«Суперзвезда Запольская». Чаплинский - Грошинская

Oct 10, 2016 17:28



«СУПЕРЗВЕЗДА ЗАПОЛЬСКАЯ»
Ян Чаплинский
Драматический театр им. Иржи Анивского в Валбжихе, Польша
Постановка - Анета Грошинская

В основу спектакля легла биография польской писательницы Габриэли Запольской. Жанр определен режиссером Анетой Грошинской как музыкальное развлечение, биографический коллаж. На сцене художник Томас Валесяк слегка преобразил типичное проходное общедоступное место в обшарпанную комнату с исписанными стенами и стертым паркетом, где актеры решились соорудить памятник одной забытой героине.

Запольская - псевдоним писательницы Марии Габриэли Стефании Корвин-Петровской (1857-1921), окончившей Львовский педагогический институт и выданной родителями не по любви за польского офицера, служившего в царской России. В походных тяготах брак быстро распался, и Запольская подалась на сцену. Выступала сначала с любительскими коллективами, а затем на подмостках Краковского театра. До Первой мировой войны постоянно проживала во Львове и много гастролировала. Во время оккупации российскими войсками жила за счет выпечки собственной кондитерской.



После войны проживала одна на собственной вилле. Однако жизнь дала течь в связи с ее роковым увлечением юным гипнотизером, который сначала обокрал ее, а потом еще и отсудил имущество. Похоронена во Львове на кладбищенской Аллее Знаменитых. И считается сегодня забытым автором, несмотря на то, что оставила после себя внушительное наследство: 41 пьесу (большинство в жанре социальная сатира и комедии), 23 романа, 117 рассказов и 252 журналистских очерка.

Спектакль драматического театра из Валбжихи - пир духа для тех, кто любит воссозданную на сцене "не эстетичную сырость и неровность жизни", услада для "не театрального, киношного глаза", праздник для адептов смерти лицедейства на подмостках с прямым обращением к публике в финале и вопрошанием ответов: "Как же мы, цивилизация здравого смысла, докатились до жизни такой?"



Из чего актеры лепят памятник писательнице? Из маленького коврика, физкультурного мата, стола, стульев, электро-гитары, синтезатора и микрофона. И еще из ее текстов, отрывков рассказов и драматических сцен. Писатель Ян Чаплинский сочинил свою пьесу, не ожидая, что театр с ней сделает. Идея драматурга - отнестись, как к себе, с почтением к бесследно исчезающему из истории литературы таланту. Автор как бы ставит красный сигнальный маячок в нашу нестабильную память. И мы на этот маячок как бы даем согласие. Если бы театр из Валбжихи вместе с режиссером Анетой Грошинской не захотели это литературо-центристское прошлое театра перечеркнуть, растворить слово в естестве жизненной блеклости, в волевом преуменьшении всяких чувств, в снижении патетики и не забивании кола позволительности всякого пафоса. Какой-нибудь певец социалистического реализма ударил бы по столу, пытал-томил-надругался, переломал бюджетную мебель, чтобы вызвать слезу к незаслуженно униженной женщине. Не тут-то было. Пошли другие времени. "Пост-драма", клиповое мышление, поток сознания в зале и на сцене.



Признаю. О Запольской знает лишь крошечная часть выросших польских школьников, которые когда-то проходили в рамках школьной программы ее комедию «Мораль пани Дульской». Остальной публике это имя может показаться явлением нарицательным, национальным признаком стремления к славе. А на деле все не так. Яркому таланту Запольской не грозит забвение. Другой такой в истории культуры Польши и не сыскать. Запольская была маргиналом, задавала немыслимые для своего времени и очень неудобные вопросы. Принаряжаясь в одежды разных псевдонимов, она описывала явления сложные, парадоксальные, дикие: разводы, насилие, тотальное давление, лишение прав, проституцию и беззаконие. И резко выделялась из общей литературной рутины потому, что была первой и к тому же женщиной. Почитателям Ибсена можно тихо курить в сторонке. Не их час.



