«ЦЕМЕНТ» ГЛАДКОВА В РЕЗИДЕНЦ-ТЕАТРЕ

Dec 10, 2013 16:03



«ЦЕМЕНТ»
по роману Федора Гладкова
Инсценировка - Хайнер Мюллер
Режиссер - Димитр Готшеф
Мюнхенский Резиденц-театр

За несколько месяцев до своей смерти Димитр Готшеф выпустил премьеру по роману Федора Гладкова «Цемент» в инсценировке Хайнера Мюллера. Спектакль стал эпитафией режиссера, развернувшего мифологическую революционную драму на фоне истории создания «нового» человека социализма.

Хайнер Мюллер инсценировал роман классика советской литературы Федора Гладкова, опубликованный в России 1925 году, и переведенный на немецкий в 1927 году. История возвращения красноармейца Глеба Чумалова после трех лет гражданской войны в поселок Уютная Колония при огромном заводе. Демобилизованный герой войны обучается на слесаря, и имеет отличные перспективы для роста. Главная цель - восстановить разрушенный цементный завод и построить коммунизм. Однако на пути его планов встает множество препятствий, которые Глеб с усердием преодолевает. Его жена Даша давно оставила домашние заботы, сменив их на ответственную партийную работу в женотделе. Дочь Нюрка оказывается в детском доме, где вместе с остальными детьми переживает голод и нужду. Чумалов находит единомышленника в лице инженера Кляйста, ранее проектировавшего и строившего завод. Общими усилиями им удается наладить дело. Однако возникают новые препятствия. Сначала учащаются нападения бело-зеленых банд, обстреливающих рабочих и пытающихся разрушить завод. Затем появляется председатель исполкома Бадьин с кучкой бюрократов из промбюро, постепенно разваливающих работу в виду несоответствия инструкций и отсутствия санкций вышестоящих органов. Глеб уезжает в центр решать вопрос, в это время в детдоме умирает Нюрка. По возвращению Чумалов вместе с новой комиссией устраивает чистку партийных рядов. На улице оказываются и правые и неправые участники социальной стройки, а особо провинившихся арестовывают. Даша уходить жить к Поле Меховой, пережившей насилие от партийного бонзы Бадьина. Глеб решается упорно трудиться ради светлого будущего.

Режиссер Димитр Готшефф строит повествование в жанре трагифарса, показывая испытания человека стихиями революционных преобразований и сопутствующих им соблазнительных искушений. Критических высказываний о социализме в пьесе Мюллера множество, отчего после написания в 1973 году она была запрещена. Лишь после успешной постановки Рута Бергхауса в 1975 году, в Берлинерансамбле, запрет удается снять. Критики списали пессимистическую оценку событий социалистической стройки как необходимые для показа «героических усилий» обстоятельства, благодаря чему слава и репутация Хайнера Мюллера в ГДР «цементируется».

На сцене Резиденц-театра художник Эцио Тоффолутти устраивает царство цемента: и мемориал, и завод, и пыльное небытие. Три примыкающие светло-серые грани, установленные под углом друг к другу. Условное пространство постановщик наполняет музыкой бормотания Сэнди Лоричика и хором перепачканных цементом неизвестных с забинтованными лицами. Отдельных впечатлений два - главный герой Чумалов (Себастиан Бломберг)- Одиссей, Геракл, Сизиф, и невероятно трогательный образ Нюрки (Валерия Чепланова), самозабвенно распевающая славянские песни и рассказывающая поучительные притчи, которыми Мюллер нашпиговал пьесу. Все остальные герои романа проявляются из серой массы хора и в сером же небытии канут.

Последняя точка спектакля - на сцену выходит Глеб Чумилов, как и положено Сизифу, с мешком цемента на плечах. Пока цемент струится сквозь его пальцы, он произносит слова о том, что коммунизм был не сон, а тяжелая работа, отчего цемент теперь постоянно преследует его в страшных снах, и, как же он не хочет пройти эту дорогу снова.

Почти 100 лет спустя описанных событий Димитр Готшеф устроил путешествие в затерянный мир страшных иллюзий, память о которых еще жива.

Как написал Хайнер Мюллер в ноябре 1995 года, за четыре недели до смерти: «Мертвые ждут на противоположном склоне. Иногда они держат в руках фонарь, будто живые. Пока не отступают в привычную тьму, оставляя свет нам".

Официальный трейлер. Режиссер монтажа - Майк Эберт



«ЦЕМЕНТ»
по роману Федора Гладкова

Инсценировка - Хайнер Мюллер
Постановка - Димитр Готшеф
Сценография и костюмы - Эцио Тоффолутти
Музыка - Сэнди Лопичик
Свет - Геррит Джурда
Драматургия - Андреа Кошвиц

Действующие лица и исполнители:

Нюрка - Валерия Чепланова
Глеб Чумалов - Себастиан Бломберг
Даша Чумалова - Бибиана Беглау
Бадьин - Аурель Мантей
Сергей Ивагин - Лукас Туртир
Поля Мехова - Гения Рыкова
Плоттег Кляйст - Пауль Вольф
Чибис - Гетц Аргус
Макар, Дмитрий Ивагин - Симон Верделис
Хор:
Лена Айкенбуш
Йонас Грюнднер-Сулеманн
Томас Хаузер
Инес Холлинджер
Люк Хупфельд
Йоханна Кюстерс
Джеймс Ньютон
Клэр Пфайфер
Филипп Рейнхардт
Анна Софи Шиндлер
Бенджамин Шредер
Джефф Вильбуш

Премьера - 5 мая 2013 года
Продолжительность - 3 часа 15 мин. с антрактом

Официальный сайт мюнхенского "Резиденц-театра"

Страница на фейсбуке "Резиденц-театра"

Гладков, Готшефф, Резиденц, рецензия, театр, Мюнхен, 2013

Previous post Next post
Up