= The New York Times Long Version =
Описывая творческую карьеру Уилсона, Сьюзен Зонтаг сказала: «его легкая рука рождает исключительно значимые художественные творения. Я не могу вспомнить никого другого, кто бы проделывал столь большой и внушительный объем работы».
Уроженец городка Вако, штат Техас, Уилсон получал образование в Университете родного штата, где по совету родителей изучал «административное дело». Но ушел с последнего курса и перебрался в Нью-Йорк. В 1962-м поступил на отделение архитектурного дизайна Бруклинского Института Пратта. Впервые посетил театр. Однако спектакли Метрополитен-оперы и шоу на Бродвее не вызвали отклика в его душе. Зато сильное впечатление произвели абстрактные балеты Джорджа Баланчина, постановки Марты Грэхем и хореографические эксперименты Мерса Кеннингема. Тогда же в Американской театральной лаборатории у Джерома Роббинса Уилсон впервые познакомился с основами искусства японского театра Но. Учителями, оказавшими на него большое влияние, стали экспрессионист Джорж Макнил, под руководством которого летом 1964-го в Париже Уилсон занимался живописью, и архитектор из Аризоны Паоло Солери, у которого он стажировался в 1966-м сразу после окончания института.
В 1968 году собрал группу художников, выступающих под именем «Бёрда Хофмана Школа Бёрдс», и вместе с единомышленниками преобразил чердачное помещение дома 147 на Спринг-стрит в нижнем Манхэттене. В 1969 году были созданы два значимых в его судьбе спектакля - «Король Испании» в Театре Андерсена и «Жизнь и эпоха Зигмунда Фрейда» в Бруклинской академии музыки.
Международное признание к Уилсону приходит в 1971 году после постановки оперы «Взгляд глухого», созданной совместно с талантливым глухонемым темнокожим подростком Раймондом Эндрюсом, которого Уилсон случайно встретил в 1968 году на улице Нью-Джерси, а позднее усыновил. После показа спектакля на Авиньонском фестивале Луи Арагон написал: «Я не видел никогда ничего столь прекрасного. Никакой другой спектакль не может сравниться с этим, так как это есть в одно и тоже время пробудившаяся жизнь и жизнь, видимая с закрытыми глазами…, реальность, смешанная со сном. Боб Уилсон не сюрреалист. Он тот, о котором мы, родившие сюрреализм, мечтали, чтобы он пришел после нас и пошел дальше нас».
Уилсон расширяет географию своих проектов, осуществляя многочисленные постановки по всему миру, в том числе, в иранском городе Шираз семидневные игры «Гора Ка и Сторожевая терраса» (1972), в Нью-Йорке двенадцатичасовую «тихую оперу» «Жизнь и время Иосифа Сталина» (1973), а также в Европе и Нью-Йорке «Письмо королеве Виктории» (1974-75) . В 1976 году Уилсон создает с композитором Филипом Глассом оперу «Эйнштейн на пляже», который представляет на Авиньонском фестивале и в Метрополитен-опере в Нью-Йорке. С тех пор организуется уже четвертое мировое турне этого спектакля (1976, 1984, 1992 и 2012).
После «Эйнштейна», Уилсон чаще ставит в Европе, увлекая своими проектами труппы как драматических, так и оперных театров. Вместе с всемирно известными писателями и актерами Уилсон создал выдающиеся произведения, регулярно показываемые на Осеннем Парижском и Зальцбургском фестивалях, в «Берлинер Ансамбле», Гамбургском Талия-театре, Берлинском театре «Шаубюне», Бруклинской академии и на международном музыкальном фестивале «Волна». В «Шаубюне» он поставил «Смерть, разрушения и Детройт» (1979) и «Смерть, разрушения и Детройт II» (1987). В Талия-театре представил новаторский музыкальный спектакль «Черный всадник» (1991) и «Алиса» (1992). В успешных проектах «Парсифаль» в Гамбурге (1991) , Хьюстоне (1992) и Лос-Анджелесе (2005); «Волшебная флейта» (1991), «Мадам Баттерфляй» (1993) и «Лоэнгрин» на сцене Нью-Йоркской Метрополитен-опера (1998 и 2006) Уилсон выработал свой уникальный метод постановки оперы.
