«ЛЮБОВЬ ДАНАИ»
Рихард Штраус
Зальцбургский фестиваль, Германия
Постановка - Алвис Херманис
Несмотря на повышенный уровень террористической угрозы в соседней Германии, австрийский театральный фестиваль в Зальцбурге бьет рекорды посещаемости и цен на билеты. Стоимость места на последний день показа оперы "Любовь Данаи" варьируется от 260 до 600 евро.
Критики единодушно называют постановку "усладой взора и слуха", а простой зритель в финале не жалеет ладоней, устраивая овации творческой команде. Она вновь интернациональная, возглавляемая латышским режиссером и сценографом Алвисом Херманисом, который привлек к своей постоянной банде с многоопытными соратниками - художником по свету Глебом Фильштинским и хореографом Аллой Сигаловой - еще и молодые таланты: художника по костюмам Йозаса Статкевичуса и видео-дизайнера Инету Сипунову..
После целого ряда успешных постановок на старейших оперных сценах Европы Херманис взял высокую планку и вновь добился успеха. На этот раз в инсценировке веселой мифологии Рихарда Штрауса "Любовь Данаи". Херманис и музыкальный руководитель оркестра Кливленда Франц Вельзер-Мёст решили воздать должное одному из проектов периода взлета и падения фестиваля в период второй мировой войны. В 1944 году на Зальцбургском форуме состоялась лишь открытая репетиция чудесной оперы Рихарда Штрауса, премьеру которой смогли сыграть через 7 лет после окончания войны и через три года после смерти композитора. Оперу в Зальцбурге повторно ставили не часто: в 2002 году, и вот теперь. В 2016 в афише фестиваля появилось настоящее чудо, сказка в азиатском стиле, рассказывающая о силе истинных чувств, способных победить пресловутую власть денег.
Два мифа сошлись в одном сюжете. Первый - о том, что у золота появилась душа, в которую превратился Бог Юпитер, надеясь соблазнить пышнотелую красавицу Данаю. И второй - о богатом царе Мидасе, превращающем в золото все, к чему прикасался. Идея соединить две легенды родилась у немецкого драматурга Хуго фон Гофмансталя еще в 1921 году. Но из-за занятости композитора была отложена. К ней Штраус вернулся по совету своего биографа Вилли Шуха позже. К работе над либретто привлекли другого литератора - куратора Венской театральной библиотеки Джозефа Грегора, который стал автором литературного текста трех поздних опер Штрауса.
Из-за долгов царь Поллукс решает срочно выдать замуж дочь. Среди женихов появился и Юпитер. Но, отвергнув подарки всесильного бога, Даная выбирает Мидаса, одетого в бедное рубище. Приняв его объятия, Даная превращается в золотую статую. И только живой голос и горячее сердце влюбленной девушки разбивает злые чары и заклятье безутешного бога, решившего навлечь на пару проклятье вечного скитания и тяготы бедности. Проигравший Юпитер одаривает счастливую семью золотым дождем.
Херманис проигнорировал связь с греческой мифологией и неожиданно перенес место действие в Сирию (именно на улицы Сирии зовет Данаю прогуляться Юпитер). А на сцене построил рай из белого кафеля с высоко расположенной узкой горизонтальной нишей, от которой пирамидально спускается вереница крутых ступеней. Здесь появятся короли, богини, торговцы, гейши, нищие и богачи, белые огромный слон и живой осел. Здесь развернется пиршество голоса, динамики и цвета.
Так же Херманиса не увлекла идея превратить Данаю в стяжательницу богатства, как того требовал либреттист. Она не меркантильна, а окружена роскошью и изобилием. Золото - ее "натуральный" цвет, то есть, естественная среда. Херманис отдает тему изобилия художнику по костюмам Йозасу Статкевичусу в сценах с хором. Удивительно живой и разномастный хор Венской государственной оперы, каждого участника хотелось рассматривать отдельно. Такими живыми казались их фигуры в пестрых нарядах восточного рынка, расшитых золотом халатах, ярких тюрбанах и с четкими линиями воинственного макияжа на лице.
Яркими пятнами оживляют холодный фон ковры красноватых оттенков с витиеватыми узорами и ткацкие станки с крупными клубками разноцветной пряжи. Несколько китчевый видео-ряд дизайнера Инеты Сипуновой: повторяющиеся вариации азиатских орнаментов проецируются на белую декорацию, меняющую цвет у нас на глазах в сложной световой партитуре Глеба Фильштинского. Чем и создаются красочные переходы между картин..
Все остальное время перед нами холодный белый фон и струящиеся белые ткани в нарядах главных героев, чтобы ничто не мешало смотреть и слушать их великолепные арии.
