«КАРТЫ 2: ЧЕРВИ»
Компания «Ex Machina»
Постановка - Робер Лепаж
В рамках программы Фестиваля искусств Рурского триенналле канадец Робер Лепаж представил премьеру второй части задуманного четырехчастного проекта «Игральные карты». На этот раз разыгрываемая масть - ЧЕРВИ.
Ближайший показ - 30.01 - 02.02.2014 в Монреале.
Лепаж вновь предлагает нескольким сюжетным линиям блуждать рядом друг с другом, пока ближе к финалу они не сплетутся в один тугой клубок.
На этот раз речь пойдет о судьбах пяти поколений людей, оказавшихся будто бы случайно в городе Кер. Лепаж жонглирует местами действия, из Франции переносясь в колониальный Алжир конца XIX века, затем в Европу 1960-х годов, а потом в канадский Квебек XXI века.
Строя мост между «весной народов» (1848) и «арабской весной», в спектакле «Карты II: Черви» Лепаж сравнивает пахнущую древностью вселенную XIX века с ее царством магии, иллюзий и верований, и современный мир с доминантой материализма и науки. При этом персонажи подобны шестеренкам гигантского механизма, свисающего над сценой.
Среди них:
- молодой мигрант из Магриба, а теперь квебекский таксист Чаффик, пытающийся восстановить потерянные звенья родословной своей семьи,
- известный фокусник Жан-Эжен Робер-Уден, чей талант используется в войне против алжирских марабутов XIX века,
- девушка Чаффика и дочь дипломата Джудит, работающая в Университете Лаваля преподавателем кафедры теории кино. Она оказывается центром всех этих вращающихся шестерен.
Водитель Чаффик, разыскивая следы пропавшего без вести дедушки, открывает в историческом архиве документы фальсификаций истории отношений Франции и ее бывшей колонии.
В университете Квебеке Джудит читает лекцию по теории кино. Ее тема: Жорж Мельес.
В деятельности и Робер-Удена, и Мельеса слишком переплелись политика, наука, искусство и спиритические сеансы, столь популярные у представителей французских интеллектуальных и художественных кругов той эпохи. Благодаря знаниям тонкой механики Робер-Уден смог построить «очаровательные» аппараты, поражающие воображение парижской публики, отчего французское правительство посылает его в Алжир, где с помощью своих фокусов и аттракционов он обязан подорвать авторитет местных духовных лидеров.
Подобно тому, как в короткометражке Мельеса «Взрыв» девушка прикрепляет к садовому столику бомбу, дабы положить конец войне, боец Национального фронта освобождения Алжира прикрепляет бомбу под столиком в кафе в 1960 году.
Переместившись из Алжира XIX века в место сегодняшнего расположения Квебека, словно эхо из прошлого, сталкиваются беженцы Северной Африки. Сага о превзошедшей время и географические границы мусульманской семье рассказывается вместе с историей становления европейского иллюзиона.
Чтобы победить в колониальной войне правительство Франции выставило арсенал лучших трюков и фокусов европейского технического прогресса против древней арабской культуры.
При множестве поражающих новаторских эффектов на вращающейся сцене, молниеносных смен грима, костюмов и образов вы не сможете избавиться от ощущения, что этот театр старомоднее всех предыдущих постановок Лепажа.
Официальный трейлер «КАРТЫ 2: ЧЕРВИ»
Click to view
«Карты II: Черви»
Авторы текста - Луи Фортье, Реда Гойриник, Бен Грант, Кэтрин Хьюз, Кэтрин Хантер, Робер Лепаж, Марчелло Магни, Оливье Норманд
Постановка - Робер Лепаж
Драматург - Педер Бьюрман
Декорации - Мишель Готье и Жан Хазель
Световой дизайн - Луи-Ксавье Ганьон-Лебрен
Оригинальная музыка и звуковой дизайн - Жан-Себастьян Коте
Костюмы - Себастьен Дион
Бутафория - Виржини Леклерк
Графический дизайн - Дэвид Леклерк
Помощник режиссера - Сибилл Уилсон
Актеры:
Луи Фортье
Нурия Гарсиа
Реда Гойриник
Бен Грант
Кэтрин Хьюз
Марчелло Магни
Оливье Норманд
Продукция - компании "Екс-Машина"
Коопродукция - "Сеть 360°", Руртриеннале, Национальный театр Ля Комет , Театр де Шалон-ан-Шампань, Цирк Жюля Верна и Мейсон Культура, Национальный театр де Амьен, Ла Тоху-Монтреаль, Копенгагенский Остре Гасверк Театр, Раундхаус- Лондрес, Люксембургский Театр де ля Вилль
Премьера - 29 сентября 2013 года
Продолжительность - 4 часа 30 минут с двумя антрактами
P.S.
1.
Жан-Эжен Робер-Уден
(фр. Jean-Eugène Robert-Houdin, 1805 - 1871)
Иллюзионист, автор самых известных фокусов «Апельсиновое дерево» и «Бабочки» Жан-Эжен Робер-Уден написал три книги «Тайны престидижитатора» (1858), «Разоблачение плутовства греков» (1861, переведена на русский в 1863) и «Секреты престидижитации и магии» (1868). Во французском городке Блуа и сегодня работает дом-музей иллюзиониста.
Робер-Уден. Тайны Престидижитатора, 1858 «Фантастические вечера» Робер-Гудена 2.