В начале 1980-х годов Уилсон был увлечен реализацией своего самого амбициозного замысла: мультинационального эпоса «Гражданские войны: дерево лучше измеряется, когда он упало». Созданная в сотрудничестве с группой художников из разных стран опера была показана в 1984 году, как центральный элемент проводимой в Лос-Анджелесе зимней Олимпиады. Правда, целиком проект реализовать не удалось, до конца были доведены лишь некоторые части в США, Европе и Японии.
За последние два десятилетия Уилсон совершил ряд уникальных открытий в области оформления театральных представлений: придуманы особые световые и пластические решения, метод организации пространства. Уилсон разработал и поставил спектакли в самых известных театрах мира. Среди них - «Ла Скала» в Милане, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Опера Бастилии» в Париже, Цюрихский оперный театр, Гамбургская государственная опера, Лирическая опера Чикаго, и Хьюстонская Гранд-Опера. Такие спектакли, как «Парсифаль» Вагнера (Гамбург, 1991) , «Волшебная флейта» Моцарта (Париж, 1991 - 99), «Лоэнгрин» Вагнера (Цюрих, 1991; Нью-Йорк, 1998), «Мадам Баттерфляй» Пуччини (Париж, 1993 - 98; Болонья, 1996; Хаммаматсу, 1999; Амстердам, 2003; Лос-Анджелес, 2004), и «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (Зальцбург, 1997; Париж, 2004). Он представил новаторские интерпретации произведений таких писателей, как Вирджинии Вульф («Орландо», 1989, 1996), Генрика Ибсена («Когда мы мертвые пробуждаемся», 1991), и Гертруды Стайн («Доктор Фауст зажигает огни», 1992; «Четыре святых в трех актах», 1996 , а также «Святые и Певчие», 1997).
Уилсон сотрудничал с рядом всемирно известных художников, писателей и музыкантов. В работе над Кельнской частью «Гражданских войн» (1984) сблизился с немецким драматургом Хайнером Мюллером, затем ставит «Гамлет-машину» (1986) и «Квартет» (1987 года, организует мировое турне). С талантливым автором и музыкантом Томом Уэйтсом и писателем Уильямом Берроузом Уилсон создал успешный спектакль «Черный всадник: литье магических пуль» (1991). С Дэвидом Боуи Уилсон поставил «Полу-пьесы» из спектакля «Гражданские войны» (1984), а затем и «Лес», посвященный 750-летней годовщине основания Берлина (1988). Он работал с поэтом Алленом Гинзбергом над «Встречами Космополитена» (1988) и с театральным художником Лори Андерсон над адаптацией Еврипидовской «Алькесты» (1986). Уилсон привлек к работе над «Алисой в постели» (1993) писательницу Сьюзен Зонтаг, вместе с которой создал спектакль «Женщина с моря» (1998), где главную роль исполняла актриса Доминик Санда (большое международное турне). Много лет сотрудничает с оперной певицей Джесси Норман, познакомившись во время работы над спектаклем «Великий день по-утру», показанном в Париже в 1982 году, и продолжив сотрудничать в видео-проекте «Зимний путь», созданном в 2001 году на основе вокального цикла Шуберта. Вместе с Томом Уэйтсом адаптировали драму Бюхнера «Войцек» в Копенгагенском театре Бетти Нансен. «Войцек» был представлен в десятках стран планеты на гастролях. Поставил «Искушение святого Антония» с Бернис Ригон (2003) и «Леонс и Лена» Георга Бюхнера с немецкой певицей Герберт Грёнмейер (2003).
В 2004 году Роберт Уилсон занялся осуществлением давней мечты - созданием спектакля по мотивам священных текстов Индонезии, в культуру которой был влюблен много лет. Премьера спектакля «Я - Ла Галиго» была показана на сцене Сингапурского театра «Эспланада в Бухте», после чего спектакль отправился в большой гастрольный тур: Макассар, Мельбурн, Джакарт, Нью-Йорк и др.