При сдержанном ведении музыкальной партитуры оркестром Венской филармонии всего пару раз кольнула слух неровность звучания духовых. Но рядом с выразительным вокальным мастерством, о недочетах быстро забываешь. И увлекаешься почти гипнотическим течением сюжета.
В исполнении партии Данаи Стояновой нет виртуозности голосовой акробатики, но грациозно взятые высокие ноты обогащают мечтательный образ ее героини. Ей под стать Томаш Конечный в роли Юпитера - мощный лирический баритон, умело создающий приятный во всех отношениях образ из сновидения.
Первоклассно исполнены три теноровые партии: яркий солист с тонким легато Герхард Зигель в роли Мидаса, эксцентричный Меркурий в исполнении Норберта Эрнста и улыбчивый заемщик царь Поллукс Вольфганга Аблингер-Спирхаке. Блестящие женские партии четырех греческих цариц от Мари Селенг, Ольги Бессмертной, Микаэлы Селинджер, Дженифер Джонстон.
Танцевальный рисунок Аллы Сигаловой поражает восточной смесью эротизма и декоративности. Чертовая дюжина танцоров множат видения лиц частой сменой костюмов от золотых комбинезонов до белых балахонов, превращаются то в ожившие статуи, то в печальных танцоров свиты, то в испуганную группу женщин в парандже.
Третий акт вышел ярким не только у Штрауса, но и у Херманиса, нашедшего любопытный мизансценический ход для финала.
Миф о том, что в любви Бог всегда обыграет смертного, постепенно растворялся. И нас увлекало неминуемое сближение планет Мидаса и Данаи, страждущих счастья. Превратив богача в простого погонщица, Юпитер не мстит, а доказывает жизнестойкость аскетизма и бедности. Херманис каждое появление двух любящих фигур освещает внезапно побелевшим антуражем. Штраус по-детски радуется, одаряя влюбленных удивительной красоты лирическими ариями. А постановщик оттеняет лиризм светлой иронией, соединяя искусно сделанную подделку слона, на котором разъезжает по сцене вседержитель, и реального белого ослика, ведомого пастухом по сцене. В парадигме "искусства ради искусства" победит жизнь "реальных людей". Им, настоящим и живым, достанется сказочный финал.
Финальная сцена с ткацкими станками - настоящий визуальный аттракцион, в котором цветная рябь лишь подчеркивает серьезность звучания гимна труда. Картина завершается рождением множества детей у сидящей на возвышении женской группы. По-Херманису, в этом и состоит последний подарок проигравшего в войне за любовь Юпитера - он дарит не денежный дождь, как в либретто, а настоящий всплеск деторождения. И перед тем, как погрузить сцену в полную темноту вместе с финальными звуками оперы, режиссер замедлит действие, и Мидас с Данаей замрут на авансцене, потянув друг к другу руки, как на известной фреске Микеланджело "Сотворение Адама". Именно так в сказочной опере приготовятся в "рождению новой души".
За магию мира чудес вместе с обнадеживающим и столь любимым публикой happy-end'ом зал ответил длительными аплодисментами.
Ах, сколько радости! Пойду лимон съем.
ВИДЕО 1
Click to view
ВИДЕО 2
Click to view
«ЛЮБОВЬ ДАНАИ»
Зальцбургский фестиваль, Германия
Музыка - Рихард Штраус
Текст - Йозеф Грегор, Хуго фон Гофмансталь
Постановка и сценография - Алвис Херманис
Музыкальный руководитель - Франц Вельзер-Мёст
Костюмы - Йозас Статкевичус
Свет - Глеб Фильштинский
Видео - Инета Сипунова
Хореография - Алла Сигалова
Ассистент режиссера - Гудрун Хартман
Ассистент сценографа - Ута Грубер-Баллер
Драматург - Ронни Дитрих
Мастер хора - Эрнст Рафельсбергер
Исполнители:
Даная - Красимира Стоянова
Юпитер - Томаш Конечный
Меркурий - Норберт Эрнст
Поллукс - Вольфганг Аблингер-Шпирхаке
Ксант - Регина Ханглер
Мидас как Хризофер - Герхард Зигель
Четыре короля - Павел Колгатин, Энди Фрю, Риян Спидо Грин, Йонгмин Парк
Семела - Мария Селенг
Европа - Ольга Бессмертная
Алкмена - Микаэла Селингер
Леда - Дженифер Джонсон
Музыканты - Хор Венской государственной оперы и оркестр Венской филармонии
Премьера - 31 июля 2016
Продолжительность - 4 часа с антрактами
Официальная страница спектакля