«ИСТОРИЯ КАСПАРА ХАУЗЕРА» ХЕРМАНИСА

Dec 10, 2013 17:57



«История Каспара Хаузера»
Цюрихский драматический театр
Постановка - Алвис Херманис

Интерес к «загадке XIX века», удивительной истории подкидыша Каспара Хаузера, похищенного ребенком и выросшего вне цивилизации, не утихает до сих пор. Герой появился 28 мая 1828 года в Нюрнберге 17-летним юношей, и погиб при невыясненных обстоятельствах через пять лет 17 декабря 1833 года в Ансбахе, где в его честь установлен памятник. История приобрела больший мистический оттенок после раскрытия связи Каспара с Наполеоном Бонапартом (его даже признали прямым наследником Баденского трона). Многие авторы, обращающиеся к этому сюжету (Георг Тракль, Поль Верлен, Питер Хандке, Вернер Херцог и пр.), рассматривают Каспара в хитросплетениях политических интриг и борьбы за власть. Но в постановке Цюрихского театра ларец тайны открывается с другой стороны.




Еще до начала представления мы видим в черном кабинете сцены привязанного на короткий поводок белого пушистогривого пони. Справа от него - детская игровая зона с грудой песка, слева - четыре чёрных пианино, расположенных строго по одной линии. В черном убранстве - белый пони - два контрастных мира, которым непременно предстоит столкнуться. Пони, как alter ego героя, останется на сцене до конца представления, тихо постукивая копытцами о деревянный настил.

Действие сюжета развернется под звуки прелюдии Дебюсси «Следы на снегу» («Des pas sur la neige»). Из темноты появится лилипут в черном и буквально откапает в песочнице главного героя. Аккомпаниатор объявит, что действие происходит в Нюрнберге в 1828 году и Каспар отправиться в цивилизацию: учиться ходить, говорить, кушать за столом и т.п. Обнаружится, что он очень любить слушать мрачные сказки бабушки Георга Бюхнера, начнет вести дневник, куда занесет множество тонких и примечательных «предложений».



33 маленьких истории, из которых состоит спектакль, посвящены трогательным моментам жизни нашего героя. Алвис Херманис знакомит публику с его неудержимым любопытством и хрупким, незащищенным внутренним миром. Появившийся едва способным говорить, он оказался в крепких объятиях навязчивой опеки окруживших его обывателей, где, конечно, Каспару суждено было почувствовать себя Гулливером.

Миниатюрный мир Лилипутии представлен тремя пожилыми парами. Роли мэра, доктора и профессора с их женами исполняют дети от семи до одиннадцати лет. Эти кукольные персонажи будут вести себя по-детски, усаживаясь на коленях героя, взбираясь на пианино, чтобы объявить название следующей сцены. Взрослые актеры - главный герой (Ирка Зетт), лилипут (Роланд Хофер) в роли Чёрного человека/Чужого, и кукловоды, управляющие детьми-буржуа, по принципу японского театра Бунраку, в черном кимоно с закрывающими лица капюшонами. Они же будут озвучивать текст за детей и играть на пианино. Живой фортепьянный аккомпанемент будет непрерывно сопровождать действие.



Обстановка на сцене в стиле австрийско-немецких салонов Бидермейера, часть бюргерской среды XIX века, простодушно-обывательская смесь ампира, романтизма и сентиментальности. Бидермейерская мебель соответствовала трем критериям: прочность, доброкачественность и удобство. Режиссер (он же автор сценографии) заставляет пространство большим количеством предметов, стремясь сгруппировать их в центре. Простота мебельных форм с плавно-изогнутыми линиями контура компенсировалась мелкой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных цветочными мотивами.



В этом антураже переодетые взрослыми дети усядутся в полукруг, чтобы сыграть струнным оркестром слегка искаженные стилем хаус вальсы Штрауса. Метафора комфортного мира: Бидермейер, миниатюрные старики и Штраус - чужда Каспару. На этом искусственном фоне рассуждения о нравственных ценностях и острое восприятие Каспером незнакомого, чужого уклада пронизывает спектакль. В одной из сценок, называемой «Каспар и любовь» Ирка Зетт читает стихотворение о руке, способной передать ласку и нежность. И именно в этих тихо звучащих словах - главное ожидание Каспара, без которого незащищенные души гибнут, вскрывая недостатки нашей жизни, ее духовную пустоту.



Войдя в мир спектакля из песка, Каспер Херманиса в него и уходит, произнеся трогательные предсмертные слова.



"ИСТОРИЯ КАСПАРА ХАУЗЕРА"
Цирюхский драматический театр

Текст - Карола Дюрр и труппы
Постановка - Алвис Херманис
Сценография - Алвис Херманис
Костюмы - Ева Десикер
Музыка - Екаба Ниманис
Свет - Гинстер Эхеберг
Драматургия - Андреа Швайтер
Музыкальные репетиции - Франци Фрик
Замдиректора - Екатерина Соколова
Ассистент сценографа - Микела Флюк
Ассистент по костюмам - Рамона Мюллер
Стажер-режиссер / работа с детьми - Зоя Берман
Стажер-декоратор - Надя Битенхадер
Стажер-костюмер - Анна - Катарина Мюльхаузер
Суфлер - Рита Хорват
Менеджер - Ральф Фурманн

Действующие лица и исполнители:

Каспар Хаузер - Ирка Зетт

Профессор Георг Фридрих Даумер - Патрик Гюльденберг
Анна, его жена - Изабель Менке
Доктор Иоганн Остерхаузен - Милиан Зерзави
Эльза, его жена - Франциска Маченс
Мэр Якоб Биндер - Людвиг Бетгер
Фрида, его жена - Шанте ле Мо
Незнакомец - Роланд Хофер

Профессор Георг Фридрих Даумер - Дэвид Фишер
Анна, его жена - Мира Зокоди
Доктор Иоганн Остерхаузен - Синан Блюм
Эльза, его жена - Одри Хенни
Мэр Якоб Биндер - Линус Сетом
Фрида, его жена - Лорена Шверцман

В роли детей - Шарлотта Циммерман и Мануэль Оберхофер

Премьера - 16 Февраль 2013
При поддержке фонда Фонтобель

Официальный сайт Цюрихского драматического театра

Фото - Таня Дорендорф / T+T Fotografie

Алвис Херманис, рецензия, Каспар Хаузер, театр, Цюрихский драматический

Previous post Next post
Up