В «Комеди Франсез» поставил «Басни» Лафонтена. В Брюссельском оперном театре «Ла Монне» - новую редакцию «Алькесты» Еврипида. Восстановил ряд известных своих спектаклей, в том числе, «Взгляд глухого» в Берлине, «Черного всадника» совместно с Лондонским Барбиканским центром и Американской театральной консерваторией в Сан-Франциско. В 2005 году Уилсон повторно поставил «Мадам Баттерфляй» в Московском Большом театре, «Парсифаль» с Пласидо Доминго в главной роли в Лос-Анджелесской опере, адаптировал шекспировскую «Зимнюю сказку» со своими многолетними соратниками «Берлинер ансамбля». В 2006 году выпустил премьеру «Кольца нибелунгов» Вагнера в парижском театре ле Шатле, и «Лоэнгрина» в Ньюйорской «Метрополитен Опера» с музыкальным руководителем Кристофером Эшенбахом. Его работы 2007 года - постановка «Посвящение Иоанну» Баха в Парижском театре ле Шатле, «Руми: Мгновение ока», по мотивам стихов мистика-суфии в Афинах, и «Трехгрошовую оперу» Брехта в «Берлинер ансамбле».
Кроме того, при высокой оценке его театральных опытов в мире изобразительного искусства вызывают большой резонанс и его рисунки, картины, скульптуры, представленные по всему миру в сотнях персональных и коллективных выставках. Самые значительные показы работ Уилсона проходили в Бостонском Музее изобразительных искусств (1991); Парижском Центре Жоржа Помпиду (1991), Хьюстонском Музее современного искусства (1991 ), а также Институте современного искусства Валенсии (1992). Уилсон организовал экспозиции работ для Роттердамского музея Бойманс ван Бойнингена (1993); лондонского музея «Тюрьмы Клинк Стрит» (1995), мюнхенского музея Вилла Штука (1997), выставку работ в музее Гуггенхейма и Копенгагенском Музее индустриального искусства (2000), Музее Витра-Дизайн в немецком городе Вайль-на-Рейне (2001), Галерее Лафайета (2002).
Его работа «Дань памяти Исаму Ногути» была показана в рейнском «Витра-музее» (2001), мадридском Музее королевы Софии (2002), в роттердамском Кунстхолле (2003), в нью-йоркском музее «Ногучи Гарден» (2004), сиэтловском Музее Искусств (2006) и лос-анжелевском Японо-американском национальном Музее (2006) . Его ретроспективная экспозиция Джорджо Армани в музее Гуггенхайма (2000) отправилась в тур по городам - Бильбао (2001), Берлин (2003), Лондон (2003), Рим (2004), Токио (2005), Шанхай (2006) и Милан (2007). Его рисунки, гравюры, видео и скульптуры находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Он представлен в нью-йоркской Галерее Полы Купер. В 2007 году в нью-йоркской Галерее Паула Купер, Филлипа де Пюри прошла презентация видео-проекта Роберта Уилсона «ВУУМ», представившего портреты Брэда Питта, Гао Синцзяня, Вайноны Райдер, Жанна Моро, Михаила Барышникова, Рене Флеминга. Проект был представлен на кинофестивале «Трибека» (2006), в галереях и музеях Лос-Анджелеса, Неаполя, Москвы, Сингапура, Граца, Милана. Международное турне этого видео-проекта продолжает и сегодня.
Роберт Уилсон многократно получал награды, премии и призы за достижения в области театра, музыки и изобразительного искусства: две стипендии Фонда Рокфеллеров, две стипендии Гуггенхайма. В 1986 году Уилсон стал единственным кандидатом на Пулитцеровскую премию в номинации «Драма» за его постановку «Гражданские войны». Еще получил Награду немецких театральных критиков за «Черный всадник» в 1990 году, Премию Ассоциации итальянских музыкальных критиков Аббати, две итальянских Премии Убю (1992 и 1994) за «Алису» и «Доктор Фауст зажигает огни», награду Венецианского биеннале «Золотой лев» за скульптуру «Потеря памяти» (1993), Премию «Ханьо / Хагоромо» (1995). Получил «Льва исполнительских искусств» от Нью-йоркской публичной библиотеки; почетный знак Арт-Лиги Хьюстона «Художник года штата Техас». Также получил награду Американского театрального общества «Дизайн» за уникальные художественные эффекты, Премию Бесси, режиссерские премии Оби и «Драма-Деск»; награду «За вклад в искусство» от Дороти и Лилиан Гиш (1996); Европейскую Премию художественного общества Таормина (1997), Гарвардскую медаль отличия «Дизайн» (1998), Премию Союза французских театральных критиков за лучший иностранный спектакль «Игра снов» (2002). В 2009 году был награжден Премией Хайна Хекроса за проект оформления города Гиссена и получил от администрации Гамбурга Медаль искусств и наук.