Подзаголовок спектакля - «биографический коллаж» - позволил театру свободно перескакивать из десятилетия в десятилетия и обратно. Одна героиня с неизмеримо разносторонним талантом играется тремя даровитыми артистками: Сарой Целлер-Ежерской, Иреной Шираковской и Иоанной Лагановской. Трехликая Габриэлла Запольская искала гламура и признания, а получила суд и презрение, боль, печаль и грусть! Не обошлось без унижений и суицидальных попыток. Но сильная сторона натуры взяла верх и привела ее к открытому бунту. Где-то на периферии маячили тени родителей, которые наотрез отказались от дочки, приумножив строй отрицателей всех ее начинаний.



Но девушкой двигала влюбленность. Мужчины из России, Польши и Франции рождали в ее открытом сердце искреннее чувство, к сожалению, не прибавляя самоуважения. Габриэля осталась представительницей низкой профессии. И мы, находясь на расстоянии вытянутой руки от трех плакальщиц этой злой судьбы, могли прочувствовать все муки и невыносимость мучившего ее бремени.

Ранний феминизм был, конечно, страшной силой, но запечатлел и торжество неправоты в самой позиции. Меч правосудия всегда обрушивался не на нарушителя прав (читай, сторонников домостроя), а на саму жертву, восстающую против всякого давления и погибающую ради того, чтобы вызвать в не зачерствевшей душе признание и понимание. Такой привет от первой волны феминизма - всплеску сегодняшнему. Спустя сто лет! Незаслуженно долго!



В качестве метафоры иронии судьбы один бородатый пузан игриво скакал по сцене, выполняя упражнение с белой лентой из художественной гимнастики. Из-за его беззаботных прыжков по площадке щеки сидевших рядом новых феминисток покрывались алым румянцем. Стыдно-стыдно современной независимой девушке узнавать про царивший когда-то домострой.

Хотя хочу отдельно низко поклониться не только трем хорошим актрисам в заглавной роли, но и трем исполнителям-мужчинам, сумевшим вызвать мировую скорбь убедительными акциями мучений таланта-женщины-самородка. С песнями, танцами, парной акробатикой, пародиями, скороговорками и другими шалостями спектакль показался живым, динамичным развлечением в стиле "easy-listening" для очень молодой аудитории. Представителям поколения хиппи можно не беспокоиться.

Из анонса театра:
"Мы помним Запольскую в основном как автора «Мораль пани Дульской». но ее биография, количество текста, талант и масштаб интересов - может поспорить с несколькими художниками. Мы хотим, чтобы о ней говорили, потому что мы чувствуем, что мы обязаны ее многим, может быть, даже большим, чем Мицкевичу, Выспяньскому и Сенкевичу. Она рассказывала не Историю, а истории о том, что является общим для всех нас: о простых, жизненных проблемах, маленьких трагедиях. На рубеже ХIХ и ХХ веков было не легкое время для женщины, решившей иметь собственное мнение. Она высмеивала, тривиализировала, боролась с болезнями и бедностью, никогда не оглядываясь назад. Сама жизнь ее отправила нам безжалостный вызов - не сдаваться. В суете. В борьбе за себя. Выиграв провал! Так услышьте же голос жертвы. Пережившей вред вычеркивания своим временем. Она не смотрела на остальных. Она видела в свободе высшую ценность. И потому Запольская - суперзвезда!"

Трейлер

image Click to view



ВИДЕО
Автор трейлера - Адам Цапала

image Click to view



«СУПЕРЗВЕЗДА ЗАПОЛЬСКАЯ»
Драматический театр им. Иржи Анивского в Валбжихе, Польша

Постановка - Анета Грошинская
Текст и драматургия - Ян Чаплинский
Сценография и костюмы - Томас Валесяк
Музыка - Марцин Ливен
Хореография - Катаржина Цилонка

Исполнители:
Сара Целлер-Ежерская, Ирена Шираковская, Иоанна Лагановская, Рафал Косовский, Петр Мокшицкий, Филип Перковский

Премьера - 16 октября 2015
Продолжительность - 90 минут

Спектакль частично финансировался из бюджета Нижней Силезии.

Официальная страница спектакля

Фото - Наталья Кабанова

Польша, рецензия, театр, сезон 15/16, Запольская

Previous post Next post
Up