. Вскоре администрация решила перевести в другую тюрьму этого имама. И перед отправкой он мне сказал. "Послушай, я должен уйти. Но наша миссия - убивать негодяев везде, где вы найдете. Вам нужно поддерживать контакт даже после освобождения. А если понадобится военная подготовка, у нас для этого есть места". И тогда я понял, во что вляпался", - признается Мохтари. После освобождения от него требовали участия в противозаконных выходках и неоднократно избивали, если он отказывался добывать деньги или выходить на ограбление. Сейчас Мохтари - руководитель Ассоциации 100, которая занимается просветительской работой в среде европейских мигрантов.

Приводя в пример подобный опыт, режиссер напоминает, что оказаться жертвой радикальных группировок в Европе - легко. И это может произойти где угодно. "Радикализация начинается, как только кто-то из нас изо всех сил старается интегрироваться, и добиться понимания. Чтобы этому противостоять, мы обязаны иметь смысл в жизни, некую цель", - утверждает режиссер. И спектакли стали актом ориентирования, способом разъяснения истинных целей вербовщиков с призывами к тотальной агрессии и террористическим атакам ценой десятков, сотен жизней невинных людей.

Первыми зрителями спектакля "Волна слез" стали несколько десятков заключенных изолятора временного содержания в коммуне на севере Франции - Валь-де-Рей. Затем постановку сыграют в тюрьмах Эвре. После премьеры состоялось обсуждение. Одна из зрительниц отметила: "Тюрьма на кого-то производит эффект, а на кого-то нет. Но ясно одно - тут происходят радикальные изменения. И это самое страшное".

По официальным данным сайта gouvernement.fr, в 2016 году во Франции зарегистрировано 1336 радикальный выступлений против 700 случаев в 2015 году. И пока эффективных рецептов борьбы с этим явлением нет. Правительство и силовые структуры продолжают продвигаться на ощупь. Во Франции специально под эти цели выделено пять специализированных тюрем, где содержатся радикалы. И пока силовые структуры удается только заниматься борьбой с прозелитизмом, выявлением и предотвращением деятельности вербовщиков. При этом процесс агитационной работы с потенциальными кандидатами в радикалы до сих пор сохраняет массовый и групповой эффект. И при этом самые яростные и опасные заключенные содержатся в одиночных камерах, но продолжают осуществлять поиск новых жертв.

Источник

На фото - Карина Н'дагмиссу, одна из четырех исполнителей "Волна слез".

новости, 2017, театр, Франция

Previous post Next post
Up