Роберт Уилсон стал членом Американской академии искусств и литературы, совета Американского института архитекторов Нью-Йорка, почетным доктором Института Пратта, почетным профессором Калифорнийского колледжа искусств и ремесел, а также Университета Торонто. На церемонии, организованной научно-исследовательским и образовательным Смитсоновским институтом в Белом доме, Уилсону была вручена Национальная премия в области дизайна за 2001 год. В 2002 Министр культуры Франции вручил режиссеру почетный знак «Командора Национального Ордена за заслуги в области литературы и искусства».
С начала 1990-х годов, Роберт Уилсон проводит семинары для студентов и профессионалов всего мира в рамках летней Международной программы искусств Центра Уотермилл в восточном Лонг-Айленде, где организуется междисциплинарная лаборатория по вопросам искусства и гуманитарных наук. После успешной кампании сбора средств в 2006 году строительство здания Центра было окончено. Центр Уотермилл получил свой дом, и теперь у Фонда есть возможность проводить семинары, читать лекции и организовывать образовательные программы в течение всего года. Каждое лето происходит обновление выставочного пространства Центра и проводится Гала-показ выдающихся работ.
СПЕКТАКЛИ РОБЕРТА УИЛСОНА
1968
«Бёрд Ву-МЕН» (Берд Хофман, Нью-Йорк)
1969
«Король Испании» (Берд Хофман, Нью-Йорк)
«Жизнь и эпоха Зигмунда Фрейда» (Нью-Йорк)
1971
«Взгляд глухого» (Авиньонский фестиваль)
1972
«Гора Ка и Сторожевая терраса» (Шираз, Иран)
1973
«Жизнь и время Иосифа Сталина» безмолвная опера (Копенгаген)
1974
«Письмо королеве Виктории» (Париж)
1975
«Покупательская способность человека» (Берд Хофман, Нью-Йорк)
1976
«Эйнштейн на пляже» Филип Гласс. Первая редакция (Нью-Йорк, Авиньонский фестиваль)
1977
«Сидела в своем патио. Вдруг появился парень. Я подумала: у меня галлюцинация» (Берд Хофман, Нью-Йорк)
1979
«Смерть, разрушения и Детройт» (Театр Шаубюне, Берлин)
«Эдисон» (Театр де Шатле, Париж)
«Золотые окна» (Берд Хофман, Нью-Йорк)
1982
«Великий день по-утру» с оперной певицей Джесси Норманн (Театр де Шатле, Париж)
«Станции» (Берд Хофман, Нью-Йорк)
1984
«Эйнштейн на пляже» Филип Гласс. Вторая редакция (мировой гастрольный тур)
«Гражданские войны: Дерево лучше всего измеряется, когда оно упало» [the CIVIL warS: a tree is best measured when it is down], опера на музыку Ф. Гласса, Г. Брайерса и др. для Олимпиады (Лос-Анджелес)
1985
«Король Лир» Уильям Шекспира (Талия-театр, Гамбург)
1986
«Гамлет-машина» Хайнер Мюллер (Государственный университет, Нью-Йорк)
«Алькеста» Еврипид (Театр де Шатле, Париж)
1987
«Смерть, разрушения и Детройт II» (Театр Шаубюне, Берлин)
«Алькеста» Еврипид (Драматический театр, Штутгардт)
«Квартет» Хайнер Мюллер (Американский репертуарный театр, Кэмбридж)
«Саломея» Рихард Штраус (Ла Скала, Милан)
«Парсифаль» Ричард Вагнер (Оперный театр, Гамбург-Бринкхоф)
1988
«Мученичество святого Себастьяна» Клод Дебюсси (Ла Скала, Милан)
«Лес» Дэвид Боуи - Роберт Уилсон (к 750-летию образования города, Берлин)
1989
«Орландино по-Пинкнею» адаптация романа «Вирджиния Вульф» Дэрила Пинкнея (Талия-театр, Гамбург)
«Лебединая песнь» Антон Чехов (Национальный театр, Мюнхен)