Мари-Жорж-Жан Мельес
(фр. Maries-Georges-Jean Méliès, 1861 - 1938)
Продавец игрушек и непревзойденный мастер иллюзий, автор нескольких сотен кинофеерий и сказок, владелец театра «Робер-Уден», кончивший жизнь в нищете, в одном из парижских пансионов для престарелых артистов, Жорж Мельес писал:
«Умело применённый трюк, при помощи которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, нереальные явления, позволяет создавать в истинном смысле этого слова художественные зрелища, дающие огромное наслаждение тем, кто может понять, что все искусства объединяются для создания этих зрелищ».
Биография Жоржа Мельеса положена в основу снятого в 2011 году фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени» («Золотой глобус», 11 номинаций на премию «Оскар»).
Одна из наград, вручаемых Американским обществом спецэффектов (Visual Effects Society), носит имя Жоржа Мельеса (англ. Melies Award).
Алхимик света: Пионеры кино Золото молчания. Кто снял полет на Луну, или Рассказ о первом мастере киноспецэффектов Мгновения света, мгновения тьмы. Магия и страсть Жоржа Мельеса 3.
Робер Лепаж
(фр. Robert Lepage, род. 12 декабря 1957)
- автор и режиссер, разносторонне проявившийся в различных профессиях театрального дела: Робер Лепаж одинаково талантлив в качестве постановщика, драматурга, актера и кинорежиссера. Его творчество и оригинальный подход к театру принес ему международное признание, встряхнув до основания догмат классической режиссуры, особенно в области использования новых технологий.
В 1984 году его спектакль «Тиражи» гастролировал по Канаде. На следующий год «Трилогия драконов» принесла ему международное признание. Затем поставил «Винчи» (1986), «Полиграф» (1987) и «Тектонические плиты» (1988). С 1989 по 1993 он был художественным руководителем франкоязычного театра в Национальном центре искусств в Оттаве. При этом реализовывал свои независимые творческие проекты: поставил «Иглы и Опиум» (1991), «Кориолан», «Макбет», и «Бурю» (1992). Благодаря постановке «Сна в летнюю ночь» (1992) Лепаж стал первым в Северной Америке, кого пригласили в Лондон, на сцену Королевского национального театра «исполнять Шекспира».
Все права на постановки Лепажа принадлежат его компании «Ex Machina», созданной в 1994 году, включая «Семь ручьев реки Ота» (1994), «Сон в летнюю ночь» (1995) и моноспектакль «Эльсинор» (1995) .
В 1994 году он написал сценарий и снял свой первый полнометражный фильм, «Исповедь». Затем он снял «Полиграф» в 1996 году , «Нет» в 1997 году, «Возможные миры» в 2000 году (его первый полнометражный фильм на английском языке), а также экранизировал свою пьесу «Обратная сторона Луны» (2003).
Лепаж и его команда создают спектакли: «Геометрия Чудес» (1998) , «Время Зулу» (1999), «Обратная сторона Луны» (2000), новая версия «Трилогии драконов» с новыми актерами (2003) и «Опера уличного бродяги» (2004). Затем последовали «Проект Андерсена» (2005), «Липстик» (2007), «Голубой дракон» (2008) и «Ионнагата» (2009). Проект «Игральные карты» (2012) будет состоять из четырех частей: «Пики» (2012), «Черви» ( 2013 ), «Бубны» и «Трефы», каждая часть рассказывает о строении мира сквозь фокус масти, которую представляет. В 2013 году состоялась премьера новой редакции «Иглы и Опиум» по текстам Жана Кокто.
Робер Лепаж часто получает предложения применить свой талант в различных новых областях. Так, он поставил «Секретное мировое турне» для Питера Гэйбриэля (1993) и «Растущий тур» (2002), он разработан и реализовал проекты для Цирка дю Солей («Ka» в 2005 году и «Тотем» в 2010-м) . К 400-летию Квебека в 2008 году Робер Лепаж и «Ex Machina» создали крупнейшую из когда-либо созданных архитектурную проекцию «Образ Мельницы»™. Выдающийся талант сценографа и постановщика Лепаж проявил при постановке таких опер, как «Замок господина Синей бороды» и «Ожидание» (1993). Еще на оперной сцене он поставил «Осуждения Фауста» (1999), по роману Джорджа Оруэлла «1984», реализуя с дирижером Лорин Маазель «Проекты музыкальных сочинений» (2005), «Похождения повесы» (2007) и «Соловей и другие короткие Басни» (2009).
Вагнеровское «Кольцо нибелунгов» поставил в «Метрополитен-опера» (два театральных сезона, 2010-11 и 2011-12). Его постановка, основанная на одноименной пьесе Уильяма Шекспира «Бури», с музыкой Томаса Адеса и либретто Мередита Оукса, игралась на сценах Квебека и Нью-Йорка в 2012 году.
Работы Робера Лепажа были удостоены многих наград. Среди наиболее важных: орден Почетного легиона (2002); премия Станиславского за вклад в международный театр и показ своих постановок «Трилогия драконов», «Семь ручьев реки Ота» и «Опера уличного музыканта» (2005); Союз Театров Европы вручил ему свой Приз Европейского фестиваля, которым ранее были награждены Арианна Мнушкина и Боб Уилсон (2007). В 2012 году Лепаж стал лауреатом Премии в области искусства Евгения МакДермотта Массачусетского технологического института.