«Материалы» Луи Андриссен (Талия-театр, Гамбург)
1990
«Черный всадник: литье магических пуль» Уильям Берроуз (Талия-театр, Гамбург)
1991
«Волшебная флейта» Вольфганг Моцарт (Театр де Шатле, Париж)
«Парсифаль» Рихард Вагнер (Государственный оперный театр, Гамбург)
«Лоэнгрин» Рихард Вагнер (Оперный театр, Цюрих)
«Когда мы мертвые пробуждаемся» Генрик Ибсен (Талия-театр, Гамбург)
1992
«Алиса» Льюис Кэрролл - Том Уэйтс - Пауль Шмидт (Талия-театр, Гамбург)
«Доктор Фауст зажигает огни» Гертруда Стайн (Театр Геббеля, Берлин)
«Эйнштейн на пляже» Филип Гласс. Третья редакция (мировой гастрольный тур)
«Парсифаль» Рихард Вагнер (Оперный театр, Хьюстон)
1993
«Алиса в постели» Сьюзан Зонтаг (Берлинер ансамбль, Берлин)
«Орландо» Вирджиния Вульф, с Изабель Юппер (Драматический театр, Лозанна)
«Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини (Театр де Шатле, Париж)
1994
«Кожа, мясо, кости» Элвин Люсьер
«Кроткая» Федор Достоевский (Драматический театр, Лозанна)
1995
«Замок герцога Синяя борода» Бела Барток (Оперный театр, Зальцбург)
1996
«Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини (Оперный театр, Болонья)
«Орландо» Вирджиния Вульф
«Четыре святых в трех актах» Гертруда Стайн (Государственный оперный театр, Гамбург)
1997
«Игра снов» Август Стриндберг (Центр Уотервилл, Нью-Йорк)
«Время рокера» Лу Рид (Государственный оперный театр, Гамбург)
«Пеллеас и Мелизанда» Клод Дебюсси (Большой фестивальный театр, Зальцбург)
«Святые и Певчие» Гертруда Стайн (Центр Уотервилл, Нью-Йорк)
1998
«Белая ворона» [O Corvo Branco] Филип Гласс (Национальный театр Сан-Карлос, Лиссабон)
«Женщина с моря» Генрик Ибсен - Сьюзан Зонтаг (Феррара)
«Монстры Благодати» Филип Гласс (Афины)
«Смерть Дантона» Георг Бюхнер (Большой фестивальный театр, Зальцбург)
«Лоэнгрин» Рихард Вагнер (Метрополитен-опера, Нью-Йорк)
«Игра снов» Август Стриндберг (Стокгольм)
«Полет через океан» Бертольд Брехт (Берлин)
1999
«Смерть, разрушения и Детройт III. Накануне» Рьючи Сакамото (Линкольн-центр, Нью-Йорк)
«Волшебная флейта» Вольфганг Моцарт (Театр де Шатле, Париж)
«Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини (Хаммаматсу)
2000
«Кольцо нибелунгов» Рихард Вагнер (Оперный театр, Цюрих)
«Войцек» Георг Бюхнер - Том Уйэтс (Театр Бетти Нансен, Копенгаген)
«Горячая вода» Цимон Барто
«Поэзия» Лу Рид (Государственный оперный театр, Гамбург)
2001
«Персефона» Игорь Стравинский
«Три сестры» Антон Чехов (Королевский оперный театр, Стокгольм)
«Норма» Винченцо Беллини (Оперный театр, Цюрих)
«Зимний путь» на основе вокального цикла Шуберта, с оперной певицей Джесси Норманн (видео-проект)
2002
«Женщина без тени» Рихард Штраус (Национальная опера Бастилии, Париж)
«Судьба» Леош Яначек (Государственная опера, Прага)
2003
«Исаму Нагути» выставка
«Искушение святого Антонио» Густав Флобер, с Бернис Джонсон Ригон (Национальная опера, Рур)
«Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини (Опера, Амстердам)
«Аида» Джузеппе Верди (Королевская опера, Ковент-Гарден)
«Леонс и Лена» Георг Бюхнер, с немецкой певицей Герберт Грёнмейер (Берлинер ансамбль, Берлин)
2004
«Я - Ла Галиго» по мотивам индонезийского эпоса (Театра Эспланады в Бухте, Сингапур)
«Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини (Оперный театр, Лос-Анджелес)
«Черный всадник: литье магических пуль» Уильям Берроуз (Центр искусств, Лондон)
«Пеллеас и Мелизанда» Клод Дебюсси (Театр де Шатле, Париж)
«Алькеста» Еврипид (Оперный театр Ла Монне, Брюссель)
2005
«Лулу» Франц Ведекинд (Берлинер ансамбль, Берлин)
«Басни» Жан де Лафонтен (Комеди Франсез, Париж)
«Пер Гюнт» Генрик Ибсен (Оперный театр, Осло)
«Зимняя сказка» Уильям Шекспир, с Пласидо Доминго (Берлинер ансамбль, Берлин)
«Парсифаль» Рихард Вагнер (Опера, Лос-Анджелес)
2006
«Лоэнгрин» Рихард Вагнер (Метрополитен-опера, Нью-Йорк)
«Кольцо нибелунгов» Рихард Вагнер (Театр ле Шатле, Париж)
2007
«Вуум: Портреты» Роберт Уилсон (Галерея Асе, Лос-Анджелес)
«Трёхгрошовая опера» Бертольд Брехт (Берлинер ансамбль, Берлин)
«Посвящение Иоанну» Иоганн Себастьян Бах (Театр ле Шатле, Париж)
«Руми: в мгновении ока» Джалаладдин Руми (Национальный театр Греции, Афины)
2008
«Счастливые дни» Самуэль Беккет (Римский Театр, Сполето)
«Руми» Джалаладдин Руми (Национальный оперный театр, Варшава)
«Фауст» Шарль Гуно (Национальный оперный театр, Варшава)
«Мадам Батерфляй» Джакомо Пуччини (Опера, Лос-Анджелес)
2009
«Сонеты Шекспира» с Руфус Уйэнрайт (Берлинер ансамбль, Берлин)
«Кул - танец в моей голове» (Центр искусств, Ист-Хэмптон)
«Волшебный стрелок» Карл Мария фон Уэбер, дирижер Томас Хенгельброк (Оперный театр, Баден-Баден)
«Последняя лента Крэппа» Самуэль Беккет (Римский Театр, Сполето)
«Квартет» Хайнер Мюллер (Центр Уотервилл, Нью-Йорк)
«Орфей» Клаудио Монтеверди (Ла Скала, Милан)
2010
«Катя Кабанова» Леош Яначек (Национальный театр, Прага)
«Средство Макропулоса» Карел Чапек - Леош Яначек (Национальный театр, Прага)
«Счастливые дни» Самюэль Беккет (Театр де Атени Луи-Жуве, Париж)
«1433. Большой вояж» (Тайпей)
2011
«Разрыв Разума» выставка (Оперный театр, Осло)
«Жизнь и смерть Марины Абрамович» (Международный фестивальный центр Лоури, Манчестер)
«Возвращение Улисса на Итаку» Клаудио Монтеверди (Ла Скала, Милан)
«Разрыв Разума» выставка (Норвежский музей науки и техники)
2012
«Ференц Лист: Крестный путь» (Фестивальный центр, Веймар)
«Эйнштейн на пляже» Филип Гласс - Роберт Уилсон. Четвертая версия (Опера, Лос-Анджелес)
«Лулу» Франк Ведекинд (Новый театр, Сполето)
«Джон Кейдж. Лекции о Ничто» (Университет Калифорнии, Лос-Анджелес)
«Одиссей» Клаудио Монтеверди (Национальная опера, Афины)
«Макбет» Джузеппе Верди (Муниципальный оперный театр, Сан-Паоло)
2013
«Циния. Жизнь Клементины Хантер» (Государственный университет, Монтклер)
«Питер Пэн» Джеймс Барри - Кокорози (Берлинер ансамбль, Берлин)
«Старуха» Даниэль Хармс, Уилсон - Уиллем Дефо - Михаил Барышников (Международный фестивальный центр, Манчестер)
«Девушка со спичками» Ганс Христиан Андерсен - Хельмут Лахенманн (Руртриеннале, Зал столетия, Бохум)
2014
«1914» по пьесе Карл Клаус - Алекс Брежина (Национальный театр, Прага). Премьера - 30 апреля
Готовится к постановке новая опера Роберта Уилсона, либретто для которой пишет Мартин Макдонах, а музыку - Том Уэйтс. Название пока не аннонсируется.
Официальная страница Роберта Уилсона